Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Средневековое общество в Китае. 6-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 397

Нурмихаметова Ильмира Ильясовна, учитель истории и обществознания

Цели урока:

Оборудование:карта “Индия и Китай в средние века”, интерактивная доска с материалами о Марко Поло и его путешествии в Китай, с материалами по современному Китаю, с названиями изобретений китайцев.

Основные понятия: империя Тан, фарфор, книгопечатание, порох, Великий канал, бумага, компас, бумажные деньги, чжурчжэни, династия Сун, династия Мин.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация
  3. Изучение нового материала.
  4. Вывод, обобщение.

Актуализация

1. Фронтальная беседа по вопросам:

На прошлом уроке мы изучали историю страны, где побывал Марко Поло.

- Что это за страна? Чем она знаменита?

- Какой была Индия во времена Гуптов?

- Почему торговля со Средиземноморьем приносила Индии огромные выгоды?

- Что привлекало в Индию все новых и новых завоевателей? Каких завоевателей?

- Какое государство возникло в Индии в XIIIв.?

- Какие религии были распространены в Индии к исходу средних веков?

- Про какую индийскую игру говорится в учебнике?

- Какой еще путешественник побывал в Индии? Прочитайте документ на стр. 242, что описывает Афанасий Никитин в своей книге? [1]

2. Проведение тестовой проверочной работы по двум вариантам.

1 вариант

1. Купцы братья Николо и Маттео Поло отправились в Китай из родного города:

а) Генуи;

б) Рима;

в) Венеции;

г) Константинополя;

2. Как называется государство, по территории которого Марко Поло и его спутники добрались до Китая:

а) Арабский халифат;

б) Держава Монголов;

в) Палестина;

г) Крым;

3. В 1211году монголы подчинили себе:

а) Среднюю Азию;

б) Иран;

в) Китай;

г) Русь;

4. В результате монгольского нашествия:

а) Был построен новый город;

б) Были уничтожены оросительные системы;

в) Возникли новые государства;

г) Выбрали нового халифа арабов;

д) Обширные земли Средней Азии запустели;

5. Назовите период, в течение которого монголы создали свою державу:

а) 1211-1260гг.;

б)1219-1258гг.;

в) 1223-1240гг.;

д)1237-1242гг.;

6. В какой период истории средневековой Индии она была одной из самых богатых могущественных стран в Евразии:

а) в период правления монголов;

б) в период правления Махмуда Газневи;

в) в период существования Делийского султаната;

г) в период существования державы Гуптов;

7. Из каждого похода в Индию этот правитель привозил обозы, груженные золотом:

а) Чингисхан;

б) Сиддхартха Гауташа;

в) Махмуд Газневи;

г) Железный Хромец;

8. Делийские султаны провозгласили господствующей религией:

а) ислам;

б) индуизм:

в) буддизм;

г) христианство;

9. При Гуитах строили великолепныехрамы. Один из них был целиком высечен вскале. Это?

а) Храм в Аджанте:

б) Тадж-Махал;

в) Храм в Модрасе;

г) Боробудур

10. Новая религия - буддизм проповедовала:

а) Всё сущее - воплощение трёх верховных божеств;

б) Жизнь - это страдание, а бесконечное перевоплощение душ делает страдание вечным;

в) Души людей после смерти перевоплощаются в другое тело;

2 вариант

1. Сколько лет длился путь Марко Поло с отцом и дядей из Палестины в Пекин:

а) 2 года;

б)3 года;

в) 4 года;

г) 5 лет;

2. Марко Поло и его родственники смогли без приключений проехать до Китая потому, что:

а) все земли в конце XIIIв. входили в состав Китая;

б) были хорошо вооружены и находились под защитой;

в) в конце XIIв. все земли, которые они миновали входили в одну огромную монгольскую державу;

г) все земли входили в одну державу Гуптов.

