Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Элективный курс физика + биология Элементы биологии в механике

Добавлено: 2018.05.04
Просмотров: 34

Сморгова Елена Семёновна, учитель Трифонова Людмила Ивановна, учитель биологии и химии

Содержание программы.

I Блок (9 часов)

Введение (1 час)

Что изучает наука биофизика. Значение курса для понимания взаимосвязи явлений и единстве мира живого и неживого.

Движение и силы (4часов)

Механическое движение. Движение с ускорением в мире живых существ. Взлёт птицы, насекомых, старт спортсменов; ускорение, испытываемое лётчиками и космонавтами при взлёте и посадке. Виды сил. Силы, развиваемые в животном мире и их измерение Влияние силы тяжести на развитие растений. Сила трения и сопротивления в организме животных. Архимедова сила. Роль выталкивающей силы в жизни водных растений и животных. Третий закон Ньютона. Реактивное движение в живой природе.

Демонстрация приборов - силомер, динамометр, видеофильма.

Работа. Мощность. Простые механизмы (4 часа)

Механическая работа в системе “Человек”. Работа, выполненная человеком при разных видах его деятельности. Значение развившейся при этом мощности. Работа сердца. Работа сердца в покое и после физической нагрузки. Экономичность работы сердца. Рычаги. Рычаги в живых организмах. Виды суставов. Работа рычага.

Демонстрация д/ф “Скелет человека. Виды суставов”, виды клиньев, когтей, зубов, колючек растений.

Лабораторные работы.

  1. Определение работы сердца в покое и после физической нагрузки.
  2. Расчёт работы, выполненной человеком при разных видах его деятельности.
  3. Определение экономичности работы сердца.
  4. Изготовление рычага живых механизмов (тычинка шалфея).

II блок (8 часов)

Давление (3 часа)

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Давление в животном мире. Насосы. Сердце – насос (аналогия конструкции клапанов насоса и сердца). Зависимость давления жидкости от скорости её течения. Движение крови в организме. Давление в сосудах крови.

Демонстрация таблиц со следами птичьих лапок на грунте, д/ф “Работа сердца”, аппаратов для измерения давления.

Лабораторная работа.

  1. Измерение артериального давления.

Механические волны (5 часов)

Звуковые волны. Распространение звука в различных средах. Голосовые аппараты человека и животных. Частотный диапазон человеческого голоса.

Звуки, сопровождающие работу сердца и легких. Ультразвук. Ультразвуковая локализация в животном мире (дельфин, летучая мышь). Сравнение живых и технических локаторов, применение ультразвука в медицине, биологии, фармацевтической промышленности. Органы слуха у животных и человека.

Демонстрация модели гортани, стетоскопа, фонендоскопа; грамзаписей с голосами животных, тонов сердца, таблиц.

Лабораторные работы.

  1. Костная и воздушная проводимость звука.
  2. Бинауральный слух.

В процессе обучения учащиеся приобретают:

знания: об особенностях механического движения в мире живых существ (взлёт птицы, насекомых, старт спортсменов; ускорение, испытываемое лётчиками и космонавтами при взлёте и посадке), роли физических процессов в живых системах(сила трения, сила тяжести, выталкивающая сила), механической работе в системе “Человек”(работа сердца в покое и при нагрузке), о значении давления в животном мире, механических волнах и причинах их возникновения.

умения: наблюдать и изучать явления; описывать результаты наблюдений; выдвигать гипотезы; выполнять измерения (давления, силы руки), ; представлять результаты измерений в виде таблиц; делать выводы; обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

Дневник самонаблюдений (приложение 1)

Возможные темы проектных работ:

  1. Предельный выигрыш в силе опорно-двигательного аппарата человека.
  2. Создание аппаратов для измерения давления. Конструирование опрыскивателя для растений.
  3. Влияние перепадов давления на человеческий организм и глубоководных животных.
  4. Проблемы дыхания живых организмов.
  5. Проектирование кормушек для разных видов птиц.
  6. Физическая нагрузка учащихся в школе и дома.
  7. Возможности опорно-двигательного аппарата человека.

Тематическое планирование курса (17 часов). (приложение 2)

Слайдовая презентация (приложение 3)

Литература для учителя и учащихся.

  1. Л. Гальперштейн. Забавная физика. Москва, “Детская литература”, 1993г.
  2. Ю.И.Дик, И.К.Турышев. Межпредметные связи курса физики в средней школе. Москва, “Просвещение” 1987г.
  3. И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Москва, “Просвещение”,1991г.
  4. Ц.Б. КАЦ. Биофизика на уроках физики. Москва, “Просвещение”, 1988г.
  5. В.С. Рохлов. Школьный практикум. Биология “Человек”. Москва, “Дрофа”, 2000г.
  6. Б.Ф.Сергеев. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Тайны человека. Москва, ООО “Издательство Астрель”, 2000г.
  7. Первое сентября “Физика”, №23/2000г.,№3/2000г.

x