Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

Методическая разработка урока литературы в 11-м классе по теме Ах, любовь! Она ведь всем знакома… Особенности любовной лирики Сергея Есенина

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 391

Шевченко Елена Витальевна, заместитель директора по НМР, учитель русского языка и литературы

Форма проведения: урок-исследование, ролевая игра

Цели и задачи работы

Методическая цель
Использование приёмов и средств обучения, формирующих ключевые и предметные компетенции школьников.

Средства реализации методической цели
Формирование новых знаний путем поисковой (коллективно – распределительной) деятельности в группе, элементы ролевой игры, проблемные вопросы, полилог, индивидуальные и групповые творческие задания, метод анализирующего наблюдения, самостоятельная оценочная деятельность обучающихся.

Оборудование урока
Подборки стихов С.Есенина, вопросы – задания для интерпретации поэтических тестов, портреты С.Есенина, Г.Бениславской, Шаганэ Тальян, В.Соловьева, аудиозаписи мелодии «История любви» (из к/ф «Шербургские зонтики»), симфонической сюиты Н.Римского – Корсакова «Шахерезада», мультимедийный проектор.

Предварительная подготовка к уроку
1. Деление класса на группы в соответствии с поэтическими циклами любовной лирики С.Есенина:

2. Самостоятельное распределение ролей (архивариус, литературовед, текстолог) в группе, выполнение творческих заданий индивидуального и группового характера.
Участники ролевой игры:
Текстологи – специалисты, занимающиеся изучением текстов художественных произведений
Литературоведы – специалисты, занимающиеся литературоведением, т.е. наукой о художественной литературе
Архивариусы – сотрудники архивов

3. Самостоятельный подбор поэтических текстов каждой группой, их анализ и интерпретация, выразительное чтение, чтение наизусть отдельных стихотворений, выбор эпиграфов.

4. На основе изучения воспоминай современников, писем поэта определение адресатов есенинской лирики подготовка сообщений об истории взаимоотношений С.Есенина с любимыми и любящими его женщинами.

Ход учебного занятия

I. Мотивационно – установочный этап.
1. Вступительное слово учителя

На фоне мелодии «История любви» звучат поэтические строки:

Смерть и время царят на земле,
Ты владыками их не зови;
Все, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.

Эти слова принадлежат философу и поэту конца XIX – начала XX века Владимиру Соловьеву (портрет проецируется на экран).
Почему «солнце любви» всегда остается «неподвижным»?

Первые стихи о любви написаны более четырёх тысяч лет назад. Это был первый гимн любовному чувству. Но вновь и вновь происходит то, что называют «открытием любви». И тогда творится великая поэзия , ведь любовь – её источник. Наш сегодняшний урок – урок поэзии любви. Их преподносит нам Сергей Есенин, один из проникновеннейших лириков XX века, который «никогда не лгал» сердцем. И действительно, произведения его на редкость, пронзительно искренни. Поэтическое мастерство С.Есенина проявилось с особой силой в его лучших любовных стихах.

2. Объявление темы урока, определение целей работы

II. Организационно – деятельностный этап.

«Всю душу выплещу в слова!» - восклицал поэт. Исповедальность, «обескураживающая откровенность» лирики С.Есенина позволили современным исследователям назвать его творчество единым романом, лирическим романом в стихах, романом – исповедью. А какой же лирический роман без любовной интриги?
Перелистаем его страницы. Послушаем «песнь любви» поэта.

Какие строки есенинских стихов можно использовать в качестве эпиграфов урока?

Сердце, ты хоть бы заснуло
Здесь, на коленях у милой

Если душу вылюбить до дна,
Сердце станет глыбой золотою…

Сад полыщет, как пенный пожар,
И луна, напрягая все силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый».

  • Помните, что «мысль – начало всего» (Л.Н.Толстого)!
  • Будьте искренними по сути!
  • Будьте оригинальными по стилю ответа!
  • Будьте краткими по форме изложения
  • 1. «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек».
    Любовная лирика юношеского периода творчества С.Есенина (презентация результатов работы группы №1)

    Литературовед
    Перу поэта принадлежит немало произведений, согретый глубоким, свежим и целомудренным чувством к женщине. Образ любимой он наделяет самыми нежными, светлыми красками, образ этот лучится и светится. Любимая для него подобно песне:

    Где – то за садом, несмело,
    Там, где калина цветет,
    Нежная девушка в белом
    Нежную песню поет.
    Стелется синею ряской
    С поля ночной холодок…
    Глупое, милое счастье,
    Свежая розовость щек!

