Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Рекомендации по написанию самостоятельного исследования

Добавлено: 2018.07.25
Просмотров: 18

Кудряшова Вера Александровна, учитель химии

Что такое самостоятельное исследование? Самостоятельное исследование является очень важной частью курса химии.

Опыт показывает, что организованный ученик, как правило, получает высокую оценку за самостоятельное исследование, при­чем хорошая организованность не всегда связана с блестящим зна­нием химии.

Ваш отчет может быть написан от руки, напечатан или на­бран на компьютере. В любом случае он должен легко читаться вами, вашим учителем и экзаменатором. Ваш учитель назовет вам точную дату сдачи отчета.

На приведенной ниже схеме представлена последователь­ность работы.

Стадии работы над самостоятельным исследованием

  1. Предложите идею. Обсудите ее с учителем
  2. Просмотрите литературу и продумайте подробности эксперимента.
    Проведите оценку риска
  3. Составьте план. Обсудите его с учителем
  4. Проведите исследование
  5. Напишите отчет и передайте его учителю

А. Поиск идеи.

Поиск хорошей идеи для самостоятельного исследования -это едва ли не самая важная часть работы. Нужно, чтобы работа была интересной и в то же время легко выполнимой в школьной лаборатории. Вы можете почерпнуть идеи из самых разных источ­ников. Ниже приведены некоторые примеры.

• Эксперименты в пределах конкурса «Химия и жизнь», ко­торые вы хотели бы продолжить. Возможно, в одной из экспери­ментальных работ вы получили неожиданные результаты и теперь хотите узнать, почему это произошло. Вам может быть предложено продолжение исследования в рамках конкретной работы. Напри­мер, работа по аспирину в главе «Лекарственные препараты» мо­жет натолкнуть вас на исследование оптимальных лабораторных условий изготовления аспирина.

• Исследование тем, которые интересуют вас, но находятся вне конкурса «Химия и жизнь». Например, вы можете заинтересо­ваться продуктами питания и попытаться исследовать факторы, влияющие на содержание витамина С в овощах.

• Исследования, связанные с местной промышленностью. Во время экскурсии или работы на местных предприятиях вы могли столкнуться с некоторыми химическими проблемами, которые те­перь хотели бы исследовать.

Помните: что бы вы ни выбрали, вы должны объяснить суть исследования и причины своего выбора.

В. Работа с литературой и контроль безопасности.

Как только у вас появится тема, вам нужно будет ознакомиться с соответствующими литературными источниками и спланировать свой эксперимент. Пользуйтесь библиотекой и консультируйтесь с учителем.

Безопасность и оценка риска.

Вам нужно провести оценку риска для любой потенциальной опасности, которая может иметь место в вашем исследовании.

«Закон о труде», 1974 г., ставит в обязанность работодателям обеспечение «разумно возможного на практике» здоровья, безо­пасности и благосостояния всем их служащим, а в обязанность служащих - соблюдение всех предписанных мер безопасности для обеспечения здоровья и безопасности для себя и своих коллег.

Нормы по контролю за опасными для здоровья веществами (КОЗВ) приобрели силу закона в 1989 г. Они требуют, чтобы при использовании любых веществ, представляющих угрозу здоровью, была сделана оценка риска. Оценка риска должна распростра­няться на любую операцию, которая в принципе может быть опас­ной, будь то использование электрического оборудования или ра­бота с микроорганизмами.

В вашем исследовании вам необходимо выполнить оценку рис­ка самостоятельно. Источники информации приведены ниже.

Оценка риска.

1. Выпишите все химические вещества, которые вы собирае­тесь использовать или получить в ходе эксперимента. В каждом случае приведите их примерное количество и укажите, будет ли вещество использоваться в чистом виде или в растворе. (Если в растворе, то в какой концентрации.)

2. Для каждого из веществ определите категорию вредности. Укажите, является ли оно:

Если у него есть предельный срок хранения, укажите и это.

Используйте литературу. Для идентификации категории вред­ности химических веществ воспользуйтесь каталогом потребите­лей.

3. Предусмотрите любую опасность, которая может возникнуть во время вашей работы.

