Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Основы туризма

Добавлено: 2018.07.28
Просмотров: 16

Мегидь Наталья Владимировна, учитель географии и биологии

Пояснительная записка

Омская область располагает огромными возможностями для развития туризма. Туризм является наиболее динамичной отраслью третичного сектора. Познавательные возможности туризма создают благоприятные условия для развития и совершенствования образовательного и воспитательного пространства.

Вместе с тем современная ситуация в географическом образовании обнаруживает острую потребность в регионализации, которая представляет становление развитого регионального образовательного пространства. А идеология образования ориентирует на развитие личности учащихся, на оказание помощи каждому выпускнику школы в выборе жизненного пути.

В этой связи разработка программы элективного курса по географии “Основы туризма”, объектом изучения которого станет неповторимая, многообразная, находящаяся в постоянном взаимодействии и развитии природа Омской области, а активным ее исследователем школьник, привлеченный к туристско-краеведческому делу, является достаточно значимым.

Актуальность программы обусловлена и тем, что предложенный курс является составной частью социального развития учащихся. Разработанный курс направлен на повышения качества географического образования, улучшения здоровья и отдыха и дает реальную возможность успешной самореализации подростка в будущей профессии, заранее ориентированного в смежных областях деятельности.

Целью курса является: Повышение уровня общего географического образования путем углубленного изучения своего края: расширения знаний школьников по краеведению Омской области, совершенствованию картографических умений, навыков ведения наблюдений, обработки и анализа результатов исследований, понимания сущности природных процессов и их роли в жизни и деятельности человека, через привлечение внимания школьников к туристстско-экскурсионному делу.

Общие задачи:

1. Образовательные задачи:

– Обеспечивать личностно-ориентированный характер образования, создавать условия для ценностного, социокультурного самоопределения и саморазвитития личности.

– Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, социокультурной среде.

– Способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании.

– Развивать гибкость мышления и поведения как необходимых условий непрерывного общего и профессионального образования и самообразования.

2. Предметные задачи:

– Определить значения и выявления основных видов туризма на территории Омской области

– Формировать системное представление об Омской области как целостном регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации

– Развивать представление о туризме в омской области как о сложном, динамически развивающемся пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности.

– Формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о родном крае, развивать умения работать с источниками информации.

– Подготовить учащихся к практическим применениям навыкам ориентирования и выживания в природе, и выделение основных правил поведения в природе

– Показать практическое значение взаимосвязи природных, экономических, социокультурных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в природе.

В результате изучения курса учащиеся получат теоретическую подготовку к практическим выходам на природу и должны научиться следующим видам деятельности:

Понимать: значение туризма в досуге населения; сущность природных процессов; принципы классификации туризма и уметь характеризовать объекты природы; научные основы познания родного края

Определять: виды туризма; стороны горизонта по местным признакам.

Знать: особо охраняемые территории своей местности; основные черты сходства и различия заповедников и национальных парков; лекарственные и ядовитые растения; классификацию гор по высоте.

Уметь: пользоваться природным материалом в походных условиях; определять животных и птиц, живущих в Омской области; применять полученные знания для решения задач личной и общественной практики;

Соблюдать: правила поведения в природе.

Применять: усвоенные практические и научные знания в различных областях учебной деятельности.

В программе предлагается вариант изучения родного края, основанной на основных принципах преподавания предмета: демократизации, гуманизации, экологизации, комплектности, интеграции. Используются методологические принципы конструирования национально – регионального компонента краеведческого образования: структурность, системность, динамичность.

Сильной стороной программы является её прикладная направленность. Реализация регионального компонента ориентирует учащихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.

Изучение данного курса предполагает проведение лекционных, групповых, индивидуальных и практических занятий. Обязательное условие работы – выполнение творческих заданий, выработка навыков поисково-исследовательской и учебно-проектной деятельности. Проекты учащихся могут быть представлены на конференциях и конкурсах различных уровней.

Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Программа курса рассчитана на 17 учебных часов (1 час в неделю), при этом на проектно-исследовательскую деятельность отводится 2 часа. В программе специально отведено время для практических работ и экскурсии на природу.

В содержании тем указаны основные требования к знаниям и умениям учащихся, а также отражены наиболее существенные вопросы конкретного урока.

Качественно оценить успехи в изучении данного курса позволят критерии:

Тематический контроль: тестирование; собеседование; творческие работы учащихся; проблемные вопросы и задания, предполагающие развёрнутые ответы и позволяющие выявить степень усвоения материала.

Итоговый контроль: тестирование; творческие работы учащихся; написание рефератов и мини проектов по теме курса

Благоприятные условия для реализации учебной программы обеспечит применение отдельных технологических элементов: игровой, эвристической, проектной, групповой, личностно-ориентированной.

Содержание элективного курса по географии “Основы туризма” – Приложение 1

Календарный план изучения элективного курса по географии “Основы туризма” – для учащихся 9 классов – 17 часов (1 час в неделю) Приложение 2

Список литературы для учителя и учащихся Приложение 3