Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Организм и среда. Природные сообщества

Добавлено: 2018.05.24
Просмотров: 22

Яковлева Алла Вячеславовна, учитель биологии и экологии

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,58 МБ)


Природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней.

Цель: обобщить знания об экосистемах.

Задачи:

Методическое обеспечение: компьютер, проектор, презентация, CD-ROM: Биология. 6 класс. Живой организм; Биология. Живой организм. 6 класс. Учебник, 2010 г.- Сонин Н.И.; Рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина "Биология. Живой организм". 6 класс, 2010 г. - Сонин Н.И.

Оборудование: рабочие тетради, тестовые задания, дидактические карточки, экологические ситуации - кейсы, учебное пособие - таблицы "Организмы и окружающая среда", творческие задания: рисунки, листовки, плакаты, сочинения.

Литература

1. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль: "Академия развития", 1998.

2. Браун, В. Настольная книга любителя природы. - Л., 1985.

3. Васильев, Б. Л. Не стреляйте в белых лебедей. - М., 1983.

4. Генейзер, Г. Тропами земли. - М., 1975.Фадеева, Г. А. Неделя экологии в школе. - Волгоград: Учитель, 2007.

Интернет-ресурсы [слайд 29]

1. https://metodic-school.ru/?link=15913.2

2. http://www.sbio.info/images/tmp61-35.jpg

3. https://metodic-school.ru/?link=15913.4

4.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8C%D1%8F&rpt=simage&p=3&img_url=naturalist-lipetsk.narod.ru%2Fimg%2Fin19.jpg&noreask=1&lr=40

Этап урока Содержание учебного материала Методы, приёмы работы Формы организации учебной деятельности Деятельность Методическое сопровождение
учителя учащихся
1. Оргмомент Психоэмоциональный настрой

Когда мы улыбаемся,
мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся
подарками судьбы.
Когда мы улыбаемся,
мы жизнью наслаждаемся.
И вмиг освобождаемся
от горестей любых.
Улыбка-вещь бесплатная,
простая и понятная,
смешная и понятная,
доступная для всех.
Когда мы улыбаемся,
Мы само исцеляемся.
И силой наполняемся,
дарующей успех!

Мотивация к учебной деятельности

Ребята! В природе всё взаимосвязано. Каждый организм в природе имеет свою значимость. Какие существуют типы взаимодействий организмов между собой и с условиями окружающей среды нам предстоит выяснить.

Приветствует уч-ся, создаёт психоэмоциональный настрой и ситуацию успеха, мотивирует учащихся, проверяет готовность рабочего места. Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Выполняя релаксацию, слушают стих "Улыбка".
2.Обобщение и расширение знаний 1.Цифры и факты

1866 год - Эрнст Геккель ввёл термин "экология".

1869 год - термин "экология" стал использоваться в русской науке.

1965 год - Барри Коммонер сформулировал законы экологии: - Всё взаимосвязано.

- Всё что-нибудь да стоит. - Всё куда-нибудь да девается. - Природа знает лучше нас.

2.Экология как наука

3. Экологические факты

Приём "По секрету всему свету расскажу"

Приём "Вопрос - ответ"

Приём "По секрету всему свету расскажу"

Работа с информацией

Опора на знания, работа информацией

Индивидуальная работа с информацией

Информирует учащихся.

Дайте определение экологии как естественной науке. Какой объект является изучением экологии?

Соотнесите факт с учёным и осуществите взаимоконтроль в парах:

А - 3

Б - 4

В - 1

Г - 2

Конспектируют в тетради.

Экология - наука взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.

Экосистема - биогеоценоз:

Биом - сообщество - взаимоотношения живых организмов, форм жизни.

Экотоп - факторы или условия среды - компоненты среды, оказывающие воздействие на организм или форму жизни.

А. Термин "экология"

Б. Законы экологии

В. Термин "экосистема"

Г. Основы биогеоценологии 1. А. Тенсли 2. В. Н. Сукачёв 3. Э. Геккель 4. Б. Коммонер

Слайды [2-5]

Слайд [6-7]

Творческая деятельность в группах 4. Экологические факторы

1 группа. Абиотические факторы. 2 группа. Биотические факторы. 3 группа. Антропогенный фактор.

