Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание русского языка

Компетентностная методика обучения работы с картиной. 5-й класс

Добавлено: 2018.06.22
Просмотров: 18

Белкина Юлия Алексеевна, доцент

Цели урока:

1) углубить знания учащихся о тексте, полученные на уроках родного языка: текст, тема, основная мысль, средства связи, абзац;
2) активизировать лексику по теме: “Осень”;
3) ввести в активный словарь искусствоведческие термины: пейзаж, живопись, мазки, изображено, мастер;
4) подготовить учащихся к сочинению по картине И.И. Левитана “Золотая осень”.

Оборудование:

1) репродукция картины И.И. Левитана “Золотая осень”;
2) искусствоведческий текст по данной картине.

Рассказ учителя о художнике и его картинах: Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) был одним из родоначальников пейзажной живописи конца XIX века. Судьба художника была нелегкой. Выходец из беднейшей еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И.И. Левитана буквально с самого раннего детства. Уже в тринадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у В.Г. Перова, А.К. Саврасова и В.Д. Поленова. Левитан восхищался умением Саврасова видеть поэзию и красоту русской природы. Поленов оказал большое влияние на юного художника в области колорита, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы в таких картинах Левитана, как “Первая зелень”, “Березовая роща”.

Картина И.И. Левитана “Золотая осень” (1895) заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющей родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать “энциклопедией русской осени”, которую художник неоднократно изображал и в своих более ранних этюдах и картинах.

Беседа по картине:

- Что изображено на картине? Какие чувства хотел выразить художник? (На картине изображена “Золотая осень”, когда природа готовится к зиме, и деревья сбрасывают свои листья. Но здесь деревья еще не успели сбросить листья, и трава тоже не вся желтая. Это – середина осени. Левитан хотел показать красоту этого времени года.).

- Почему картина называется “Золотая осень”? (Картина называется так, потому что художник выбрал такое время, когда деревья стоят разноцветные, в основном желтые и красные. Поэтому по цвету они напоминают цвет золота.).

- Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать “золото” осени? (Художник выбрал теплые краски: желтые, красные, оранжевые, бордовые, коричневые. Даже река, написанная темными красками, не может изменить теплоту картины.)

- О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой картине? Что вы будете описывать? (Я бы написала о том, что деревья стоят в красивом золотом убранстве и все они сливаются в один пушистый ковер. Трава уже не такая сочная, как была летом, но тоже изображена очень красиво, а на нее ложатся листья, падающие с деревьев.)

(Вдали виднеется зеленое поле, а за полем – деревня. Медленно, спокойно, тихо течет река. Вода в ней потемнела. Так обычно бывает перед зимой.)

(Небо яркое, голубое, с белыми чистыми облаками. Картина, вся как бы освещена солнечным светом.)

Учитель предлагает учащимся записать слова, на которые можно опираться при работе над сочинением.

Опорные слова: данное – небо, река, поле, березы, роща, деревья, деревушка, пригорок, трава.

Все эти слова – опорные – объекты для описания, то, что уже нам дано самой картиной. А что мы можем сказать “нового” о “данном”?

На доске делается запись:

“Данное”

“Новое”

Небо

ясное, лучистое, голубое, светлое, солнечное, с белыми облаками.

Река

неширокая, чистая, спокойная, тихая, с медленным течением, прозрачная.

Деревья

желтые, золотые, разноцветные, как свечки, осенние, красивые.

Трава

пожухлая, сухая, желтая, как ковер, бурая.

Поле

зеленое, свежее, широкое, как бархатный мягкий коврик.

Деревушка

маленькая, едва виднеется на пригорке, дальняя.

- С чего бы вы начали сочинение о картине? ( С того, что Левитан изобразил красивую пору – осень.)

- Что бы вы написали после вступления? (Стал бы подробно описывать деревья, реку, небо и т.д.)

- Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении? (Обязательно написала бы о том, какая осень – красивая пора года и как Левитан хорошо ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась.)

- А теперь слушайте, как описал эту картину автор книги “Беседы об искусстве” В.Б. Розенвассер. Но вся беда в том, что мне попали в руки только листы с напечатанным текстом. И я теперь не знаю, один это текст или разные, какой лист первый, а какой последний? Давайте попробуем вместе найти выход из создавшегося положения. Прочитайте отрывки.

Искусствоведческий текст (каждый ученик получает листок с текстом).

“Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов”.

“Слева мы видим березовую рощу, справа – отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими – деревня. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и кажется, что ее густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки краски он положил не вдоль движения воды, а вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась, а только дальше, становясь светлее, она начала медленное движение. Тот же прием построения пространства мы находим и в изображении берега слева. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глубину пейзажа, тем менее густыми и более легкими становятся мазки”.

“Всматриваясь в картину И.И. Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи”.

- Что непонятного вам встретилось в тексте?

- Соответствует ли содержание текста картине?

- Являются ли отрывки одним текстом? (Да, являются, потому что во всех них говорится о картине И.И. Левитана “Золотая осень”.)

- Действительно, все отрывки связаны между собой одной мыслью. Какой? (Основная мысль этого текста – это мысль о красоте осенней природы.)

