Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Урок – турнир знатоков жизни и деятельности Александра Невского

Добавлено: 2018.05.23
Просмотров: 20

Панченкова Ирина Ивановна, учитель истории

На доске – девиз: «Не в силе Бог, а в правде…», портреты А. Невского, стенгазеты, посвященные его подвигам.
В турнире принимают участие 4 команды. Они заранее готовят название, эмблему и девиз команды. Домашней работой было: нарисовать портрет Александра Невского по сохранившимся словесным описаниям полководца. Все вопросы конкурсов были подготовлены с использованием следующих источников:

  1. Ратная слава Отечества, М., 2006, С. 19-39
  2. В гостях у истории, Русич, 2000, С. 106-113
  3. Русские полководцы, С-Петербург, 1999, С. 18-22
  4. Иллюстрированная история России, Русич, 2002, С. 84-88

Этот турнир можно проводить ко Дню победы русского войска под предводительством А. Невского на Чудском озере 18 апреля 1242 г.

I конкурс – «Визитка» (представление команд).

II конкурс – «Из области общих знаний по истории Руси XIII века».

  1. Дополните недостающее слово: «В 13 веке на Руси существовала политическая …» (раздробленность)
  2. Назовите и покажите на карте самые сильные политические центры Руси к началу 13 века (Новгородская республика, Галицко-Волынское княжество, Владимиро-Суздальское княжество)
  3. От каких сил исходила угроза Руси в начале 13 века? (шведы, немецкие крестоносцы, монголо-татары)
  4. Назовите историческую личность, сыгравшую исключительную роль в борьбе за независимость Руси в 13 веке и две его главные победы (А. Я. Невский; победа на Неве и Чудском озере)
  5. Чьим сыном был А. Невский и кто были его дед и прадед? (Ярослав – отец, Всеволод – дед, Владимир Мономах – прадед)
  6. Кто такие немецкие крестоносцы и как образовался Ливонский орден? (в 1237 г.; путем объединения рыцарей Тевтонского ордена и ордена меченосцев)
  7. В 1239 г. серьезная опасность нависла над Новгородом. Какая? (немецкие рыцари и шведские феодалы договорились о совместном одновременном походе)
  8. Почему поход немецких рыцарей и шведских феодалов на Русь благословил Папа Римский? (цель – окатоличить Русь)

III конкурс - «Поля сражений».

  1. В 1239 г. немецкие рыцари и шведские феодалы решили пойти на Новгород. Через какие пункты? (показать на карте и назвать) (шведы – через Финский залив, немцы – через Изборск и Псков)
  2. 1240 г. Раскройте замысел шведского военачальника Биргера. (от устья Ижоры – к Ладоге, на Новгород, чтобы никто не успел оказать Новгороду помощь)
  3. 1240 г. Расскажите о тактике Александра Ярославовича в борьбе со шведами (внезапный и сокрушительный удар конницей по берегу, пешей частью – по судам, чтобы не дать им соединиться; бить противника внезапно и по частям)
  4. В 1240 г. немецкие крестоносцы захватили эту русскую крепость и подошли к городу … (Изборск и Псков)
  5. Назовите приоритетное направление в борьбе с ливонскими рыцарями в 1241 г. Когда осуществился замысел Александра Ярославовича? (Копорское, т. к. – открывало дорогу на Новгород. Лето 1241 г. – Копорье взят)
  6. Вместе с кем боролся А. Невский зимой 1241 – 1242 гг.? (со своим младшим братом Андреем и его владимирскими полками)
  7. Прежде чем штурмом овладеть этим городом, Александр окружил его и блокировал дороги к нему (Псков)
  8. Угадайте замысел князя Александра на 1242 г., после взятия Копорья и Пскова. (зимой разгромить силы ордена до прибытия летнего подкрепления, навязав бой в открытом поле)
  9. Что выяснила разведка Александра в 1242 г.? (на Изборск идет вспомогательное войско, а основные силы ордена – к Чудскому озеру)
  10. Полководец Невский решил тактическую задачу 1242 г.: как навязать войску ордена сражение в невыгодных для него же условиях. Поясните смысл этого решения (прием – вариант ложного отступления)
  11. Назовите ключевое положение общего замысла А. Невского по отношению к войску орден. (встречное сражение с противником)
  12. Расскажите о действиях Александра перед Ледовым побоищем (умышленно отступил к озеру на мелководье)

IV конкурс – «Тактики» (работа по составлению схем).

От каждой команды работают по одному человеку, а в это время идет пятый конкурс.
Задания IV конкурса:

  1. Показать замысел А. Невского по разгрому рыцарей Тевтонского ордена на Чудском озере
  2. Изобразить боевой порядок немецких рыцарей в сражении на Чудском озере
  3. Сделать схему Невской битвы 1240 г.
  4. Изобразить боевой порядок войска А. Невского в Ледовом побоище.

V конкурс – «Алфавит».

  1. Что такое «булла»? (благословение)
  2. Что такое «шнек»? (парусно-гребное судно)
  3. «Вече» - это… (народное собрание)
  4. «Ополчение» - это… (добровольцы)
  5. Кого называли «братьями»? (рыцарей)
  6. «Обет» - это… (присяга)
  7. Их объединяла «свинья» - какая? (построение войска немецких рыцарей)
  8. Кто такие «кнехты»? (пешие воины-крестоносцы)
  9. Чем являлось «каре» на поле сражения? (это круговая оборона от натиска русских воинов)
  10. Что означает «канонизирован»? (причислен к лику святых)
  11. Статус «святого» означал… (заступник за людей перед Богом, посредник между Богом и людьми)
  12. Оно есть не только у человека, но и у войска (чело – центр боевого порядка)

VI конкурс – «Историческая математика».

  1. 20 человек: чьи потери и в каком году? (русское войско, в 1240 г.)
  2. Этот город выдержал 26 осад в 1240 г. (Псков)
  3. Численность его войска – 5 тыс. человек: у кого и когда? (Биргер, 1240 г.)
  4. 1,5-2 тыс. человек – кто и когда возглавлял, и победил? (А. Невский, 1240 г.)
  5. В чьих руках был город, в 15 км от моря, на побережье Финского залива? (в руках крестоносцев, Копорье)
  6. При штурме этого города было убито 70 немецких рыцарей. Кем и когда? (А. Невским, в 1242 г. под Псковом)
  7. В этом войске было приблизительно 1 тыс. человек, половина – конница. Чьё это было войско и перед каким событием? (войско ордена перед Ледовым побоищем)
  8. «7 верст конница преследовала их вплоть до западного берега». О ком идет речь? (русская конница преследовала рыцарей в 1242 г.)
  9. Этому защитнику земли русской от роду было 22 года. (А. Я. Невский)
  10. 5 (18) апреля 1242 г. на льду показалось их войско, и завязалась битва. Чье войско и какая битва имеются в виду? (крестоносцы, Ледовое побоище)
  11. 14 ноября 1263 г. он умер в Городце, возвращаясь из Орды. Кто он? (А. Невский)
  12. В 1724 г. его останки были перенесены в Александро-Невскую лавру (А. Невского)

VII конкурс – «Ордена».

  1. В каком году и какой императрицей был учрежден орден Святого Благоверного Александра Невского? (1725 г., Екатерина I)
  2. Кем был задуман орден Святого Благоверного Александра Невского, и за что? (Петром I, за военные заслуги)
  3. Назовите девиз этого ордена («За труды и Отечество»)
  4. Сколько человек было награждено этим орденом в России? (более 2 тыс. человек)
  5. Назовите известные вам исторические личности, награжденные этим орденом (М. И. Кутузов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков)
  6. Когда и где был изготовлен значок, посвященный 700-летию Ледового побоища? (1942 г., Нью-Йорк, Комитет помощи Советской России)
  7. Что гласила надпись на этом значке? («Защита Родины – превыше всего»)
  8. Когда в советское время был учрежден Орден Александра Невского? (29 июля 1942 г.)
  9. Кто награждался этим орденом? (командный состав Красной армии)
  10. За что награждали в Великую Отечественную войну орденом А. Невского? (за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями)
  11. Кто получил орден А. Невского № 1, расскажите о его подвиге (И. Н. Рубан, август 1942 г.)
  12. Сколько всего было награждений этим орденом за Великую Отечественную войну? (более 42 тыс.)

Заключительное слово учителя.

Вот мы и подсчитали наши «ордена и медали» в этом конкурсе, рассказав о ратных подвигах великого полководца, имя которого увековечила сегодня благодарная Россия.