Работа в 3-х группах: умение учащихся договориться, распределять роли при работе в группе. Раскройте особенности каждой группы экологических факторов, приведя соответствующие примеры. Определяет группы. Контролирует степень самостоятельности уч-ся. Выполняют задание, сверяя с эталоном. Слайд [8]
5. Типы взаимоотношений: биотический фактор Приём "От теории к практике" Индивидуальная работа с информацией Соотнесите примеры с типами взаимоотношений, осуществляя взаимоконтроль в парах. Выполняют задание, сверяя с ключом для проверки. Слайды [9-10]
6. Среды обитания и их обитатели Приём "От теории к практике" Индивидуальная работа с информацией Дайте определение среды обитания, расселив в среды соответствующих обитателей. Дают определение среды обитания и выполняют задание, сверяя с ключом для проверки. Слайды [11-13]
Физминутка Мы желаем вам добра.
Выходите на разминку,
Побыстрее - да-да-да!
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Приседаем - раз, два, три,
Веселей на всех смотри.
Влево-вправо наклонись!
Всем соседям улыбнись!
Вот здоровья в чём секрет!
Здравствуй, Солнце!
Всем привет!
Приём "Улыбка - ключ к доброжелательному общению" После умственного труда переключаемся на физическую активность. Выполняют. Слайды [14]
Творческая деятельность в группах 7. Цепи питания: разновидности цепей и их особенности, трофические уровни в экосистеме.

Взаимоотношения видов самого разного уровня организации в среде обитания в первую очередь определяются пищевыми потребностями.

Все многообразные связи обеспечивают возможность существования видов в сообществе, превращая в стабильные саморегулирующиеся биоценозы.

Метод развития практических умений и навыков.

Приёмы "Составляем цепи питания", "От теории к практике"

Работа в 3-х группах: умение вступать в учебное сотрудничество, допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою. Напоминает информацию в случае затруднения учащихся. Контролирует степень самостоятельности уч-ся в группах. Дают определение цепи питания, высказывают предположение о разновидностях цепей питания и их особенностях, трофических уровнях в экосистеме Слайды [15-21]
Творческая деятельность в группах 8. Экологические ситуации

1 группа. Кейс №1: На далёком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта "напасть".

2 группа. Кейс №2: Задержанный браконьер утверждал: "Раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит, и браконьеров преследовать не надо: ведь говорят же, что браконьер - хищник".

3 группа. Соотнесение произведения стиха с героем.

Я - муравей.
Я житель лесной
И дом мой стоит
Под высокой сосной.
Ты мимо пройди
И не трогай его
Нам больше не надо
От вас ничего.

Кейс метод

Приём "Отчёт группой"

Работа в 3-х группах: умение вступать в учебное сотрудничество, допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою. Кейс №1: раскройте причинно-следственные связи, которые привели к развитию данной экологической ситуации, охарактеризуйте последствия и предложите пути выхода из этой ситуации.

Кейс №2: убедительны ли доводы?

Выясните герою, какого произведения принадлежит стих и для чего он его написал?

Кейс №1: Ядохимикаты, уничтожавшие комаров, попали на растения, которыми, в свою очередь, питались тараканы (насекомые). Они не погибали от яда. В то же время он накапливался в их телах. Этих тараканов ловили ящерицы. Они слабели от яда и становились лёгкой добычей кошек. Для кошек яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Наступило раздолье для крыс.

Нет. Хищники уничтожают преимущественно больных и ослабленных животных, а браконьеры - здоровых.

Стих принадлежит Коле Полушину, сыну главного героя романа Б. Васильева "Не стреляйте в белых лебедей". Он писал его для размещения на щитах, установленных в лесу.

Слайд [22]

Слайды [23]

Слайды [24]

3. Закрепление знаний 9. Терминологическа разминка Приём "Подумай и ответь" Индивидуальная работа по 2-м вариантам Дайте определения известных вам понятий. Анализируют термины и дают их определения Слайд [25]
10. Какие утверждения верны? Приём "Верю - не верю" Индивидуальная работа с информацией в виде утверждений Проанализируйте информацию, согласившись с верными утверждениями. Анализируют информацию в виде утверждений, выбирая верные. Осуществляют взаимоконтроль в парах по предложенному ключу. Слайды [26-27]

Приложение №1

4. Рефлексия. Подведение итогов - Что обобщили на уроке и узнали нового?

- Хотите продолжить эту работу?

Приём "Плюсы от учебного сотрудничества" Рефлексия "Благодарю за сотрудничество:".

Корректирует самооценки, оценки взаимоконтроля, выставляя итоговую оценку, предоставляя возможность повысить результат учащимся, набравшим минимальные результаты.

- Я узнал, что: Волевая самооценка, выделение и осознание того, что ещё подлежит усвоению.
5. Домашнее задание с. 164 - 171

з. 117 - 119 рабочей тетради

Рисунок/эколистовка/ плакат для конкурса "Природа глазами детей"

Сообщение "Экологические проблемы"

Сочинение - художественное описание природы "Как прекрасен этот мир"

Креативное задание по выбору Объясняет домашнее задание. Раздаёт памятки с критериями оценок, преставленых экспонатов. Записывают домашнее задание. Слайд [28]

Приложение №2