Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Обобщающий урок по теме: Металлы Путешествие в страну Металлию

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 201

Киселева Людмила Эриковна, учитель биологии и химии

Цели урока: Обобщение знаний по теме “Металлы”, развитие познавательного интереса к предмету, реализация межпредметных связей курсов химии, биологии, истории, географии и литературы.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, карта-схема путешествия, таблица “Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+”. Реактивы: в пробирках под номерами соли железа Fe2+ и Fe3+; K3[Fe(CN)6] красная кровяная соль; K4[Fe(CN)6] желтая кровяная соль.

Ход урока

Учитель: Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие по стране “Металлии”. Страна эта необычная. В ней живут металлы. Они всегда рядом с нами, окружают нас повсюду. Мы не сможем без них обойтись, и я предлагаю вам в нашем путешествии присмотреться к металлам попристальнее.

Чтобы отправиться в путешествие, нужно приобрести билеты. Для этого нам нужно выполнить задание. Необходимо вставить пропущенные символы и закончить уравнение реакции (на доске). Я приглашаю по два человека от каждого ряда для выполнения этого задания. (Приложение 1)

(после выполнения этого задания выходит ведущий)

Ведущий: Начинаем свое путешествие в родном городе Воскресенске, и первый пункт – Воскресенский электромеханический завод, на котором у многих из наших учащихся трудятся родители. Это предприятие – шефы нашей школы.

Ученик:

ЭМЗ – родной завод
Без металлов не живет:
Провода, станки, детали
Без металлов не бывают.

Ученик:

Встретишь тут
И встретишь там
Алюминий, медь, вольфрам,
Барий, золото, свинец,
Цинк и магний, наконец,
Хром, железо, никель, ртуть –
Ничего не позабудь!
Видишь слева, видишь справа
Сталь, чугун, другие сплавы.

Ведущий: Станция вторая – Периодическая.

Ученик:

В проезде Ученическом
Есть дом Периодический –
Квартиры там и тут.
А в них металлы разные –
Хорошие, прекрасные
Спокойные, ужасные
Давным-давно живут.

Ученик:

Они живут, не ссорятся,
В них электроны водятся,
В решетках металлических
Туда - сюда снуют.
Они в большом количестве
Проводят электричество,
Блестят огнем на солнце,
Их плавят и куют.
Еще они пластичные,
(Но это дело личное)
И хрупкие металлы
Увидеть можно тут.
Одни легко расплавятся,
Другим это не нравится,
Они до тысяч градусов
Спокойно подождут.
Ленивые, активные
И радиоактивные –
Такие очень разные
Металлы здесь живут!

Ученик:

Их атомы в реакциях,
Встречаясь с окислителем,
Родные электроны
Спокойно отдадут.
Они – восстановители
И щедрые дарители,
Они солей родители
И их кислоты ждут.

Ведущий: А теперь следующая станция – Историческая.

Ученик:

На заре цивилизаций
Человек еще не знал,
Погружая камни в пламя,
Что он выплавит металл.
Что металл для человека
Будет важен, словно хлеб,
Не мечтал об этом даже
Первобытный человек.

Ученик: золото…оно известно человеку с древних времен.

В земной коре его содержится примерно 100-15 млрд. тонн, в 1 куб. м морской воды его 5,5 кг.

Этот замечательный металл встречается в виде самородков. Золотые самородки могут достигать очень внушительных размеров. Так, в Австралии, в 1872 г. был найден самый большой самородок весом в 285 кг.

За всю историю человечества было добыто около 90 тысяч тонн золота.

Древние племена майя, ацтеков, древние египтяне и многие другие народы изготавливали из золота украшения, предметы быта.

Постепенно золото завоевало весь мир. Люди стали бороться за обладание этим драгоценным металлом.

В XX и XXI веке золото – это не только ювелирные украшения или валюта, но и очень нужный металл для космической аппаратуры и радиотехники, для медицинских приборов и атомных электростанций.

Ученик: медь человек начал использовать тоже очень давно, еще с доисторических времен. 7000 лет назад в Древнем Египте были известны медные рудники.

В природе медь встречается в виде руды и в виде самородков.

Сначала человек научился изготавливать орудия труда и оружие из медных самородков, а за несколько тысяч лет до нашей эры люди научились получать медь из медной руды.