3. Как звали хана, подчинившего все монгольские племена:

а) Чингисхан;

б) Бату-хан;

в) Тамерлан;

г) Берке - хан.

4. К периоду правления Эмира Тимура (Тамерлана) относятся события:

а) нанёс сокрушительный удар по Руси;

б) снова навёл ужас на Азию и Европу;

в) своей столицей сделал город Самарканд;

г) поделил завоеванные земли на улусы.

д) лучшие мастера построили мечети, медресе, мавзолеи.

5. Назовите период, в течение которого Марко Поло совершил своё путешествие на Восток:

а) 1268- 1291;

б) 1271- 1295;

в) 1275-1298;

г) 1237-1258.

6. В Индию съезжались купцы со всего света, их привлекали:

а) шелковые и хлопковые ткани;

б) изделия гончаров;

в) драгоценные украшения;

г) дорогие меха.

7. Индия была знаменита своими:

а) фарфоровыми изделиями;

б) выдающимися врачами, астрономами и математиками;

в) изобретениями: компаса, пороха;

г) завоевательными походами.

8. Индийцы хранили верность своим исконным религиям. Самой древней из них был:

а) ислам;

б) индуизм:

в) буддизм;

г) христианство;

9. Знаменитый мавзолей Тадж-Махал был создан:

а) монголами;

б) индийцами;

в) христианами;

г) мусульманами.

10. Прозвище Железный Хромец получил:

а) Марко Поло:

б) Чингисхан;

в) Тимур;

г) Казимир.

План изучения нового материала.

  1. VII-IXв.в. - Империя Тан.
  2. X-XIIIв.в. – Империя Сун и чжурчжэни.
  3. XIII- XIVв.в. – Китай под властью монголов.
  4. XIV – XVIIв.в. – Империя Мин.

Мы продолжаем наше путешествие по Востоку вслед за Марко Поло и сегодня побываем в Китае - Поднебесной империи.

- Как вы думаете, почему так называли Китай?

- Ребята, что вы знаете об этой стране? Что запомнили из истории древнего мира?

- Какие реки вам известны? Что создали китайцы в древнюю эпоху?

- По какому пути можно было добраться до средневекового Китая?

По Великому Шелковому пути добрался и Марко Поло до Поднебесной, описав все в своей “Книге о разнообразии мира”, которая на несколько веков стала единственным источником информации для купцов, картографов, мореплавателей, в том числе и для Христофора Колумба.

Мы будем изучать § 26,запишите домашнее задание в дневниках, пересказ,ответить на вопросы, стр. 249.

Ребята, на доске представлен план изучения новой темы, запишите его в тетради, обратите внимание: история средневекового Китая делится на четыре периода, их мы сегодня и рассмотрим.

VII-IXв.в. - Империя Тан.

В начале VII века произошло объединение Китая под властью одного императора, на 300 лет была установлена династия Тан. В это время в Европе правили Меровинги и Каролинги, а Китай был самой могущественной страной в мире.

Император обладал огромной властью, китайцы считали, что власть ему даровал сам бог, за что и называли его богдыханом, что значит Сын Неба. Первый император из династии Тан - Тайцзу провел ряд реформ, направленных на возрождение хозяйства и добился больших результатов. Он организовал наемную армию и смог не только защитить свою страну, но и расширить ее территорию.

Найдите в тексте учебника на стр. 243 отрывок, в котором говорится о завоеванных территориях, где управляли наместники китайского императора (ученики читают текст). Китайцы отбили натиск арабов, приютив у себя персидского шаха.

Посмотрите на миниатюру VII в. на стр. 243, опишите облик императора Ли Шиминя - второго императора из династии Тан (властный человек, в решительной позе, со строгим видом, в богатой нарядной одежде). [1]

Со времен Тан в Китае стали по-новому распределять чиновничьи посты. Послушайте рассказ о подготовке чиновников.

Ученик 1. Подготовке чиновников в Китае всегда уделялось огромное внимание. Получить должность начальника мог только мудрый и способный человек. Желающий стать чиновником должен был пройти конкурс, отлично сдав ряд экзаменов. Все участники отбора получали вопросы, на которые должны были ответить письменно или устно в присутствии специально приглашенной комиссии. Для успешной сдачи экзамена следовало хорошо знать сочинения древних мыслителей, уметь интересно пересказывать исторические сюжеты, рассуждать на философские темы и сочинять стихи. Сдавший первый экзамен назначался на самую низшую должность. Желающие повышения могли получить его только сдав второй, более сложный экзамен. И только сдавшие экзамен трижды, обладатели третьей высшей ученой степени, были теми хорошо подготовленными и тщательно проверенными людьми, из числа которых назначались чиновники на самые ответственные должности. [5]

Вывод учителя: К экзаменам допускался всякий, значит крестьянин или ремесленник тоже мог быть кандидатом в чиновники.

Во времена династии Тан из Китая вывозили шелк, чай, но самым замечательным товаром считался фарфор, секрет изготовления которого никому не выдавали.(см. картину на доске) Стал распространяться буддизм, о буддийских храмах повествует Марко Поло.

Вероятно, именно китайские буддисты первыми в IX веке стали печатать книги. Посмотрите на иллюстрацию учебника на стр. 245, наборная касса для печати. Какие предположения об устройстве этой кассы вы можете сделать?

Во времена Тан изобрели порох для фейерверков, позже для огнестрельного оружия. Столицей империи Тан был город Чанъань, рассказ о котором вы прочитаете в учебнике на стр.249 самостоятельно. [1]

X-XIIIв.в. - Империя Сун и чжурчжэни

После свержения последнего императора из династии Тан власть досталась династии Сун,

об этом периоде вы прочитаете самостоятельно, хочется лишь отметить, что в этот период новые завоеватели- чжурчжэни захватили Север Китая и создали там Золотое царство, в те времена китайцы изобрели компас и научились изготавливать бумагу.

XIII- XIVвв - Китай под властью монголов

В 1211 г. на Китай обрушились монголы и к 1279 году превратили его в часть Монгольской державы. Именно в период владычества великого хана Хубилая и попал в Китай Марко Поло. Послушайте о его первых впечатлениях.

Ученик 2. Много удивительных вещей заметил Марко в Китае. Восхитили Марко Поло дороги: их было много и содержались они в полном порядке. Удивили большие, благоустроенные города, торговые порты со множеством судов, прибывающих из Индии, Индонезии, Персии.

Еще более удивили его календари-альманахи с печатным текстом, своеобразная газета, которые рассылались по всей стране с гонцами; печатный станок, изобретенный здесь еще в начале ll-го века и неизвестный в Европе; бумажные деньги , введенные Хубилаем. Побывал он и в астрономической обсерватории Хубилая, где наблюдались звезды и кометы, стоял большой глобус звездного неба, и пять тысяч звездочетов занимались составлением гороскопов. [5]

Учитель:Отрывок о китайских бумажных деньгах из “Книги” Марко Поло мы прочитаем в учебнике и ответим на вопросы к документу на стр.250.

- Что удивляет Марко Поло в китайских деньгах и почему?

- Каким образом ханам удалось добиться хождения в своей стране денег из бумаги?

- В окраинных областях империи Марко Поло определял, какое племя подчиняется хану, а какое нет, по тому, в ходу ли у них бумажные деньги. Можете ли вы объяснить эту связь?

Марко Поло много путешествовал по стране, объездил весь Китай (см. карту). Вы спросите как ему - чужестранцу это удалось? Оказывается, Марко Поло с его великолепной памятью, знанием языков, умом и наблюдательностью привлек внимание хана Хубилая, который взял его на службу, назначив важным чиновником. Ответ на вопрос, почему хан допустил на государственную должность иностранца, найдем в книге Марко Поло.

