Тема четверти: «Музыкальная драматургия»
Тема урока: «Тайна» музыки И.О.Дунаевского.
Тип урока: углубление.
Цель: научить распознавать музыкальную драматургию музыки посредством творческого воображения.
Задачи:
Оборудование: портрет И.О.Дунаевского, компьютер, проектор «Эпсон», экран, рояль, доска, мел.
Виды деятельности:
Методы обучения: метод ретроспективы, эмоциональной драматургии, эвристический, наглядно-слуховой, наглядный.
ХОД УРОКА
Оргмомент, приветствие.
У: Какую музыку мы слушали на прошлом уроке?
Д: Увертюру М.И.Глинки к опере «Руслан и Людмила».
У: Что нового вы узнали на примере этого произведения?
Д: Мы познакомились с сонатной формой.
У: Вспомните структуру произведений, написанных в сонатной форме.
Д: называют части сонатной формы.
У: Какие виды произведений пишутся в сонатной форме?
Д: Сонаты, симфонии, увертюры, концерты.
У: Что такое увертюра?
Ответы детей.
У: Сегодня мы прослушаем еще одну увертюру. Она написана к приключенческому кинофильму «Дети капитана Гранта», снятом по одноименному роману Жуля Верна. Написал ее знакомый вам со 2 класса композитор. Попытайтесь его вспомнить по вот этой песенке: (наигрываю и напеваю «Песенку о капитане» И.Дунаевского, дети, как правило, подхватывают припев).
Вспоминаем композитора.
У: Итак, сегодня у нас на уроке музыка Исаака Осиповича Дунаевского, написанная им к кинофильму «Дети капитана Гранта». А кто из вас, дети, читал роман Ж.Верна «Дети капитана Гранта»? (как правило, есть несколько учащихся, читавших этот роман или смотревших один из фильмов по нему).
Вспоминаем краткое содержание романа.
У: Первый фильм по этому роману был снят еще до ВОВ. Захватывающая история двух подростков, брата и сестры, а так же их взрослых друзей, для мальчишек и девчонок многих поколений стала примером отваги, благородства, преданности, истинной дружбы, которой не страшны никакие испытания. Сегодня на нашем уроке прозвучит Увертюра к этому фильму. Прослушайте тему вступления.
Звучит фрагмент: вступление.
У: Что вы услышали в этой музыке?
Ответы детей (далекий зов о помощи; призыв).
У: Почему вы так решили?
Д: Роман-то начинается с того, что из пойманной акулы извлекли бутылку с клочком бумаги, на котором были географические координаты, и почерк был узнан.
У: Прослушайте главную тему экспозиции.
Слушание фрагмента.
У: Итак, кому или чему вы посвятили бы главную тему экспозиции?
Д: Главная тема должна олицетворять главных героев и их друзей во время их нелегкого плавания.
У: Логично. Слушаем побочную тему.
Звучит фрагмент: побочная тема.
У: Что вы представили под эту музыку?
Д: Может быть это то, что помогало им преодолеть трудности и опасности? Наверное, это дружба, взаимовыручка.
У: Я хочу напомнить вам еще об одном примере верной дружбы и взаимовыручки. Это мушкетеры из романа А.Дюма. Не напоминает ли вам побочная тема их девиз? Помните его?
Д: (как правило, все вместе) «Один за всех, все за одного!». Очень похоже! Труба начинает, оркестр подхватывает.
У: Итак, слушаем «Увертюру» к кинофильму «Дети капитана Гранта».
Слушание всего произведения. Анализ музыки. Отзывы детей.
У: какова музыкальная драматургия этот произведения?
Дискуссия. Аргументация мнений. Просмотр презентации «Парусники».
У: Давайте вернемся к теме урока: «Тайна» музыки И.О.Дунаевского. Какая тайна есть в этой музыке?
Д: Зная содержание романа, очень легко разгадать эту тайну. Просто музыка очень достоверно рассказала обо всех событиях романа.
У: Я согласна с вами. Надо уметь вслушиваться в музыку. И разгадка будет найдена обязательно.
Вывод: музыка способна своими средствами раскрыть любой сюжет.
У: Сегодня мы начнем разучивание песни из кинофильма «Свистать всех наверх» А.Зацепина и Л.Дербенева. Это песня мальчишки, который любит море, мечтает стать моряком и испытать все трудности и опасности. Песня называется «Ты слышишь, море?»
Прослушивание песни. Разучивание 1 куплета.
Оценивание.
Домашнее задание: прочитать роман Ж.Верна (тем, кто не читал). Нарисовать рисунок на морскую тему.