- Правильно. Вы доказали, что все отрывки – это один текст, их объединяет одна мысль. А как бы вы расположили эти отрывки? Какой из них будет первым, вторым, третьим? (В начале текста я бы поставил отрывок “Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж…” В этом отрывке как бы описывается картина полностью, в общем.); (За первым отрывком я бы поместила подробное описание пейзажа и то, как написана картина. Эта часть самая большая, и в ней как бы объясняется то, о чем говорится в первом отрывке.); (Последним отрывком я бы написал предложения о красоте природы, потому что в них как будто делается вывод из всего, что сказали раньше.)

- Итак, мы с вами восстановили полностью текст. Обратите внимание: каждый отрывок начинается с красной строки. Почему? Как вы считаете? (Наверное, потому, что каждый отрывок описывает картину по-разному. В каждом из них как будто есть своя мысль. Например, в первом отрывке сразу мы видим картину. А во втором мы будто смотрим на пейзаж вместе с автором текста и медленно передвигаем взгляд по картине.)

- Правильно. Предложения, объединенные одной мыслью (подтемой) и имеющие четкие границы, образуют абзацы. А связаны ли абзацы между собой? Если связаны, то как? (Да, абзацы связаны между собой. В первом абзаце автор говорит о реке. А второй абзац он начинает с того, что описывает то, что находится слева и справа от реки. Во втором абзаце часто повторяются слова “посмотрите”, “присмотритесь”, а в третьем абзаце как бы делается вывод: “всматриваясь в картину И.И. Левитана…”)

- Вы хорошо заметили, что здесь абзацы связаны между собой однокоренными словами. Существуют и другие виды связи, но о них мы узнаем позже.

- Понравился ли вам этот текст? (Мне текст очень понравился. Автор хорошо и подробно описал картину “Золотая осень”. После чтения этого текста я лучше поняла картину Левитана.)

- Что нового о картине И.И. Левитана вы узнали из текста? (Я узнала, как художник писал картину, как он накладывал краски, чтобы показать движение воды и лучше изобразить золотую листву берез.)

- Как описывает автор текста реку, деревья, поле, небо? Какие слова он употребляет? Дополните опорные слова, которые мы записали раньше, новыми из текста. ( Река – спокойно несущая свои воды, густо-синяя вода, медленно движется, вода как бы вздыбилась, поднялась; становясь светлее, она начала медленное движение. Деревья – отдельные, осенние, багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы как бы расступаются, золотая листва берез. Поле – изумрудно-зеленая полоса озими, бескрайние поля. Трава – побуревшая, осенняя. Небо – синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками.)

- Как видите, автор текста нашел новые, красочные и подходящие слова для описания картины. Постарайтесь и вы при описании картины использовать богатые возможности русского языка.

Словарно-стилистическая работа.

- Объясните с помощью словаря значение следующих искусствоведческих слов: живопись – (вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления реального мира с помощью красок), пейзаж – (картина, изображающая природу), мазки краски – мазок (прием написания картины масляными красками. Мазок кладется один раз. Могут накладываться в разных направлениях. Различают легкие и густые мазки).

- Найдите в тексте Розенвассера предложения со словом “мазки” (“мазки краски, он положил, но чем далее… густыми и более легкими становятся мазки”).

- Образуйте от имен существительных “пейзаж”, “живопись” слова, обозначающие лицо (пейзажист, живописец).

- Найдите в тексте сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета. Объясните их значение с помощью картины (изумрудно-зеленая полоса озими, густо-синяя вода, багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы).

Задание на дом.

Напишите сочинение по картине И.И. Левитана “Золотая осень” или по любой другой картине на тему “Осень”, придерживаясь законов построения текста.

Анализ урока.

Цель данного урока – подготовить учащихся к сочинению по картине И.И. Левитана “Золотая осень”. Она была поставлена правильно. Тема урока Сочинение по картине И.И. Левитана “Золотая осень” определена и сформулирована правильно. Этот урок занимает важное место среди данного раздела, так как урокам развития речи выделяется не так много часов. Он развивает лексический запас учащихся, творческие способности, ассоциативное мышление. Урок был построен удачно, так как дети принимали активное участие в ходе урока, достойно справились с поставленной целью написания сочинения. Структура: 1) рассказ учителя о художнике и его картинах; 2) беседа по картине; 3) искусствоведческий текст; 4) словарно-стилистическая работа; 5) задание на дом. Особых отступлений от намеченного плана не было. Были лишь небольшие перерывы в ходе урока, связанные с отдельными нарушениями дисциплины. Но это не отразилось на ходе урока, все намеченное по плану было выполнено. Содержание урока полностью соответствует теме и целям урока. Не было выявлено неправильных определений понятий, ошибок в терминологии, в формулировке правил. Урок не был перегружен теоретическим материалом и упражнениями. Задачи развития речи и развития мышления учащихся осуществлялись в форме беседы, использования на уроке искусствоведческого текста и написанием словарно-стилистической работы. На уроке использовался наглядный материал – репродукция картины И. И. Левитана “Золотая осень” и его портрет. Учебник не был использован, его заменили карточки с искусствоведческим текстом. Учет знаний осуществлялся в виде написания сочинения на дом. Активность учеников на уроке, уровень самостоятельности их в работе, заинтересованность были высокими. Основная цель урока достигнута в полной мере, у ребят прочно закрепились навыки, полученные на уроке.