    В юношеский период в поэзии Есенина при всей её искренности мало откровений о самом трепетном, самом затаенно – личном, интимном. Почему? (Этому возрасту свойственна застенчивость).
    Чтение наизусть стихотворения «Зеленая прическа».
    О чем оно? Почему поэт говорит о любовном чувстве иносказательно? Кому посвящены прозвучавшие поэтические строки?

    Архивариус
    Стихотворение «Зеленая прическа» написано в Константинове в 1918 г., посвящено
    Л.И. Кашиной, дочери местного помещика, в которую был влюблен юный поэт. «Кашина, - рассказывает в своих воспоминаниях сестра Есенина, - была молодая, интересная и образованная женщина, владеющая несколькими иностранными языками. Она явилась прототипом
    Анны Снегиной».

    Интерпретация текста стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных» (1916 г.) по предложенному учителем плану (приложение 1).

    Текстолог
    Стихотворение оставляет впечатление поэтического совершенства и эстетического чуда. Его первая строфа – своеобразная увертюра, в ней намечена музыкальная тема утонченного в своем лиризме женского образа. Лирическая героиня «лучиста и светла», окутана тайной. В стихах звучит легкая грусть прощания с неповторимой юностью. Они о природе, о родине, о любви. Через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле, «стране березового ситца».

    2. «Заметался пожар голубой…» Цикл «Любовь хулигана» (презентация результатов работы группы №2)

    Литературовед
    Цикл «Любовь хулигана» исследователи творчества Есенина называют «повестью о любви». Лирический герой цикла, «запев про любовь», готов измениться, ему «разонравилось пить и плясать/ И терять свою жизнь без оглядки».
    В стихах этого цикла мы слышали «чувственную вьюгу» поэта:

    Может, завтра совсем по – другому
    Я уйду, исцеленный навек,
    Слушать песни дождей и черемух,
    Чем здоровый живет человек.
    Позабуду я мрачные силы,
    Что терзали меня, губя.
    Облик ласковый! Облик милый!
    Лишь одну не забуду тебя.

    Кому посвящен цикл? Когда был создан? Почему так назван?

    Архивариус
    Цикл «Любовь хулигана» создан во второй половине 1923 года, посвящен актрисе камерного театра Августе Леонидовне Миклашевской. Она оставила свои воспоминания о поэте «Встречи с поэтом»: «Это было в конце лета 1923 года, вскоре после его возвращения из поездки за границу с Дункан. Целый месяц мы встречались ежедневно. Долго бродили по Москве. Он был счастлив, что вернулся домой, в Россию… Очень не нравились мне многие его «друзья»…, их устраивали легендарные скандалы Есенина… Я понимала, что переделывать его не нужно! Просто надо помочь ему быть самим собой».

    Текстолог
    Любовное чувство лирического героя цикла ассоциируется с осенним временем года, вечером (волосы «цветом в осень», «осенняя усталость» глаз, «в окошко постучал /Сентябрь багряной веткой ивы»; «Был я весь – как запущенный сад»; «Вечер черные брови насопил»), его переполняет настроение грусти, не покидает ощущение жизненных потерь.

    3. «Потому, что я с севера что ли…» Цикл «Персидские мотивы» (презентация результатов работы группы №3)
    Звучит сюита Н.Римского – Корсакова «Шахерезада»

    Литературовед
    «Персидские мотивы» - шедевр любовной лирики С.Есенина и всей его поэзии в целом. Написан в последние годы жизни поэта. Это внутренне целостный и законченный лирический цикл, состоящий из 16 стихотворений. В нем причудливо переплетаются благоуханная роскошь и нега классического восточного стиха со свежестью и непосредственностью чувства русского человека.

    Какова история создания цикла?

