Пояснительная записка.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса - создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.
Данный элективный курс решает следующие задачи:
Ожидаемыми результатами элективных занятий являются:
При изучении данного элективного курса следует сделать акцент на развитие у обучающихся способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие точки зрения и конструктивно обсуждать их. Поэтому ведущими формами занятий являются семинары и практические работы.
На каждом занятии ставиться проблемный вопрос, на который обучающиеся стараются ответить, используя имеющиеся у них знания. В конце урока девятиклассники на основе полученных знаний или проведенного эксперимента дают обоснованный ответ на поставленный вопрос. Следующий проблемный вопрос объявляется в конце данного занятия, чтобы предоставить возможность учащимся подготовить дома устное сообщение.
В ходе изучения элективного курса обучающиеся знакомятся с методами научного познания. Важное место отводится практическим и лабораторным заданиям, на долю которых приходится половина учебного времени, особую роль здесь выполняют творческие задачи. Оборудование является в основном типовым.
Итоговый зачет ученику по всему элективному курсу можно выставлять по следующим критериям: не менее двух выступлений с докладом на семинарах, выполнение не менее двух индивидуальных экспериментальных заданий.
Примерный план занятий по теме "Мир красок" (7 часов) представлен в Приложении 1.
Содержание программы.
9 класс (17 часов, 1 час в неделю)
1. Как физик познает природу (1 ч).
Вопрос: Правы ли предки, которые утверждали, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать?
Знакомство с циклом познания. Органы чувств. Научные методы, аппараты, инструменты и приспособления - улучшение и расширение органов чувств. Математика - помощница физике.
2. Мир красок (7 ч).
Вопрос: Реален или иллюзорен мир красок?
Глаз как оптическая система. Характеристики глаза. Близорукость и дальнозоркость. Теория цветового зрения. Развитие взглядов на природу света.
3. Мир звуков (5 ч).
Вопрос: Реален или иллюзорен мир звуков?
Механические колебания - источники звука. Естественные и искусственные приемники звука (ухо, микрофон). Характеристики звука. Эффект Доплера. Ультразвук.
4. Как остальные органы чувств участвуют в процессе познания (3ч).
5. Обобщающая конференция: "Роль органов чувств в процессе познания" (1 ч).
Литература для учащихся.
Литература для учителя.
Тематическое планирование для элективного курса "Мир звуков и красок"
№ п/п | Название разделов и тем курса | Кол-во часов | Лекция | Семинар | Практика | Форма контроля |
1 | Как физик познает природу | 1 | 1 | |||
2 | Глаз как оптическая система | 1 | 1/2 | 1/2 | доклад | |
3 | Характеристики глаза | 1 | 1 | |||
4 | Программа действий по сохранению здоровья глаз | 1 | 1 | доклад | ||
5-6 | Что такое свет? | 2 | 1 | 1 | доклад | |
7 | Свет и цвет тел | 1 | 1/2 | 1/2 | ||
8 | Реален или иллюзорен мир красок? | 1 | 1 | доклад | ||
9 | Источники звука. Естественные и искусственные источники звука (ухо, микрофон) | 1 | 1/2 | 1/2 | ||
10-11 | Характеристики звука | 2 | 1 | 1 | доклад | |
12 | Эффект Доплера. Ультразвук | 1 | 1 | доклад | ||
13 | Программа действий по сохранению слуха | 1 | 1 | доклад | ||
14 | Роль обоняния в процессе познания | 1 | 1/2 | 1/2 | доклад | |
15 | Роль осязания в процессе познания | 1 | 1 | |||
16 | Роль вкусовых ощущений в процессе познания | 1 | 1 | |||
17 | Роль органов чувств в процессе познания | 1 | 1 | доклад | ||
Итого | 17 | 9 | 4 | 4 | 9 |