Пояснительная записка.
Введение.
“Ритмика и основы хореографии” является важной дисциплиной в эстетическом цикле дополнительного образования. Поскольку происходит формирование знаний в области хореографической культуры, развитие творческих способностей обучающихся. Для развития творческих способностей на занятиях используются различные методы обучения.
Ритмика и основы хореографии предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации и “мышечного чувства”, формирование художественно-творческих способностей.
Знание элементов музыкальной грамоты необходимо для определения характера музыки, темпа, ритма, динамики, структуры музыкального произведения.
Упражнения по развитию ориентации формирует у детей умение использовать пространственный рисунок. Упражнения по развитию “мышечного чувства” вырабатывают самоконтроль за движениями. Стремление проявить фантазию и воображение, имитации различных трудовых процессов содействуют развитию художественно-творческих способностей детей.
В разделе “Основы классического танца” включает танцевально-тренировочные упражнения классического тренажа, формирующие у детей хорошую осанку, гибкость, координацию и культуру движений. Это способствует подготовке двигательного аппарата к выполнению более сложных танцевальных комбинаций (приложение 1).
В разделе “Основы русского народного танца” предполагает изучение богатства лексики, разнообразную манеру исполнения в различных местностях России, многочисленные виды русского народного танца: хороводы, переплясы, пляски, кадрили. Его цель – дать широкое представление о русском народном танце, одном из наиболее распространенных и давних видов творчества русского народа (приложение 1).
Цель программы:
Создание условий для полноценного физического и эстетического развития детей.
Задачи:
1) формирование правильной осанки, укрепление суставно-двигательного и связочного аппарата, развитие природных физических данных, коррекция опорно-двигательного аппарата ребенка;
2) ознакомление детей с историей возникновения и развития хореографического искусства;
3) поэтапное овладение ритмикой;
4) развитие основ музыкальной культуры, танцевальности, артистизма, координации хореографических движений, исполнительских умений и навыков;
5) формирование и совершенствование общения (исполнитель-педагог, партнер-партнерша, участник-ансамбль/коллектив);
6) развитие воображения, фантазии, творчества, самостоятельного художественного осмысления хореографического материала.
Актуальность программы.
В “век гиподинамии” ритмика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности. Программа рассчитана на три года начального обучения. В дальнейшем ритмическое воспитание проходит непосредственно на элементах танцевальных движений в процессе занятий по хореографии.
Программа “Ритмика и основы хореографии” в системе дополнительного образования направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей начального школьного возраста. В процессе занятий воспитанники изучают основные элементы музыкальной грамоты и передачу их в движениях, пластике тела, рук, ног и головы, учатся ориентироваться в пространстве, знакомятся с комплексом движений на развитие групп мышц и подвижность суставов. Ребята разучивают упражнения, этюды, игровые танцы. На практических занятиях дети приучаются к сотворчеству, у них развивается ассоциативная память, внимание, творческие способности, осваивают музыкально-танцевальную природу искусства, у детей развивается творческая инициатива, воображение, фантазия, умение передать характер музыки и содержание образа движений.
Продолжительность программы.
Курс обучения рассчитан на три года, каждый год обучения на 288 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю (приложение 1).
Возраст обучающихся.
В группах обучаются дети 7–10 лет. Наполняемость группы 8–13 человек.
Формы занятий.
Занятие предполагает изучение новой темы, но включает в себя закрепление пройденного материала в упражнениях всех основных разделов “Ритмики”. На занятиях они могут включаться одновременно, предполагая структуру занятия.
Занятия по ритмике и основы хореографии сопровождают подлинные народные мелодии, популярные песни для детей из мультфильмов, лучшие образцы русской отечественной музыки, что, несомненно, будет способствовать развитию и восприятию музыкального вкуса детей
Методы обучения.
Выделяют следующие функции методов в хореографической педагогике:
а) обучающая;
б) развивающая;
в) воспитательная;
г) контрольно-коррекционная (сопутствующие).
В хореографической педагогике применяются различные методы обучения:
1) наглядные (демонстрация – показ педагога, показ ученика), иллюстрация (показ фотографий, рисунков);
2) словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж);
3) практические (упражнения);
4) видеометод (просмотр, обучение, контроль).
Среди перечисленных методов есть основные и дополнительные, которые используются периодически, когда с помощью основных не удается достичь желаемого результата или в целях оптимизации обучения. Особенность хореографической педагогики в том, что ни один из основных методов не применяется отдельно от других, все они действуют в комплексе. В данном случае, можно говорить о наглядно-словесно-практической триаде методов. И если все-таки говорят о применении в данный момент определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи.
Ожидаемые результаты.
В результате прохождения программного материала обучающиеся имеют представление:
1) об основах музыкальной культуры;
2) о чувстве ритма, танцевальной выразительности;
3) об актерском мастерстве.
Умеют:
Способы определения результативности программы:
Для проверки физиологических (специальных) способностей детям предлагаются следующие задания.
1. Для выявления выворотности ног в тазобедренных суставах детям предлагается задание “Лягушка”. Сесть с прямой спиной на пол, согнуть колени, стопы соединить; и, не разъединяя стопы, по возможности, опустить колени на пол.
2. Для определения свода и подъема стопы – задание “Натянуть носочек”. Сесть с прямой спиной на пол с вытянутыми вперед ногами, раскрыть стопы в стороны (попытаться достать мизинцами до пола), не отрывая мизинец от пола, попытаться соединить вытянутые пальцы обеих стоп. При исполнении движения колени должны оставаться вытянутыми.
3. Для определения сценического (балетного) шага – при помощи педагога, поднять выворотную ногу вперед, в сторону, назад на максимально – возможную высоту.
4. Для определения равновесия, задание “Ласточка”. Встать на одну ногу, вторую поднять назад на высоту 45 градусов, при этом руки раскрываются в стороны. Стоять в позе 5 – 7 секунд.
5. Для определения гибкости тела назад и вперед: стоя прямо максимально прогнуться назад (педагог помогает и поддерживает). “Складочка”. Сесть с вытянутыми вперед прямыми ногами, поднять руки вверх и с прямой спиной наклониться вперед, как можно ниже к ногам.
Ритмический слух выявлялся при помощи следующих заданий:
1) с помощью повтора ребенком услышанного. Ребенок должен повторить ритмический рисунок, предложенный педагогом – хлопая в ладони;
2) ребенок должен повторить речевой ритмический рисунок, предложенный педагогом (например: та, та, та, ти; та, ти, та).
Для удобства последующих вычислений применяется трехбалльная шкала оценок, где: 1 – не справился с заданием; 2 – справился с заданием с ошибками; 3 – справился с заданием.
Музыкально-ритмическая координация. Цель: выявить уровень умения согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку.
1) Дать ребенку платочек в правую руку и попросить под музыку одновременно топать правой ногой и взмахивать вверх платочком. Аккомпаниатор должен играть музыку, делая акцент на первую долю.
Применяется трехбалльная шкала оценок, где:
1 – не справился с заданием;
2 – справился с заданием с ошибками;
3 – справился с заданием.
Список литературы для педагога:
Список литературы для обучающихся: