Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Игра Край, в котором я живу

Добавлено: 2018.05.31
Просмотров: 24

Колесник Ольга Николаевна, учитель истории

Цели:

Форма урока: викторина.

План урока:

  1. Вводное слово учителя.
  2. Правила игры.
  3. Игра.
  4. Подведение итогов.

Оборудование: слайд – программа (Приложение 1).

Вводное слово учителя:

Многообразным и насыщенным было прошлое земли, раскинувшейся по берегам великих сибирских рек Оби и Иртыша и их бесчисленных притоков. Не бесплодной равниной и не заброшенной глухой провинцией был этот край – могучая тайга и величественная тундра всегда дышали жизнью. Как ни сковывал водные глади лед, как ни глубоки были снега, Югру тысячелетиями согревало тепло человеческих душ, и озарял свет человеческого разума.

Не простыми были отношения земли и человека. Земля с трудом отдавала людям свои богатства, и человек нередко наносил ей раны. Теперь же пришло время залечивать их, осознать свою ответственность за судьбу родной земли. И поможет вам в этом постоянное ощущение своего кровного родства с краем, вас взрастившим. А земля в ответ отплатит вам стократной благодарностью. И будущее тогда обязательно окажется щедрым и добрым – и для земли, и для человека.

Каждый из нас прокладывает в жизни свою дорогу, и эти дороги складываются в великий путь, именуемый историей. Поэтому от каждого в отдельности и от всех нас вместе зависит, какую дорогу нашей общей истории мы проложим для тех, кто придет вслед за нами…

Правила игры:

  1. Команда имеет право выбирать номинацию и цену вопроса.
  2. В случае неправильного ответа ход переходит другой команде.
  3. За нарушение дисциплины команда лишается права хода.

Вопросы для игры:

Все вопросы разделены по номинациям. Каждый вопрос имеет свою цену от 2-х – до 10 баллов. Номинации:

  1. Религия.
  2. Традиции.
  3. Промыслы.
  4. Быт.
  5. Природа.
  6. Нягань.
  7. Кот в мешке.

Религия 2.

Священное животное в религии хантов, хозяин леса. Медведь.

Религия 4.

Главный святой в религии хантов? Торум.

Религия 6.

Богиня – покровительница женщин и новорожденных? Калтащь.

Религия 8.

Свои обряды и жертвоприношения эти люди совершали в особых священных местах. Как называли этих людей ханты? Шаманы.

Религия 10.

Обрядовое действие шамана, магический ритуал, приводящий в экстатическое состояние; сопровождается пением, плясками, ударами в бубен? Камлание.

Традиции 2.

Назовите традиционные хантыйские праздники? Медвежий, вороний.

Традиции 4.

В каких обрядах использовалась ритуальная маска? Убийство медведя.

Традиции 6.

Каково назначение орнамента? Передача информации.

Традиции 8.

Почему мальчикам не стригли волосы? В них заключается мужская сила.

Традиции 10.

Кто нарекал именами детей? Шаманы.

Промыслы 2.

Вид рыбной ловли в искусственно огороженных водоемах или участках рек? Запорное рыболовство.

Промыслы 4.

Назовите основные промыслы хантов? Рыболовство, охота, собирательство.

Промыслы 6.

Важнейшие промысловые животные, составляющие своеобразную “триаду” до прихода русских? Олень, бобр, лось.

Промыслы 8.

Это животное было заимствовано у скотоводов лесостепи и хорошо прижилось в условиях тайги, благодаря умению разгребать копытами снег и добывать себе корм. Лошадь.

Промыслы 10.

Ловушка для боровой дичи? Слопцы.

Быт 2.

Кочевое переносное жилище сибирских народов из жердей, составленных вершинами и покрытых летом берестой, зимой – цельными или сшитыми оленьими шкурами, с дымовым выходом вверху. Чум.

Быт 4.

Пристенный очаг с нависающим дымоходом у народов Севера, Поволжья. Чувал.

Быт 6.

Верхняя одежда мехом внутрь? Сах?

Быт 8.

Деревянное строение для хранения запасов, предметов быта, одежды и обуви? Лабаз.

Быт 10.

Из чего ханты плетут сети? Крапивное волокно.

Природа 2.

Какой зверь был покровителем на охоте? Медведь.

Природа 4.

Какая птица расположена в центре щита герба г. Нягань? Глухарь.

Природа 6.

Эта рыба отличается от осетра меньшими размерами, более длинным и узким туловищем, длинным носом. Она живет 20 лет, достигая в длину 65 см. Стерлядь.

Природа 8.

Внутренние органы этого животного считались целебными, а также использовались в качестве “очищающего” средства. Их пахучесть позволяла охотникам заглушать запах человека на предметах, к которым он прикасался. Что это за животное? Бобр.

Природа 10.

Это дерево сибиряки называют красным за красоту, величавость. У хантов оно считалось священным. О каком дереве, вырубка которого ограничена, идет речь? Кедр.

Нягань 2.

Сколько вагонов имел первый поезд, прибывший на станцию Нягань? 1.

Нягань 4.

Какое сырье является залогом будущего нашего города? Нефть, кварц.

Нягань 6.

Назовите первые улицы поселка Нях? Железнодорожная, строителей, почтовая

Нягань 8.

Назовите фамилию первого строителя поселка Нях? Макаров.

Нягань 10.

Какой литературный клуб объединяет поэтов и писателей города?

“Няганские родники”

Кот в мешке 2.

Как в древности назывались ханты и манси? Остяки и вогулы.

Кот в мешке 4.

Какой образ жизни ведут ханты? Полукочевой.

Кот в мешке 6.

Мехом какого животного обтягивали лыжи? Лося.

Кот в мешке 8.

Из чего ханты варят клей? Из рыбьей чешуи.

Кот в мешке 10.

Что такое “Сибирская Троя”? Эмдер.

Итоги:

Хочется надеяться, что теперь, когда вы более подробно познакомились с историей Югорской земли, вы не только больше поймете и полюбите ее, но и сумеете почувствовать свою укорененность в здешнем крае.

Спасибо за игру.

Протокол игры “Край, в котором я живу”

Название конкурса Команда Команда
1. Религия
2. Традиции
3. Промыслы
4. Быт
5. Природа
6. Нягань
7. Кот в мешке
Итого:

Презентация