Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Информационные технологии на уроках химии. Учебный проект Химия и общество. 11-й класс

Добавлено: 2018.06.03
Просмотров: 24

Горяйнова Татьяна Михайловна, учитель химии

Химия как наука относится к основополагающим областям естествознания. Она изучает вещества, их состав и строение, превращение одних веществ в другие, условия осуществления этих превращений, явления, сопровождающие эти превращения, способы практического использования веществ и химических реакций. Без химических знаний сегодня не возможно представить научную картину мира, так как окружающий нас мир - это мир веществ органических и неорганических, постоянно претерпевающий различные превращения, которые лежат в основе многих явлений природы.

Человек использует тысячи различных веществ, которые не все и не всегда безопасны. Только химические знания могут обеспечить грамотное отношение к природе без нанесения ей ущерба, умелое обращение с веществами в любых условиях жизни и труда.

Осознавая значение химии, я в течение нескольких лет работаю над темой: "Использование метода проектов на уроках химии".

Главные цели моей работы: систематизировать содержание изучения природы, законов ее развития; развить умения применения знаний на практике, в жизни.

Отсюда вытекают следующие задачи:

Для реализации этих задач учащимся 11х классов было предложено выполнить проект на тему "Химия и общество".

Учебный проект - организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся - партнеров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Эта деятельность направлена на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Этапы работы над проектом.

Вводный:

Поисковый:

Обобщающий:

Заключительный:

Содержание учебного проекта.

  1. Описание учебного проекта и материалы УМП (учебно-методического пакета) к нему по теме, соответствующей минимальным требованиям к содержанию образования данной предметной области.
  2. Работы учащихся, отражающие результаты их самостоятельных исследований (индивидуальных или групповых) в ходе проекта, в виде мультимедийных презентаций.
  3. Критерии оценивания мультимедийной презентации.
  4. Презентация учебного проекта.
  5. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся.
  6. Список информационных материалов, необходимых для поддержки самостоятельных исследований учащихся в ходе работы над проектом. [1]
  7. Описание УМП

Учебно-методический пакет (УМП) - комплект информационных, дидактических и методических материалов к учебному проекту для его организации и проведения. УМП ориентирован на широкое использование учениками в самостоятельной и урочной деятельности мультимедийных информационных технологий.

Актуальность выбранной темы определяется необходимостью дополнения теоретических или практических положений, относящихся к изучаемой проблеме. Объектом исследования может быть процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, а предметом исследования - то, что находится в границах данного объекта (отдельные стороны, аспекты, свойства, отношения).

Намеченная цель исследования - это желаемый конечный результат. Например, определение характеристик и свойств, не изученных ранее или малоизученных; выявление взаимосвязи явлений, динамики, общих закономерностей; открытие и описание новых явлений; создание классификаций и т.д.

В ходе исследования выдвигается гипотеза, то есть предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

Исходя из цели ставятся задачи исследования (выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой) и выбираются методы достижения цели (способы, с помощью которых проводится исследование).[1] Проект рассчитан на 6 часов.

Этапы и сроки проведения проекта

Этапы Сроки
"Мозговой штурм". Формулирование тем исследований учеников. 1 урок, 10 мин.
Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем. 1 урок, 15 мин.
Выбор творческого названия для проекта. 1 урок, 5 мин.
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе. 1 урок, 15 мин.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации, защита авторских прав, правила цитирования источников информации, безопасность работы учащихся в Интернете. 2 урок, 30 мин.
Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе. 2 урок.
Самостоятельная работа групп по выполнению лабораторных работ. 3 урок
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе. 4 урок.
Защита полученных результатов и выводов. 5 - 6 уроки.

Уроки по организации УМП "Химия и общество"

Все тесно связано вокруг
Примеры мы не будем множить.
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить.
Джеймс Томсон.

Знания, культура, продуманные законы, ответственность, информированность - вот что поможет людям преодолетьрастущий конфликт с природой. (Василий Песков)

Цели: Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, приобретение навыков работы в команде, работы с большим объемом информации, умения видеть проблемы и пути их решения.

Задачи:

Урок 1. "Мозговой штурм".

Цель: Организовать работу над проектом, сформировать навыки работы в команде, воспитывать у ребят культуру поведения, общения друг с другом в процессе учебной деятельности.

  1. Организация класса.
  2. Формулирование тем исследований учеников. (Приложение 1)
  3. Формирование групп для проведения исследований.
  4. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.

Домашнее задание: сбор материалов по выбранной теме.

Урок 2. Обсуждение проекта.

Цель: Организовать работу над проектом, сформировать навыки работы в команде, воспитывать у ребят культуру поведения, общения друг с другом в процессе учебной деятельности.

