Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Урок химии в 9-м классе по теме Общая характеристика щелочных металлов

Добавлено: 2018.07.21
Просмотров: 16

Мальцева Лариса Ефимовна, зам. директора по УВР

Задачи урока:

1. На примере щелочных металлов:

- повторить знания о строении атома;
- повторить основные закономерности изменения свойств элементов в Периодической системе по вертикали (в группе);

2. Изучить физические и химические свойства щелочных металлов.
3. Развивать умения записывать уравнения реакции, составлять электронный баланс окислительно-восстановительных реакций, находить восстановитель и окислитель.
4. Создать условия для развития интеллектуальных умений:

- анализировать, сравнивать, систематизировать знания,
- видеть учебные проблемы, выдвигать гипотезы решения.

Предварительная работа

Для эффективной работы на данном уроке учителем заранее должна быть проведена предварительная работа:

- познакомить учащихся с планом проведения учебного исследования, с понятиями: учебная проблема, гипотеза;
- подготовить образец выполнения индивидуального задания №1;

Использование ЦОР:

На уроке используется электронный учебник “Уроки Кирилла и Мефодия” 8-9 класс (издательство “Кирилл и Мефодий”, 2002).

Электронный учебник “Уроки химии Кирилла и Мефодия” содержит схемы строения атомов щелочных металлов и видеозаписи реакций взаимодействия щелочных металлов с водой, которые очень наглядны.

Продолжительность урока: 40 мин

Оборудование:

1. Компьютер, проектор, экран, диск “Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 кл”

Ход урока

Содержание деятельности Деятельность учителя Орг. форма Деятельность учащихся Результат
Организационный момент (1 мин) Даёт установку на работу на уроке
  • Какие задачи будем решать в течение урока
  • Чем будем заниматься на уроке для решения задач
  • Как будем действовать
Фронтальная. Слушают.

Задают вопросы на уточнение.

Понимают – чем и как будут заниматься на уроке.
Актуализация опорных знаний (2 мин) Демонстрирует несколько схем строения различных атомов (для демонстрации можно использовать схемы представленные в электронном учебнике “Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 кл.”) в теме “Щелочные металлы”

Задаёт вопрос:

На какой из схем представлено электронное строение атомов щелочных металлов?

Фронтальная. Анализируют схемы, сравнивают внешний валентный уровень атомов, выбирают правильную на их взгляд, схему, отвечают на поставленный вопрос.
  • Актуализируют знания о строении атома, о графических схемах электронного строения атома;
  • Восстановят алгоритм анализа строения атома;
  • Потренируются сравнивать разные атомы по схеме.
Создание проблемной ситуации, постановка учебной проблемы (2 мин) Задаёт вопрос:

Какие свойства окислительные или восстановительные – проявляют щелочные металлы в реакциях?

Фронтальная. Учащиеся обычно отвечают правильно на заданный вопрос, (щелочные металлы проявляют восстановительные свойства), что позволяет поставить учебную проблему: Почему щелочные металлы в химических процессах проявляют только восстановительные свойства?
  • Увидят учебную проблему.
  • Вспомнят, что металлы в реакциях проявляют восстановительные свойства.
Решение учебной проблемы (5 мин работа в группе + 3 мин общее обсуждение) Даёт установку на работу в группе.

Предлагает решить эту учебную проблему в группе, организует общее обсуждение

Групповая работа. Выдвигают гипотезы, читают учебник, рассуждают, находят решение.

Примерное решение (гипотеза):

На внешнем энергетическом уровне атомы щелочных металлов содержат по одному электрону, находящемуся на сравнительно большом удалении от ядра. Они легко отдают этот электрон, поэтому являются очень сильными восстановителями.

Представляют своё решение проблемы.

  • Отработают умения выдвигать гипотезы, находить информацию в тексте учебника,
  • Представлять информацию аудитории, доступно объяснять
Доказательство и применение найденного решения (5 мин индивидуальная работа +2 мин общее обсуждение) Даёт индивидуальное задание:

Используя схемы, предложенные в учебнике, запишите уравнения реакции взаимодействия: натрия с серой; лития с хлором, натрия с кислородом, калия с водой (не забудьте уравнять реакции). Напишите электронный баланс и определите окислитель или восстановитель. Если у вас возникли трудности, обратитесь к учителю или соседу по парте. Проверьте ваши реакции с образцом.

