Цель: сформировать представление детей о жизненном цикле растений.
Задачи:
Оборудование, наглядные пособия:
Предварительная работа:
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вводная часть.
– Кто вы такие? (Ответы детей)
– На кого вы похожи? (На родителей)
Задание 1. Игра “Найди маму”.
Детям раздаются карточки с изображением детенышей и взрослого животных.
Игровая задача: сопоставив внешний облик взрослого животного и его детеныша, составить пару.
Примерные карточки: свинья – поросенок; зайчиха – зайчонок; собака – щенок; лошадь – жеребенок; лиса – лисенок; волчица – волчонок; кошка – котенок; корова – теленок; лосиха – лосенок и т.п. по количеству детей.
– Вы все правильно нашли маму детенышей. Что вам помогло правильно выполнить задание? (Ответы детей). Но есть случаи, когда дети совсем не похожи на родителей.
Задание 2.
– Достаньте, пожалуйста, из конверта №1 карточки, рассмотрите их. Кто на них изображен? (Лягушка, божья коровка).
Еще их дети. Детеныши похожи на родителей? (Нет). Как они называются? (Яйца, личинки, куколки; икринки, головастики).
Да, трудно нам было бы найти маму головастика и маму личинки божьей коровки.
Беседа и рассматривание семян. Обозначение цели занятия.
– Сейчас я вам покажу еще детей, совсем не похожих на своих родителей.
– Что это? (Семена).
– Где их родители? (Растения).
– Мы сегодня с вами познакомимся с разнообразием семян, узнаем откуда они берутся и для чего они нужны. Будем играть, работать с карточками, вы сами изготовите лото и поиграете в него.
II. Основная часть.
– Посмотрите внимательно на семена, какие они: цвет, форма, размер? (Ответы детей).
– Чьи же это дети? (Растений).
– Да, у всех растений тоже есть дети, и они абсолютно не похожи на родителей; их называют плодами. Рассмотрите, пожалуйста, карточки №2 и 3 (см. выше).
– На какие две большие группы делят плоды? (Сочные и сухие).
– Плоды каких растений вы видите на них? (Ответы детей).
Задание 3. Игра “Найди фасолинку”
– Полюбуйтесь на семена фасоли. Одинаковые ли они? (Нет).
– Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей).
– Выберите себе по одной фасолинке. Рассмотрите внимательно, запомните свою.
Игровая задача: запомнить рисунок фасолинки и отыскать “свою” среди многих.
– Все эти фасолинки родились на этом материнском растении. (Показ иллюстрации растения фасоли). Но какие они разные? Совсем как брат и сестра у одних и тех же родителей. Жизнь на Земле бесконечна. Цель живого существа – оставить после себя потомство. Для чего, как вы думаете? (Для того, чтобы снова выросли фасолинки и другие растения)
I. Вводная беседа.
– Хотите посмотреть, что произошло с теми бобами, которые мы положили в ящик со всходами бобов. (Высказывания детей).
Вывод: если семя, плод растения попадет в нужные условия, то оно проснется, выпустит корешок, появятся первые листочки и начнет расти, развиваться.
– Какие это условия? (Ответы детей).
– Что же дальше будет с нашими бобами, вы узнаете, раскрасив эту картинку.
Задание 4.
Раскраска детьми карты-схемы “Цикл развития бобового растения”
– Что у вас получилось? (Растение, став взрослым, выпустило цветки, а затем на месте каждого цветка появился стручок, в котором созрели фасолинки).
– Что произойдет с нашими бобами? (Ответы детей).
– Красивые цветки у фасоли? (Красивые).
– Появятся ли семена или плоды, если сорвать цветок?
II. Основная часть.
Беседа о приспособленности семян к распространению.
– Растения очень заботятся о своих детях – плодах и семенах, так же как ваши мамы. Что делает мама, когда вы собираетесь в путешествие?
Складывает в рюкзак или сумку бутерброды, фрукты, овощи, воду, одним словом, еду, продукты. (Демонстрируется рюкзак и набор продуктов). Мать-растение тоже позаботилось о своем ребенке. (Демонстрация иллюстрации бобового семени в разрезе). Это зародыш будущего растения, а это все полезная еда для него, пока не появятся корешки и листья, которыми оно начнет самостоятельно добывать пищу для себя. Еще вам мама покупает билет на: (дети называют) автобус, самолет, корабль, поезд и т.д., чтобы вы прибыли к месту назначения. У семян тоже есть “билет”. Посмотрите внимательно на семена: клена, сосны, салата, одуванчика.
Задание 5. Игра с семенами клена. “Чья крылатка дольше и дальше пролетит?”.
– Какие же это билеты? (Ответы детей). Да, у семян есть различные приспособления к распространению.
Задание 6.
Рассматривание иллюстрации: “Приспособление к распространению плодов и семян” . Рассказы детей.
– Почему семенам необходимо улететь, уплыть и т.д. подальше от материнского растения?
Задание 7. Подвижная игра “Займи место”.
– Перед вами круг (обруч желтого цвета), где лежат фишки, возьмите по одной. Кому попалась фишка с рисунком крыла – тот имеет право занять отдельный круг зеленого цвета, у кого оказалась фишка пустая, тот остается в данном круге. (Фишки по количеству детей, половина с крылом). Дети, представьте себе, что вы растения. Каким растениям живется лучше: тем, которые занимают небольшую площадь, или тем, которые растут свободно на большом расстоянии друг от друга? (Ответы детей)
Вывод: если семена будут падать рядом с материнским растением, то им всем будет недоставать влаги, света. Они будут очень слабы и не смогут принести плоды.
Задание 8.
Правила поведения.
– Перед вами иллюстрация первоцветов в весеннем лесу. Назовите их. (Ответы детей). Их становится все меньше и меньше. Отчего?
Вывод: если мы не дадим растениям оставить потомство, то будет очень плохо, они могут исчезнуть совсем. Нельзя рвать, пока не появился “ребенок”.
Задание 9.
– Перед вами лежат две карточки: “летающие семена” и “листья деревьев с летающими семенами”. Если вы их раскрасите и разрежете, то у вас получится интересная игра-лото “Найди пару”.
Дети выполняют задание. Играют с товарищем по парте. Педагог проверяет правильность выполнения задания, дает оценку.
III. Заключительная часть. Рефлексия занятия.
– Что вам понравилось сегодня на занятии?
– Что вам показалось трудным?
– Что вы хотели бы сделать по-другому?
– Прошу вас показать фишкой, какое у вас было настроение. (Лица улыбающиеся и грустные).
– Занятие окончено.
Используемая литература: