Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Интегрированное занятие-практикум из предпрофильного курса Информационное моделирование в географии для 9-го класса

Добавлено: 2018.05.11
Просмотров: 28

Дубровина Елена Алексеевна, Зав.лабораторией информационных технологий Рюмкина Елена Александровна, учитель биологии и географии

В реальном процессе обучения межпредметные связи способствуют осуществлению всех дидактических принципов, усиливая их взаимодействие. Межпредметные связи всемерно содействуют всем функциям обучения: формированию системы научных знаний, обобщенных познавательных умений, широких познавательных интересов, мировоззренческих убеждений школьников.

Урок информатики может стать той благодатной почвой, на которой реализуется связь между различными школьными дисциплинами.

Естественная реализация межпредметных связей информатики с другими дисциплинами обеспечивается тем, что учебные задачи и ситуации в курсе информатики строятся на базе содержательных постановок задач и учебных информационных моделей, знакомых обучаемым из других учебных курсов. Информатика позволяет учащимся взглянуть на них с “информационной” или “алгоритмической” точки зрения, что приводит к углублению и систематизации знаний учащихся, появлению новых ассоциативных связей.

Информационное моделирование является одним из основных учебных умений. Все большее значение придается формированию умения работать с информацией, строить информационные модели и работать с ними, то есть использовать их в учебной деятельности.

Умение формализовать и предъявить полученные знания, то есть умение моделировать, — это важный фактор повышения внутренней мотивации учебной деятельности. Практика введения этого понятия и развития умения строить информационные модели показала, что это также способствует повышению качества межличностных и межгрупповых коммуникативных процессов.

В процессе построения информационной модели какого-либо объекта школьники осуществляют системно-логический анализ этого объекта. Немаловажно и то, что школьник видит конкретный результат своей деятельности — информационную модель (в частном случае — компьютерную).

Основные понятия курса: моделирование, формализация, информационная модель, информационная технология решения географических задач.

Тип занятия: интегрированный урок совершенствования практических умений и навыков.

Форма занятия: практикум.

Цели:

Образовательные: закрепить и привести в систему знания и умения по построению информационной модели географического процесса “Динамика численности населения г.Кременки с применением ИКТ.

Развивающие:

Воспитательные: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений, как успешной характеристики современного человека.

Задачи:

Методы: практический, алгоритмизированный, частично-поисковый.

Оборудование:

Ход занятия:

Класс делится на малые группы по 2-4 человека (группы сформированы заранее с учетом индивидуальных особенностей и способностей, в каждой группе присутствовал один ученик, лучше других владеющий навыками работы с компьютером, и один, преуспевающий в изучении географии).

  1. Сообщение учащимся целей и задач занятия.
  2. Получение карточек-заданий.

Образец карточки-задания.

Откройте файл “Население” (папка “Мои документы”), содержащий электронную таблицу “Динамика численности населения г.Кременки”.

  • Рассчитайте естественный прирост численности населения г.Кременки за период с 1990 по 2000г. по формуле: Естественный прирост = Число родившихся – Число умерших.
  • Рассчитайте механический прирост численности населения г.Кременки за период с 1990 по 2000г. по формуле: Механический прирост = Число прибывших – Число убывших.
  • Определите даты максимального и минимального прироста численности населения, используя функции MAX и MIN в Excel.
  • Рассчитайте динамику численности населения по формуле: Динамика численности = Естественный прирост + Механический прирост.
  • Постройте:
    графики естественного движения населения,
    графики механического движения населения,
    график динамики численности населения,
    используя Мастер нестандартных диаграмм.
  • На основе полученных данных объясните особенности и тенденции динамики численности населения г.Кременки в период с 1990г. по 2000г. Сделайте вывод.
  1. Предложение и обсуждение учениками способов решения поставленных задач с применением прикладной программы Microsoft Excel.
  2. Самостоятельная работа в группах по выполнению задания, определенного карточкой.
  3. Выступление представителя группы с отчетом о проделанной работе.
    Анализируя графики, учащиеся выявляют особенности динамики численности населения г.Кременки. Исходя из комплекса показателей, называют возможные причины и тенденции изменения численности населения.
  4. Формулировка выводов.

Таким образом, можно выявить, что прироста численности населения у нас нет, численность населения постепенно падает. Это объясняется отсутствием в Кременках рынка рабочих мест, профессиональных учебных заведений, нехваткой жилья, неразвитостью инфраструктуры города.

В заключение практикума следует обсудить преимущества решения задач и построения графиков с помощью компьютера: экономия времени, точность расчетов и построения, наглядность отображения характера зависимостей и отношений.

Один из вариантов выполненной работы имеется в Приложении.