Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание МХК и ИЗО

Творческая деятельность учителя и современные технологии на уроках изобразительного искусства

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 370

Давыдянц Светлана Георгиевна, учитель ИЗО

«Страна, в которой учили бы рисовать также, как учат писать, превзошла бы скоро все остальные страны во всех искусствах».

Дидро.

Приоритетным направлением в работе нашей школы на протяжении уже 4 лет стала комплексная программа «Духовность. Нравственность. Гуманитарное право». Ее целью стало целостное развитие личности в процессе духовно-нравственного, правового и творческого воспитания. В будущем выпускнике должны быть соединены интеллект с чувством, знания с верой, умение логически мыслить со способностью понимать прекрасное.
А для достижения поставленной цели уроки должны быть обучающими, требовать от ребенка умственных усилий, стать проблемными. Должна быть отработана система занятий по каждому виду деятельности и каждое занятие должно носить творческий характер, а ребенок с нетерпением ждать урока и готовиться к нему. Наибольшего эффекта можно достигнуть, используя не разнонаправленные, а дополняющие друг друга методы, ориентированные на единую цель. Поэтому сформировалась потребность в использовании новых средств и приемов обучения таких как:

Определенную завершенность, целостность работы как нельзя лучше представит так называемая «Творческая шкатулка».
Я считаю, что дело учителя – не только передавать информацию, но и осуществлять, организовывать процесс обучения и воспитания учащихся, тогда сочетание современных информационных технологий с возможностями педагога может носить весьма продуктивный характер. Ведь компьютер, высвобождая время учителя, выполняя многие рутинные работы, позволяет ему больше внимания уделять индивидуальной работе с учащимися, творчески подходить к учебно-воспитательному процессу. Ну, а ученику всегда будет ценнее улыбка и живое поощрение учителя, чем изображение улыбающегося человека на экране компьютера или формальная надпись: «ты молодец!».
Уроки, проводимые мной с использованием современных средств информационных технологий, показали, что учащиеся глубже вникают в суть вопросов, у них увеличивается интерес к предмету, активизируется познавательная деятельность. Но учителю, использующему ресурсы Интернет и мультимедийные диски необходимо с осторожностью подбирать материал, так как некоторые информационные сайты или программы далеки от совершенства, а их разработчики не учитывают многообразие индивидуальных черт каждого ученика и оригинальность человеческого мышления.
При методической подготовке, на этапе проектирования учебного процесса я использую разработанную мной технологическую карту, в которой целостно и емко представлены главные параметры. Ход урока разделяется на четыре этапа и на каждом этапе формируется цель, длительность проведения, основные виды деятельности со средствами информационных технологий, функции преподавателя на данном этапе и его виды деятельности, формы организации деятельности учащихся и завершающий контроль.

На завершающем этапе урока необходимо формировать у учащихся способность к объективной самооценке – рефлексии, говоря языком психологии. Чтобы эта цель была достигнута, создается «Творческая шкатулка» по изобразительному искусству – инструмент самооценки собственного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это – комплект документов и самостоятельных работ ребенка, который предусматривает:

Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом: самооценка результатов, систематичность и регулярность самомониторинга, структуризация материалов, аккуратность и эстетичность оформления, целостность материалов, наглядность и обоснованность презентации «Шкатулка».
Такая «Шкатулка» призвана полностью отражать работу ученика по изобразительному искусству. Она включает в себя различного рода задания и проекты, успехи ученика в области изобразительного искусства, его способности к дальнейшему продвижению. Ясность и культура речи должны быть неотъемлемой частью «Шкатулки». При подготовке «Шкатулки» следует обратить внимание на такие позиции как: самостоятельность мышления ученика; определение временного периода создания «Шкатулки»; взаимосвязь и взаимообусловленность знаний по изобразительному искусству; отражение собственной позиции ученика; процесс решения проблем.
«Шкатулка» включает в себя классные и домашние задания учащихся. Дети представляют свои «Шкатулки» на родительских собраниях, чтобы продемонстрировать умение самостоятельно мыслить, творческое применение полученных знаний. На такой защите ученик должен показать свое продвижение и доказать, что он приложил максимум усилий и поэтому его самооценка совпадает (не совпадает) с оценкой учителя, родителей, группы экспертов. Он должен сделать выводы в отношении своей дальнейшей творческой деятельности.
Подходы к созданию «Шкатулки» могут быть разными, важно, что ребята учатся анализировать собственную работу, собственные успехи, объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. Их учебная деятельность становится более осознанной, появляется ответственность за плоды своего труда, возникает потребность выразить себя, свои чувства, мысли с применением полученных знаний. Очень важно, что в этом процессе принимают участие родители.
Результатом деятельности на уроках изобразительного искусства в рамках комплексной программы «Духовность. Нравственность. Гуманитарное право» с применением современных образовательных технологий являются следующие достижения учащихся:

Приложение 1

Технологическая карта конструирования урока по изобразительному искусству
с использованием средств информационных технологий (Приложение 2).