Ученик 3.Нужно знать, что все китайцы не любят управления великого хана, потому что он поставил над ними татар всего чаще сарацин; а этого китайцы не выносили, т.к. обходились с ними, как с рабами. Великий хан овладел Китаем не по праву, а силой и не доверял китайцам, а отдал страну в управление татарам, сарацинам и христианам, людям из его рода, верным и не туземцам. [5]

Учитель: В Книге Марко Поло описано его путешествие по Великому каналу на юг Китая в город Сучжоу. Этот гигантский канал длиною почти 1800 км, связавший столицу ханов Пекин с долиной р. Янцзы, строили китайские крестьяне в течение семи столетий с VI- XIII в. Европейцы впервые узнали о новом виде топлива – каменном угле из его Книги.

Ученик 4.Открытием для Марко было использование каменного угля в качестве топлива: “По всей стране Китай есть черные камни; выкапывают их в горах, как руды, и горят они, как дрова. Огонь от них сильнее, нежели от дров... Дров у них много, но жгут они камни, потому что и дешевле, да и деревья сберегаются”. [5]

Учитель: Как вы думаете, побывал ли Марко Поло в России?

Ученик1.В книге Марко Поло описаны и такие страны, где сам он не бывал, но слышал описания от “верных и честных людей”. Например, “Великая Россия – большая страна на севере. Тут много царей и свой собственный язык; народ простодушный и очень красивый, мужчины и женщины белы и белокуры. Знайте, по истинной правде, самый сильный холод в России, трудно от него укрыться. Страна большая, до самого моря-океана”. [5]

Учитель: Что вы думаете по поводу этих слов Марко Поло?

Наблюдая за жизнью китайцев, Марко Поло все подмечал и делал выводы. Послушайте рассказ и попробуйте сделать вывод.

Ученик 2.Они говорят цветистым языком, приветствуют друг друга вежливо, с веселым и радостным видом ; держат себя с достоинством и едят очень чисто. Отцу и матери оказывают большой почет; если же случится, что какой-нибудь сын оскорбит родителей или не поможет им в случае нужды, то есть особенное присутственное место, у которого нет другого дела, как наказывать неблагодарных сыновей, оказавшихся виновными в каком – нибудьнеблагодарном поступке по отношению к родителям. [5]

Учитель: Двадцать четыре года продолжались удивительные странствия по странам и местам, прежде неизвестным европейцам. То, что поведал Марко Поло об удивительных обычаях жителей Востока, потрясло людей многих стран. Как завидовали все путешественнику, так много повидавшему, узнавшему! А переписчики закончили его Книгу словами “Никогда не было человека, который столько бы путешествовал по свету, сколько благородный и знаменитый гражданин города Венеции Марко Поло”.

XIV – XVIIв. - Империя Мин.

В XIV в. в Китае часто случался голод, как и в Западной Европе, восстания против монголов, в результате которого свергли власть монголов, и на 3 столетия установилась династия Мин, которая не доверяла ничему лишнему. Произошло “закрытие” Китая.

Итак, мы завершили наше путешествие по Поднебесной империи.

Что запомнилось вам больше всего? Какие достижения и изобретения были сделаны в Китае на протяжении Средневековья? Покажите на карте маршрут путешествия Марко Поло, покажите Китай.

Домашнее задание: параграф 26, пересказ, отв. на вопросы стр. 249.

Литература.

1. БойцовМ.А, ШукуровР.М. Всеобщая история. История средних веков:учебник для 6 класса.-М.: “Русское слово”, 2007.

2. Детская энциклопедия: Великие путешествия Я познаю мир, М., Астрель, 2001.

3. РевенкоМ.В.Малышам о географических открытиях, М., Педагогика, 1989.

4. Учебное электронное издание Всеобщая история 5-6 класс, ООО Кордис Медиа, 2004.

5. Марко Поло “Книга о разнообразии мира”, Википедия.

6. Журнал “Вокруг света”, № 8, 2006.