Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экономики

Элективный курс Как стать богатым в России? 9-й класс

Добавлено: 2018.03.10
Просмотров: 78

Верещагина Ольга Владимировна, учитель истории, обществознания и экономики

Пояснительная запмска.

Преподавание экономики в школе – в определенной мере дань требованиям, выдвигаемым условиями жизни, которая зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Современному человеку, бесспорно, необходимо иметь представление об экономической теории и практике, о применении экономических закономерностей в конкретных ситуациях.

В нынешних социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути, призванному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.

Экономическое образование взаимосвязано с математикой, информатикой, историей, географией, правом, обществознанием и другими школьными дисциплинами позволяет создать у обучающихся адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина.

Цель курса:

Задачи курса:

Конечным результатом является творческая работа на тему: “Как стать богатым в России?”

Курс рассчитан на учащихся 9-х классов, т.к. он ставит одной из своих целей подготовить учащихся к лучшему усвоению основ экономических знаний в 10–11 классах, являясь связующим звеном между теми знаниями, которые школьники получили при изучении курса истории и систематическим изучением основ экономической теории в 10–11 классах.

Курс состоит из 17 часов: из которых теоретическая часть (10 ч), практическая часть (7 ч).

Для реализации курса потребуются:

Теоретическая часть программы элективного курса составлена на основе творческой переработки программы “Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности”, автор И.В.Липсиц, рекомендована МО РФ, М.: Вита – Пресс, 2000, практическая часть подобрана в соответствии с изучаемой теорией.

Учебно-тематический план.

Название темы Количество часов
теория практика
1 Зачем нужна и как возникла экономика. 1 1 деловая игра. “Прибыльное производство”.
2 Возникновение торговли. 1 1 деловая игра. “Оптовая и розничная торговля”.
3 Зачем нужна биржа. 1
4 Деньги. История их возникновения. 1 1 деловая игра. “Рыночная цена”.
5 Как создается и работает банк. 1 1 деловая игра. “Фондовая биржа”.
6 Заработная плата. 1 1 практикум. “Как оплачивается труд и определяется заработная плата”.
7 Профессии, заработки, карьера. 1
8 Собственность и её виды. 1 1 практикум. “Анализ способов приватизации”.
9 Защита прав собственности. 1 1 деловая игра. “Совет директоров или Как избежать банкротства”.
10 Экономика предпринимателя. 1

Содержательная часть программы курса.

Теоретическая часть (10 часов).

Тема 1. Зачем нужна и как возникла экономика.

Понятие об экономике как хозяйственной деятельности, потребности и блага, понятие о богатстве и факторах, определяющих его размеры. Как организуется производство благ. Понятие о технологии и менеджменте, их роль в процессе производства.

Тема 2. Возникновение торговли.

История возникновения торговли и обмена, причины расцвета или замирания торговли, роль торговли в жизни общества. Торговля для потребителя и производителя. Розничная и оптовая торговля, формы организации торговли.

Тема 3. Зачем нужна биржа.

Сущность биржевой торговли, история возникновения бирж.

Тема 4. Деньги. История их возникновения.

История возникновения денег, банкноты и монеты. Виды денег в современном мире. Банковские деньги, бумажные деньги. Безналичные деньги, электронные карточки. Безналичные деньги, чеки, платежные карточки.

Тема 5. Как создается и работает банк.

Истоки банковской системы, роль банков в использовании сбережений, типы депозитов. Банк и кредитование. Понятие о кредите, проценты по кредиту и доход банка, роль банков в экономике.

Тема 6. Заработная плата.

Понятие о доходах, виды доходов наемного работника, повременная и сдельная зарплата.

Тема 7. Профессии, заработки, карьера.

В мире профессий и заработков, как люди добиваются увеличения своих заработков, что такое карьера и как она влияет на доходы. Творческий труд. Как платят за творчество, понятие о гонораре и роялти.

Тема 8. Собственность и ее виды.

Понятие о собственности, виды собственности. Интеллектуальная собственность, признаки интеллектуальной собственности. Как люди становятся собственниками. Способы приобретения собственности, права собственников, границы прав собственников.

Тема 9. Защита прав на собственность.

За что можно лишиться собственности, понятие о несостоятельности и банкротстве. Защита интеллектуальной собственности.

Тема 10. Экономика предпринимателя.

Понятие о маркетинге, понятие о прибыли, экономические условия делового успеха.

Практическая часть (7 часов).

Тема 1. Деловая игра “Прибыльное производство”.

Тема 2. Деловая игра “Оптовая и розничная торговля”.

Тема 3, 5. Деловая игра “Фондовая биржа”.

Тема 4. Деловая игра “Рыночная цена”.

Тема 6,7. Практикум “Как оплачивается труд и определяется заработная плата”.

Тема 8. Деловая игра “Акционерная собственность”.

Практикум “Анализ способов приватизации”.

Тема 9. Деловая игра “Совет директоров или Как избежать банкротства”.

Тема 10. Практикум “Расчет себестоимости, прибыли, цены”.

Методическая часть программы курса.

Так как курс призван, с одной стороны, подготовить учащихся к лучшему усвоению основ экономических знаний в 9–11 классах, а с другой – сформировать у них систематическое представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики, применяя полученные знания на практике, то он органично сочетает большой материал по экономической истории и описание современных способов осуществления хозяйственной деятельности с системой практических занятий.

Учебный процесс организуется в форме занятий трех типов:

А) теоретические;
Б) теоретико-практические;
В) практические: деловые игры, практикумы, решение проблемных задач.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Отслеживание результатов работы учащихся, их знаний , умений и навыков будет осуществляться следующим образом:

Все итоговые творческие работы получают рецензию учителя, которая может быть положена в портфолио ученика.

Литература

Основная литература:

  1. Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2001.
  2. Казаков А.П. Школьнику о рыночной экономике. Учебное пособие для старшеклассников.– М.: Общество “Знание”, 1993.
  3. Лашов Б.В., Соколов О.В. Краткий экономический словарь школьника. – М.: Просвещение, 1993.
  4. Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М.: Дело, 1999.
  5. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности.-М.: Вита-Пресс, 1999.

Дополнительная литература:

  1. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве.– М.: Фонд “Начала”, 1997.
  2. Прутченков А.С., Райзберг Б.А. Мир рыночной экономики. Сборник деловых игр. – М.: РПА, 1992.
  3. Прутченков А.С., Райзберг Б.А. Экономика и жизнь. Методические разработки экономических практикумов и деловых игр к курсу “Введение в экономику”. – М.: Новая школа, 1993.
  4. Прутченков А.С., Райзберг Б.А. Практическая экономика. Методические разработки экономических практикумов и деловых игр к курсу “Основы экономики и предпринимательства”. – М.: Новая школа, 1993.