4. Перечислите меры предосторожности, которые вы будете со­блюдать при работе с вредными веществами или при выполнении опасных операций.

5. Убедитесь, что вы провели полную оценку риска по уста­новленной форме, и обсудите ее с учителем. Помните, что при из­менении ваших планов необходимо менять и оценку риска.

С. Планирование исследования.

Составьте план самостоятельного исследования в соответствии с таблицей. Ваш учитель сообщит вам срок сдачи заполненного Плана. Вероятно, вам понадобится обсудить некоторые вопросы, прежде чем продвигаться дальше.

План самостоятельного исследования

Ф. И. О._____________________ Таблица

Пункты плана Дата заполнения. Дата обсуждения
Название исследования (в форме вопросов)
Краткое содержание исследования
Источники информации
Заявка на оборудование, реактивы
Оценка риска и необходимые меры безопасности
Что должно быть сделано до начала работы

Учитель должен посмотреть вашу Оценку риска и План. Без этого вас не допустят к экспериментальной работе. Вы также должны сделать своевременную заявку на химические реагенты и оборудование. По мере продвижения вашей работы не забывайте заранее заказывать новые материалы. Вы должны понять, что от вас ожидают самостоятельных решений, а для этого тоже нужно время.

D. Проведение исследования.

То, каким образом вы будете выполнять свое исследование, сильно зависит от выбранной темы. Если вы вовремя составили План, Оценку риска и своевременно оформили заявку на материа­лы, вы сможете начать работу в первый же день, отведенный для экспериментальной работы. Это принесет вам удовлетворение, так как вы оптимально использовали отведенное вам время.

Важно не падать духом, если вам кажется, что эксперимент не удался, или если его результаты представляются вам неубедитель­ными. Часто бывает, что неожиданные результаты более интерес­ны, чем ожидаемые. История науки полна открытий, которые сле­дуют за неожиданными результатами. В любом случае при выстав­лении итоговой оценки учитель не будет просто подсчитывать чис­ло «правильных» ответов, которые вы получаете, а даст оценку то­го, как вы планировали, проводили исследования и составляли от­чет по эксперименту. Поэтому очень важно записать все получен­ные результаты, в том числе и «неправильные».

При выполнении эксперимента вам постоянно нужно оцени­вать, все ли идет по плану. Вы можете почувствовать, что некото­рые части работы непродуктивны и отнимают много времени. В этом случае вы должны несколько изменить свой первоначальный план. Постоянно, по крайней мере раз в неделю, вам нужно обсуж­дать ход работы с учителем. Это обсуждение будет более продук­тивным, если вы заранее передадите учителю копии уже написан­ного вами материала.

Погрузившись в экспериментальную работу, легко забыть о других аспектах, по которым будут оценивать ваш труд, например такие, как четкая и аккуратная запись наблюдений и измерений, формулировка выводов.

При записи численных результатов обращайте внимание на точность показаний приборов. Будет полезно, если вы заранее оце­ните пределы погрешностей ваших результатов.

Никогда не бойтесь обращаться за помощью. Ваш учитель мо­жет ответить вопросом на вопрос, и тем не менее, это заставит вас думать!

Е. Отчет об исследовании.

Отчет об исследовании должен быть написан или напечатан на бумаге формата А4. На титульном листе отчета необходимо ука­зать название работы, вашу фамилию и название школы.

Размер отчета должен составлять приблизительно 2500 слов. Графики, таблицы, фотографии, приложения и т. п. не входят в это число. Аккуратно пронумеруйте страницы отчета.

Список литературы.

  1. Указать фамилии авторов и названия работ, кем и когда они были опубликованы

Литература

  1. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. — М., 2004.
  2. Ганиченко Л.Г., Мочалов Ю.Е. Использование элементов проблемного обу­чения при проведении уроков-лекций // Химия в школе.— 1990.— № 5.
  3. Гаркунов В.П. Проблемность в обучении химии // Химия в школе.- 1971.— №4.
  4. Геращенко И.Г. Из опыта проблемного обучения по химии // Химия в школе.-1988.- №5.
  5. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школь­ные технологии.- 1997.- № 1.— С 5-7.

x