Цель: в ходе анализа содержания повести показать ценности русской духовности.
Ход урока
1. Вступление.
Учитель: Вспомним и назовём ценности русской души.
Какие отвлечённые существительные заключают в себя эти ценности?
2. Работа с записями на доске.
Вот что говорят об этих ценностях русский народ, писатели, поэты, философы.
Доброта |
|
|
| Доброе дело – добрый поступок. (Пословица). |
Сострадание, Милосердие |
|
|
| Сострадание есть главнейший закон бытия. (Ф.Достоевский). |
Жалость |
|
|
| Жалость связывает человека со всем миром живущих. (В.Соловьёв) Когда сочувственно на наше слово |
Страдание |
|
|
| Только горе открывает нам великое и святое. (В.Розанов). |
Совесть, Раскаяние, Смирение |
|
|
| Зато в нас есть бродило духа – |
Любовь |
|
|
| Жалею – значит люблю. (Из народной разговорной речи). |
3. Слово о писателе.
Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока: Ценности русской духовности в повести Альберта Лиханова «Те, кто до нас».
Русский писатель Альберт Анатольевич Лиханов (1935 г.) родился в городе Кирове Курской области. Бывший редактор журнала «Смена», председатель правления русского детского фонда, главный редактор журнала «Дитя человеческое» удостоен Государственной премии им. Я.Корчака и М.Горького, французско-японской культурной премии им. В.Поло, литературной премии им. А.Грина и др. Начал творческий путь в 60-е годы повестью «Да будет солнце!», «Чистые камушки».
В 2005 году в журнале «Смена», как подарок от редакции в день 70-летия со дня рождения, была напечатана одна из его последних повестей.
Я прочла её и подумала, что Вам, моим ученикам, будет интересно с ней познакомиться. Сегодня на уроке мне хочется поделиться с Вами своими размышлениями по поводу этой повести и услышать Ваше мнение о проблемах, поднятых в ней.
Чтобы понять истоки творчества А.Лиханова, мы заочно зададим ему несколько вопросов:
4. Отзывы о творчестве А.Лиханова.
Ответы нашли в отзывах о его творчестве друзей, писателей, критиков. Вот некоторые из них:
Ученик 1: Основная тема творчества Лиханова – становление подрастающего поколения, вступающего в сложные взаимоотношения с окружающим миром, ответственности взрослых за детей.
Ученик 2: «Любимый герой Лиханова – обыкновенный мальчишка, не самый большой озорник, но и не пай-мальчик, не отличник по всем статьям, но и не заведомый неудачник. Мальчишка, который умеет дружить, любить отца, мать, Родину, который учится понимать людей и самого себя. Мальчишка, который взрослеет.
Герои Лиханова не свидетели, а участники событий. И совсем не наивен юношеский максимализм, с каким они воюют против пусть даже самой маленькой капельки неискренности, лжи, мудр, ибо так и должно быть, ибо не может быть компромисса между добротой и корыстью, между правдой и обманом». (Сергей Михалков).
Ученик 3: «Под серьёзной «юношеской» литературой я разумею ту, которая основательно, глубоко вмешивается в формирование нравственности юного читателя». (А.Лиханов).
5. Обсуждение прочитанного.
Вывод: На мой взгляд, самое ценное и важное в повести – показ нравственного влияния, которое оказывают взрослые на детей и подростков.
6. Беседа по содержанию произведения.
Выводы:
В повести Лиханова два адресата: читатель – ребёнок и читатель – взрослый. Диалог взрослых и детей. Посмотрим на мир глазами ребёнка и взрослого.
7. Мир глазами ребёнка.
Ученик: Мир глазами ребёнка.
Пересказ эпизода « Встреча с доктором».
Вывод: Ребёнок не знает жизни, боится неизвестного, физической боли, но он любознателен, наблюдает и активно вмешивается, по-своему, в жизнь, накапливая опыт. Постепенно к нему приходит нравственное прозрение. Учится сопереживать, жалеть, любить, он чувствует, что его тоже любят, берегут от горя и бед.
Беседа с учащимися по вопросам:
Вывод: Бабушка научила мальчика помогать людям, уметь благодарить. Она отдаёт последнее – в этом есть глубокий смысл: в нём выражается высший нравственный закон человеческой жизни, благодаря которому не прерывается жизнь, и мир становится лучше и чище. Она умеет любить людей по-настоящему, жалеть их: «…тут же пожалела других, – осекла себя: вдруг оправиться не могут от пережитого…» И мальчик поступает так, как когда-то мама и бабушка.
Выразительное чтение отрывка: «Я взял доктора за руку и легонько потянул на себя <…> а это не очень-то удобно».
Вывод: Мир бабушки, родителей понятен ребёнку, ему в нём хорошо, тепло, его любят, защищают от горя и бед. Но пример взрослых учит его сопереживать, жалеть, понимать страдание другого человека. Для него горе, беда – физические страдания.
8. Мир взрослых.
Учитель: Мир взрослых для ребёнка связан с именем доктора Россихина, лучшего в городе «ухогорлоноса». Для него он человек другого мира, где Айболит, Африка, бабочки, рояль – предметы другого мира.
Беседа с учащимися по вопросам:
Вывод: Доктор Россихин научил его видеть красоту, ценить её, мальчик узнал, что такое верность и любовь, как сохранить эти сокровища в сердце навсегда. Он научил его ценить и любить жизнь такой, какая она есть.
9. Обобщение по теме урока.
Учитель: Так что же необходимо для того, чтобы понять друг друга, обрести душевный покой? (Любить).
Чтобы не оборвалась «золотая нить любви», необходимо сохранить память в благодарность прошлому.
10. Работа с эпиграфом.
Чтение эпиграфа – из «Евангелие от Иоанна, г.13, стих 34».
Учитель: Как отблагодарил доктор мальчика и бабушку?
Выразительное чтение наизусть учеником отрывка из повести со слов: «Мы пришли в тот же вечер…» до слов: «…Моими неумелыми руками» (на фоне музыки Шопена «Ноктюрн»).
Учитель: Мальчик узнал цену добра и благородства души, остался благодарен за всё хорошее.
– Каков же смысл названия повести? (Ответы учащихся).
Вывод: Итак, автор утверждает, что ценности русской духовности вечны и незыблемы, как бы ни ломала человека жизнь. Нельзя жить одним днём. Помня о прошлом – думай о будущем.
Взрослый человек, вспоминая прошлое, находит там истоки настоящего, христианского видения мира. И ответы на свои раздумья находит во внутреннем диалоге с самим собой. Стиль повести лаконичен, язык точен. Ненавязчиво доказывает истину автор, ведя тем самым диалог с читателем – взрослым и подростком.
11. Домашнее задание: Готовиться к творческому конкурсу, написать сочинение на тему: «Духовные ценности моей семьи».
12. Литература.