Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экологии

Природа и человек

Добавлено: 2018.03.11
Просмотров: 59

Малосаева Ирина Антоновна, учитель химии и биологии

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,69 МБ)


Цели и задачи: познакомить учащихся с составными биосферы. Формировать информационную компетентность; продолжить формирование убеждённости учащихся в огромном значении природы для всех сторон жизни людей; расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей; охарактеризовать некоторые нарушения в природе, возникающие вследствие бездумного и безответственного отношения к ней человека.

1-2 слайд

Учитель: Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны. Облака и их тени. Принимает все дожди, снега и туманы. Раскрывается жерлами дымных вулканов. Пускает птиц в поднебесье и по всем лесам - быстроногих зверей.

Человека земля всегда увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось взглянуть: что же там, за зарей, за соседним лесом, за лугом? И человек собирался в путь, оставляя крестьянский рубленый двор, стрелецкий посад или тихую, над прудом усадьбу. По топям, по тропам, по безымянным дорогам шел землепроходец, меняя ладью на лошадь, обдирая ноги о камни, пока не дохнет ему в лицо соленой пеной голубой океан, не кинет к стопам заморскую водоросль.

Стоял человек на краю земли седой, состарившийся в странствиях, опираясь на кремневую пищаль, с растрескавшейся рукоятью, и огромной казалась ему Земля. И слаб, и мал был человек перед силами природы!

Но времена изменились, человек настроил фабрик, заводов, города и мосты.

И страдала природа от выхлопных газов, гибли деревья и животные, и человек понял, что к природе нужно относиться бережно, и люди решили отмечать “День Земли” и вносить в этот день свой посильный вклад в облагораживание, озеленение и благоустройство территорий родной планеты и ее природных памятников.

Этот праздник начал проводиться ещё в конце XIX века в Америке. Его инициатором является Дж. Стерлинг Мортон. Став секретарем территории Небраска, в 1872 году Мортон предложил назначить день, который бы граждане штата посвящали озеленению. Мортон решил сажать деревья в свой день рождения, 22 апреля. День стал называться Днём Дерева. Как праздник стал международными докатился до России. Основной целью этой всемирной акции является привлечение каждого человека к проблемам Земли, проблемам ее окружающей среды.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием “биосфера”, выясним из каких компонентов она состоит и какую роль играет человек в жизни биосферы.

Учитель: Делим яблоко на 4 части: 3 части это вода, 1 часть земля, а кожура от этой части живая оболочка планеты – биосфера.

Биосфра – оболочка Земли, в которой развивается жизнь. Совокупность населяющих биосферу живых организмов всех видов образует живое вещество. Название происходит от греческого “жизнь” и “сфайра” - шар (среда). К биосфере относится и Мировой океан, где даже на глубине более 10 километров живут рыбы и другие животные, и нижняя часть атмосферы, где летают птицы, и поверхность суши с ее лесами, степями, тундрой и т.д. Наконец, жизнь проникает в твердую земную кору на глубину в несколько километров, где в подземных водах обитают различные организмы.

Сейчас перед вами круг, в цент круга я поместила человека, совсем еще ребенка, так как человек – это дитя природы и является ее неотъемлемой частью.

Звуки. Шум. (презентация)

Учитель: как вы думаете, какая оболочка здесь изображена?

Окружающая человека среда полна звуков. Часто человек испытывает разные по силе действия шума, который зависит от окружающей среды и образа жизни самого человека, степень воздействия на организм человека различна.

“Ничего страшного к шуму привыкают” - говорят некоторые люди. Но привыкают так, как привыкают к табаку и алкоголю. Шум подобен яду и “привыкание вовсе не исключает вреда. Вывод не сложен: к шуму надо не привыкать – с ним надо бороться.

Воздух.

Учитель простит отгадать загадки и определить, какой круг вышел на экран.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он не видимый, но все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)

Есть невидимка: в дом не просится,
А прежде людей бежит, торопится. (Воздух)

Учитель: Песен вам звонких и неба вам синего дали родимые!

Пусть от зари до зари над разливами, ивами, гнездами,
Хатами, сонными сливами солнце горит!

Почему так пишет поэт Р. Бородулин?

Земной шар окружен со всех сторон газовой оболочкой (воздухом) – атмосферой, которая распространяется на 1500-2000 км. над Землей.

Воздух прозрачен, и поэтому невольно кажется, что нас окружает пустота. Но атмосфера постоянно напоминает о себе: дождь, снег, гроза, и метель, ураган, и затишье, жара и холод – все это проявление воздушной стихии.

Газовая оболочка предохраняет Землю от чрезмерного остывания и нагревания, как надежный щит спасает все живое от губительных ультрафиолетовых и космических лучей, распределяет свет, который проходит на Землю. В ней распространяются звуки.

На каждый см2 земной поверхности воздух давит с силой приблизительно 1 кг. Ладонь руки – 150 кг. тело человека 150 тонн. Внешнее давление уравнивается внутренним давлением нашего организма. Но при нарушении состава атмосферы происходят большие беды.

Источник загрязнения : вулканы, пожары, морские брызги, пыль, микроорганизмы, промышленные, транспортные, бытовые отходы.

Вода. 3 чеверти планеты.

Загадки.

Много ее – беда!
Мало ее – беда!
Нужна она нам всегда
Больше, чем даже еда! (Вода)

Роль воды в природе и жизни человека велика. Водяной пар участвует в поддержании теплового баланса, вода формировала и продолжает формировать поверхность нашей планеты, разрушает горные породы, участвует в реакциях обмена веществ в организме.

Расход воды на человека 200-300 литров и более.

Животные и растения.

Учитель: А, как вы думаете, какая оболочка изображена в этом круге?

Школьники отвечают на вопросы, а затем выходят к доске и убирают мусор с оболочек.

На экране чистые круги без мусора.

Дети делают выводы и составляют правила поведения человека в природе.

Учитель:

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!