Сделайте вывод о верности найденного решения учебной проблемы или его опровержения.

Демонстрирует на экране (через проектор) образец выполнения задания.

Организует общее обсуждение.

Индивидуальная работа. Работают индивидуально. Записывают уравнения реакции используя схемы реакций в учебнике.

Проверяют свои работы по образцу. Делают вывод о верности найденного решения.

  • Отработают умения записывать уравнения реакции, конвертировать схему в информацию.
  • Отработают умения делать вывод о верности найденного решения учебной проблемы или его опровержения.
Создание проблемной ситуации, постановка учебной проблемы (5 мин) Демонстрирует реакции взаимодействия щелочных металлов (натрия, калия, лития) с водой.

Для демонстрации используются видеозаписи реакций в электронном учебнике “Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 кл.” в теме “Щелочные металлы”.

Даёт задание:

Сравните скорость взаимодействия лития, калия и натрия с водой.

Фронтальная. Наблюдают за реакциями.

Сравнивают скорость взаимодействия щелочных металлов с водой.

Отмечают, что литий медленнее реагирует с водой, чем натрий и калий, а натрий медленнее, чем калий.

  • Отработают умения наблюдать, сравнивать результаты наблюдения.
Даёт задание:

Из наблюдения сформулируйте учебную проблему.

Фронтально. Формулируют учебную проблему:

Почему скорость взаимодействия щелочных металлов с водой увеличивается от лития к цезию?

  • Научатся ставить учебную проблему.
Решение учебной проблемы (5 мин работа в группе + 2 мин общее обсуждение) Даёт установку на работу в группе.

Предлагает решить эту учебную проблему в группе.

Групповая. Выдвигают гипотезы, читают материал учебника, рассуждают, выясняют зависимость активности металла от количества электронов на внешнем уровне, находят решение.

Примерное решение (гипотеза):

В группе от лития к цезию возрастает радиус атома, возрастает способность отдавать электроны, возрастают восстановительные свойства атомов, а значит и активность атомов увеличивается. Поэтому от лития к цезию возрастает скорость взаимодействия щелочных металлов с водой.

  • Отработают умения, выдвигать гипотезы, находить причинно-следственные связи.
  • Узнают, что свойства веществ зависят от строения вещества.
  • Отработают умения вступать в коммуникацию, слушать и понимать товарища по группе.
Организует общее обсуждение. Фронтальная. Представляют свое решение проблемы. Отработают умения представлять информацию аудитории, доступно излагать информацию.
Доказательство и применение найденного решения (1 мин) Сообщает, что реакция цезия и рубидия с водой протекает так быстро, что происходит взрыв. Фронтальная. Слушают. Убедятся в правильности найденного решения.
Организация обратной связи (5 мин) Даёт установку на выполнение индивидуального задания.

Обратную связь можно организовать 2 способами:

1. Использовать ПК для проведения проверочного теста по теме “Щелочные металлы”, который можно найти в электронном учебнике “Уроки химии Кирилла и Мефодия”. В этом случае урок проводится в компьютерном классе.

2. Использовать карточки задания.

Индивидуальная. Выполняют предложенные задания, записывают уравнения реакций, электронный баланс, определяют окислитель и восстановитель.

Сдают работу на проверку.

Отработают умения записывать уравнения реакции, электронный баланс, определять окислитель и восстановитель.
Подведение итога урока (2 мин) Даёт задание:

Обратись к целям, которые поставлены перед вами на данном уроке, и оцените, насколько вы смогли их достичь.

Индивидуальная. Обращаются к целям урока и оценивают себя, ставят новые задачи. Появится представление о том, что знают и чего не знают, что умеют и чего не умеют, поставят себе новые образовательные задачи.
Установка на домашнее задание. Даёт задание домой. Фронтально. Записывают домашнее задание.