Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экологии

Курс Лицейская экология

Добавлено: 2018.03.15
Просмотров: 63

Пахолкова Наталия Аркадьевна, учитель географии

Основная цель курса лицейской экологии: повышение уровня экологической грамотности и культуры учащихся средней школы, используя более полную интеграцию экологии с экономической географией; воспитание подрастающего поколения школьников в духе патриотизма.

Основные задачи курса:

Отличительной особенностью нашего лицея, существующего уже 20 лет, можно считать его эколого-экономическую направленность.

Преподаватели Московского Государственного Областного Университета вместе с преподавателями нашей школы-лицея готовят учащихся 9-11-х классов к успешному поступлению на экономический факультет вуза по специальностям: менеджмент управления, государственное и муниципальное управление, управление персоналом.

Основное внимание в лицейской программе уделяется изучению математики, экономики, географии и экологии.

Школьный курс экономической географии России в 9 классе, пожалуй, самый насыщенный, но отводится недостаточное количество часов на рассмотрение всех отраслей народного хозяйства страны, а рассказать ребятам хочется о многом.

Когда мне предложили читать лекции по экологии в 9-х классах, задумалась о том, как построить программу так, чтобы материал был нужным, интересным, чтобы темы школьной программы по экономической географии можно было интегрировать в занятия по экологии лицейской программы, с целью более полного и глубокого осмысления материала.

Хочу поделиться своими наработками за несколько лет.

В построении данного курса и в работе над школьными проектами нам с ребятами очень помогли, да и сейчас помогают журналы: « Экологическое образование», «Экология и жизнь», которые идут в ногу со временем, печатают материал, волнующий каждого россиянина, гражданина своей страны, а учителям оказывают конкретную помощь в работе с подрастающим поколением ( спасибо редакционному коллективу этих журналов за актуальность тематики, публикуемых ими статей).

Также хочу отметить пособие, которое очень своевременно оказалось у меня в руках: «География России – эколого-экономические аспекты» под редакцией А.А. Лобжанидзе, в нем ставится важный вопрос «Экология и экономика: враги или друзья?», вопрос, заставляющий думать, размышлять, сопоставлять, анализировать. Вот на него с девятиклассниками мы уже который год пытаемся найти ответ: много рассуждаем, спорим, выражаем свое видение экологических и экономических проблем ( больше всего, конечно, нас волнуют проблемы своей страны ), благо времени хватает, т.к. занятие длится академический час.

Наш (потому, что это совместное творчество учителя и учащихся) курс лицейской экологии состоит из двух разделов:

1. Общие экологические аспекты экономики России и Мира.
2. Экологические проблемы регионального уровня ( экономических районов, национальных округов, краев, областей или городов). Не оставляем мы без внимания и проблемы малых уголков нашей Родины.

Первый раздел программы начинаем с самой важной темы: «Повестка дня» на XXI век» – Концепции устойчивого развития т.к. только этот путь призван обеспечить будущее для всех нас. Мы с ребятами знакомимся с Декларацией «По окружающей среде и развитию», а также другими документами Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, читаем первое опубликованное издание Центра «За наше общее будущее» – «ПРОГРАММУ ДЕЙСТВИЙ».

Подробно знакомимся с Декларацией прав Земли «Хартия Земли» – основным документом, официально принятым Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 2003 году как основу по распространению идей устойчивого развития.

При обсуждении вопросов экономического развития страны и экологической характеристики Россия всегда сравнивается с другими государствами мира и каждому из нас хочется, чтобы это сравнение было в нашу пользу. Мы приходим к выводу, что сохранение окружающей среды, в последние годы, стало приоритетной задачей для всего мира, и России в том числе. Так в 1996 году в качестве национальной экологической политики страны была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» Сегодня интересы экономики и экологии переплетаются как никогда ранее и ,Россия уверенно берет курс на экономическое могущество и экологическую чистоту страны, поэтому рассматривая тему: « Россия на пути к устойчивому развитию», говорим о том, какие проблемы экономического и экологического характера стояли после распада СССР, какие задачи наша страна должна решать сегодня. Новая Россия все более глубоко вступает в мировое сообщество, поэтому страна широко вовлечена в решение глобальных экологических проблем:

Но для того, чтобы поставленные задачи были решены, необходима серьезная законодательная экологическая база, данный вопрос рассматривает в теме « Российское экологическое законодательство». Насколько оно совершенно?

В России никогда не было сильной государственной экологической политики, поэтому страна не имела необходимой нормативно-правовой базы, сегодня она только создается. Рассматриваем основные принципы и правила охраны окружающей, читаем Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды».

На лекциях мы знакомимся и с новыми понятиями в нашей жизни, такими как «Экологический менеджмент», «экологический мониторинг», «экологическое страхование», «экологические стандарты», без них современную экономику представить уже невозможно, задаемся вопросом «Почему сегодня предприятиям выгоднее выпускать экологически чистую продукцию?» …Приходим к выводу, что сама жизнь, время заставляет выпускать продукцию экологически сертифицированную, только она может быть конкурентноспособной на мировом рынке.

Подробно рассматриваем темы:
1. «Основные экономические и социальные функции природы», т.к. грамотный учет ценности природы в экономике является важнейшим приоритетным направлением в экологической политике страны.
2. «Классификация загрязнений» – в школьном курсе учащимся дается понятие только экологической классификации природных ресурсов, мы же классифицируем ресурсы еще и с природной (генетической) точки зрения, а также даем их хозяйственную классификацию.
3. Тема «Использование и охрана недр» заставляет ребят задуматься о бережном расходовании минеральных и энергетических ресурсов, рациональном их использовании. Когда приводятся таки статистические данные как :« при добыче в мире ежегодно теряется меди – 600 тыс. т; свинца – 300 тыс. т; цинка – 500 тыс. т, только за счет «выдувания» угольной пыли при перевозке угля теряется в среднем 1,2 т на каждый железнодорожный открытый полувагон» – каждый человек задумывается как природа беззащитна перед людьми, а человек чаще всего ведет себя по отношению к ней безответственно.

Сильнейшее отрицательное давление на природу оказывают энергетика, отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности, сельское хозяйство, многие виды транспорта. Важно знать, каким образом можно снизить нагрузку на природу, какие энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии уже нашли свое место в народном хозяйстве страны, какие пока находятся в стадии разработки.

Во втором разделе курса большое внимание мы уделяем региональной экологической политике. Рассматриваем районы острых экологических ситуаций в России, будь то районы крайнего Севера, Поволжья, Дальнего Востока; экологические проблемы городов России, состояние водных бассейнов (Волги, Байкала, Каспийского моря, Онежского озера). Учащиеся говорят о тех уголках страны, которые им близки и дороги, выполняют творческую работу « Откуда мы родом», готовят сообщения о своей малой Родине. Пожалуй, самая большая личная заинтересованность читается в глазах ребят при рассмотрении данного раздела, особенно когда речь идет об экологической ситуации нашего города или Подмосковья.

Мы живем в одном из самых больших и красивых городов мира, но экологическая ситуация Москвы оценивается как кризисная. Это означает, что ухудшение окружающей природной среды достигло остроты, угрожающей нашему здоровью. Мы учимся и работаем на территории Басманного района ЦАО г. Москвы, самого неблагоприятного, с экологической точки зрения, округа города.

Стала ли Москва одной из первых столиц проводить в России в жизнь идеи устойчивого развития? Разработаны ли «Основные направления политики Москвы в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности» на уровне города, округов? Что делается в Басманном районе для улучшения проживания населения? Что конкретно можем сделать мы для того, чтобы наша среда обитания была комфортна для проживания и обучения?

На эти вопросы нам хотелось найти ответ, так пришла мысль начать работу над экологическим проектом. Вот уже несколько лет работаем над темой: «Экологические проблемы Басманного района». Основное направление для себя выбрали следующее – Идеи устойчивого развития во дворе, районе, школе. Ребята изучают состояние окружающей их среды (изучаем сад им.Баумана, состояние наших дворов и улиц, нашей школы и пришкольной территории ( в проекте « Школа как экосистема»), знакомимся с перспективами развития района, с изменением его экологической обстановки за последние годы, проводим свой экологический мониторинг, социологические опросы среди населения и учащихся, стараемся определить качество окружающей нас среды и пытаемся изменить ее к лучшему. Очень многое зависит от каждого из нас, и я твердо убеждена, что начинать нужно с себя.

Часто с ребятами мы обсуждаем вопрос об экологическом сознании россиян:

Ответы звучат разные, мы высказываем свое мнение , спорим, соглашаемся или нет, но не остаемся равнодушными.

В новом учебном году думаю предложить своим ученикам новый материал к обсуждению.

На международном форуме по нанотехнологиям наш президент сказал: « наша посткризисная экономика должна базироваться на инновационных технологиях, а не на сырьевых возможностях России, сколь бы безграничны они ни были». Хочу познакомить своих учеников с предприятиями, которые уже сегодня стремятся сохранить экологическую безопасность страны, например, предприятие «Лукойл – Западная Сибирь» – запущена новая пятилетняя экологическая программа; «Газпромнефть – Хантос» – внедрены передовые технологии утилизации буровых отходов; Стерлитомакский «Каустик» – построена уникальная система управления отходами; «Иркутскэнерго» – действует программа переработки золошлаковых метериалов, к счастью таких примеров се413ня по стране можно привести много, надеюсь, моим ученикам будет интересен этот материал.

Учительский состав нашей школы ищет новые формы образовательно-воспитательной работы с учащимися, приобщая ребят к безопасному и здоровому образу жизни в городской среде. Считаем, что задача – повышение уровня экологической грамотности и культуры школьников – является первостепенной на сегодняшний день!

Приложение