    Архивариус
    В первые годы революции поэт побывал в Туркестане и довольно долго жил в Ташкенте. Восток поразил его своим многоцветьем, сочностью, колоритом. Сердце Есенина было одержимо мечтой – поездкой в Персию. Вот как он объяснил, почему его тянет на Восток: «Я хочу поехать в Шираз… Там ведь родились все лучшие персидские лирики». Однако в Персии Есенин так и не побывал. Цикл – результат трех поездок в Грузию и Азербайджан с осени 1924 по август 1925 г. Он жил на одной из бывших ханских дач «с огромным садом, фонтанами и всяческими восточными затейливостями». Так была создана «иллюзия Персии в Баку».

    Чтение наизусть стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

    Архивариус
    Прототипом лирической героини стихотворения стала симпатичная армянская учительница Шаганэ Нерсесовна Тальян, преподавательница литературы (портрет проецируется на экран). Есенин познакомился с ней в Батуми, сила воображения поэта превратило её в «прекрасную персиянку», зовущую в «очарованную даль».

    Какие строки стихотворения являются его смысловым центром?

    Текстолог
    В стихотворении «Голубая родина Фирдуси» «ласковый урус» оставляет на память «прекрасной персиянке» «песенку про Русь». В «Шаганэ, ты моя, Шаганэ!...» он трижды, как заклинание, повторяет девушке: «Я готов рассказать тебе поле…» Через весь цикл проходит лирическое раздумье о родине, «далеком синем крае», которому поэт страстно признается в любви:

    …Как бы ни был красив Шираз,
    Он не лучше рязанских раздолий

    • В стихотворении «Шаганэ, ты моя, Шаганэ!...» есть такие строки:

    Там, на севере, девушка тоже,
    На тебя она страшно похожа…

    Раскройте тайну образа девушки с севера

    Архивариус
    Письма Есенина, написанные в период создания «Персидских мотивов», помогают выяснить, о ком «думал» и «скучал» поэт. Большинство из них адресовано Галине Артуровне Бениславской (портрет проецируется на экран), журналистке одной из московских газет. «Эта девушка, умная и глубокая, любила Есенина преданно и беззаветно. Есенин отвечал ей большим дружеским чувством» (из воспоминаний И.Шнейдера). Через год после смерти поэта Галина Бениславская застрелилась на его могиле, оставив записку: «Самоубилась здесь… В этой могиле для меня всё самое дорогое…»

    Выразительное чтение стихотворений «Я спросил сегодня у менялы…», «Руки милой – пара лебедей». Интерпретация поэтических текстов

    III. Рефлексивный этап.

    Заключительное слово учителя
    Поставим точку на последней странице романа – исповеди о любви удивительного русского поэта необычайной судьбы и неповторимого дара. Ярчайшим метеором озарил он русскую поэзию XX века и неожиданно, страшно «сгорел на ветру». Сергей Есенин относится к легендарным поэтам . Ни о ком не рассказывают столько былей и небылиц, удивительно похожих на правду. Наверно, только самобытные, яркие люди, коротко блеснувшие своим ослепительным светом в бурном потоке жизни, способны порождать легенды.

    В чем, на ваш взгляд, заключается специфика любовной темы в лирике С.Есенина? (Любовная лирика С.Есенина – это «чувственная вьюга», свежее и целомудренное чувство к женщине, благоухание и аромат природы, лирические раздумья о родине. Любовь в лирике поэта – светлое чувство, часто окрашенное печалью безответственности или разлуки, но все равно прекрасное, ибо оно облагораживает душу человека).

    Поэзия С.Есенина и философия начала XX века: точки соприкосновения.
    Философия того времени выражала умонастроения эпохи. Прочтите высказывания русских философов. Выражает ли поэзия С.Есенина то, о чем они говорят? Какие высказывания созвучны с основными мотивами любовной лирики С.Есенина?

    IV. Оценочно – результативный этап
    Самооценка деятельности членов группы

    Приложение

    Литература

    Воспоминание о Сергее Есенине. – М.: Московский рабочий, 1965

    Сергей Есенин в стихах и жизни: Воспоминания современных. – М.: ТЕРРА; Республика, 1997

    Сергей Есенин в стихах и жизни: Письма. Документы. – М.: ТЕРРА; Республика, 1997