  1. Организация класса.
  2. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, примерное оформление слайдов, защита авторских прав, безопасность работы в Интернете, правила цитирования источников информации в форме презентации (Приложение 2).

Домашнее задание: продолжить сбор информации по проекту, сделать наброски слайдов, принести для практикума объекты исследования по своей теме (по указанию учителя).

Урок 3. Лабораторный практикум

Цель: Изучить свойства биологически активных веществ, овладеть навыками эксперимента, сформировать навыки работы в команде, воспитывать у ребят культуру поведения, общения друг с другом в процессе учебной деятельности.

  1. Текущий инструктаж по правилам ТБ (Приложение №3).
  2. Организация работы в группах, согласно выбранной теме.
    Учащиеся получают карточки-инструкции по своей теме, набор оборудования и реактивов и приступают к работе самостоятельно (Приложение 4).
  3. Лабораторная работа.

Ребята работают самостоятельно под руководством учителя, который контролирует, направляет работу, консультирует ребят по мере необходимости. Оформление отчетов о проделанной работе - домашнее задание. Карточки-инструкции прилагаются.

Урок 4. Предзащита проектов.

Цель: Подготовить учащихся к защите.

  1. Организация класса.
  2. Просмотр пробных презентаций.
  3. Обсуждение критериев оценки презентаций (Приложение 5).

Домашнее задание: решение производственных задач (из каждого раздела по три задачи). Задачи прилагаются (Приложение 6).

Урок 5-6. Защита проектов.

Цель: Оценить проведенную учащимися работу по проекту согласно критериям оценки, их знания по темам проекта, умения и навыки, приобретенные во время работы над проектом.

  1. Организация класса.
  2. Презентации проектов, выступление по группам (Приложение 7).
  3. Обсуждение презентаций. Выставление оценок.

В ходе защиты экспертами выступают сами ребята. Они оценивают работу друг друга согласно предложенным критериям оценки (Приложение 5). Создается экспертная группа по одному представителю из каждой творческой группы. У каждого члена экспертной группы есть протокол оценивания презентаций, в который они заносят свои оценки. Протокол прилагается (Приложение 5). После окончания защиты максимальная и минимальная оценка удаляется, добавляется оценка учителя, потом считается средний балл. Затем по шкале выставляется оценка.

Каждый учащийся получает после выполнения проекта четыре оценки: за лабораторную работу, за решение задач, за презентацию, за защиту презентации.

Анализ проекта, предложения участников проекта.

Во время работы над проектом можно использовать фото и видеосъемку. На презентацию проектов можно пригласить представителей администрации школы, классного руководителя класса, учащихся других классов, школьную редколлегию. По окончании работы сделать отчет в виде репортажа, стенгазеты, написать заметку в школьную газету.

Из опыта моей работы можно увидеть, что педагогическое значение метода проектов в самостоятельной деятельности учащихся велико. Этот метод обучения активизирует не только мышление учащихся, но и воображение, эмоциональную сферу, его творческие силы. Использование ИКТ и проектной деятельности на уроках химии позволяет достигать определенных результатов: ученики овладевают более качественными знаниями, умениями, навыками; у школьников развиваются такие качества, как активность, стремление к творчеству, самостоятельность, ответственность, повышается познавательный интерес, развивается речь. С развитием компьютерных технологий необходимо использовать эти технологии для обучения. Компьютер повышает интерес ребят к учебе.

ИКТ не революционизируют ни образование, ни методы обучения. Сегодняшнее интенсивное внедрение ИКТ в школьную среду обусловлено необходимостью "догнать время". ИКТ - это формы дополнительной работы с учащимися (такие, как метод проектов), позволяющие развить: самостоятельность мышления, умение работать в команде, умение анализировать и систематизировать материалы. Интенсивное внедрение метода проектов в школьную среду обусловлено необходимостью "держать руку на пульсе системы образования", "догнать время"...

Литература.

  1. Intel. Обучение для будущего", под ред. Ястребцевой Е.Н. и Быховского Я.С., М., 2003г.
  2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., "Химия -11", М., "Дрофа",2002г.
  3. Габриелян О.С. и др.,"Химия -10", М., "Дрофа",2002г.
  4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., "Настольная книга учителя", М., "Дрофа", 2002г.
  5. Габриелян О.С. "Методическое пособие 10 - 11 класс", М., "Дрофа", 2002г.
  6. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., "Химия -11", М., "Просвещение", 2000г.
  7. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., "Химия -10", М., "Просвещение", 2000г.
  8. Радецкий А.М. и др., "Дидактические материалы по химии 10 - 11", М., "Просвещение", 2000г.
  9. Радецкий А.М. и др., "Дидактические материалы по химии 8 - 9", М., "Просвещение", 2000г.
  10. www.yandex.ru
  11. www.google.ru
  12. www.rambler.ru
  13. www.bankreferatov.ru

x