В мире встречаются очень крупные самородки меди, но не часто. Так, в США был найден один из крупнейших самородков, массой 420 тонн, а в России, обнаруженный в районе Печеры, самородок, весил 6 тонн.

Медные рудники на территории России были сосредоточены на Урале, в Приднестровье, на Дону.

Активная разработка уральского месторождения началась в начале XVIII века, когда Никита Демидов начал чеканить медные деньги в 1704 г. по указу Петра I.

Считают, что латинское название меди “cuprum” произошло от названия острова Кипр, в его недрах было обнаружено много медных руд.

Ученик: железо. В жизни человека оно появилось гораздо позднее, чем золото и медь. Его называют “фундаментом цивилизации”. С использованием железа начался железный век в истории человечества.

На шумерском языке слово “железо” обозначает “капнувший с неба, небесный”, и первое железо, добытое человеком, было из метеоритов. Самый крупный железный метеорит весом 60 тонн был найден в Африке, а во льдах Гренландии нашли метеорит, весивший 33 тонны.

Поскольку потребность человечества в железе постоянно возрастала, а метеоритного железа было недостаточно, огромное значение имело открытие способа получения железа из железных руд.

В странах Малой Азии возникает черная металлургия, распространяется в Палестину, Египет, Ассирию, а в 1 тысячелетии до нашей эры железо приходит в Европу.

Сейчас мы не можем представить себе нашей жизни без железа и его сплавов, насколько прочно они вошли в нашу жизнь.

Ведущий: А теперь мы объявляем Парад металлов. (Выходят металлы).

Золото:

Я – золото и очень драгоценно.
Я по сравнению со всем другим бесценно.
Меня ты можешь плавить,
Гнуть в дугу,
Раскатывать в тончайшую фольгу.
Я не боюсь кислот, но по наводке,
Я растворяюсь в “царской водке”.
(Не думай ты, что пьют ее цари
Берем один объем аш-эн-о-три,
А кислоты соляной – целых три).

Кальций:

Кальций – это не пустяк:
Образую известняк,
Без меня ни мел, ни мрамор
Не обходятся никак
Кальций строит вам скелет
Без меня опоры нет.
Так же кальция ионы,
Держат нервную систему
И сворачивают кровь.
Чтоб не носить зубной протез –
Вам нужен кальций позарез!

Железо:

По виду я на платину похоже,
Без примесей устойчивое тоже
К коррозии и действию кислот.
Но с примесью совсем на оборот!
Ничтожна примесь, но коварна, зла,
И сразу ржавчина по телу поползла,
Коррозии зловещей рыжий след
Меня преследует повсюду много лет.
А также даже маленький магнит
Меня к себе и тянет и манит!

Ученик:

С белком железо, как один,
Вам нужный даст гемоглобин,
Который к тканям принесет
Необходимый кислород.
А чтобы удалить их нас,
Уносит углекислый газ!

Алюминий:

Алюминий всем знаком!
Нам исправно служит он.
Втрое он полегче стали,
Прочен в сплавах, и притом
Смело входит в каждый дом:
Провода висят у вас? Это раз!
Если есть сковорода – это два!
Самолет и теплоход,
Трактор или вездеход –
Для любых таких конструкций
Алюминий подойдет!

Магний:

Я – магний, легкий, серебристый.
Сгораю даже очень быстро,
Сверкая вспышкою огня.
(Фотограф раньше знал меня).
Люблю я серу, хлор, азот.
Люблю я также водород.
Других оксидов не боюсь,
К воде – спокойней отношусь.
Белок сшиваю я в клубок,
Работать мозгу я помог,
Чтоб лист зеленый не был хилым –
Вхожу в состав я хлорофилла.

Медь:

Заставили меня вы покраснеть,
Но я не золото, я – медь.
По цвету я на золото похожа,
Тягучая и вязкая. И что же?
Хороший тепло- и электропроводник
Об этом знает каждый ученик.
Не замечаю я разбавленных кислот,
Зато предпочитаю кислород.
При нагревании я с ним даю оксид,
Который окисляет альдегид.
Прошу вас всех учесть момент:
Я важный биоэлемент.
К моллюскам я храню любовь
И синей делаю их кровь.
Со мною их пигмент несет
По клеткам тела кислород.

Ртуть:

Ты про меня не позабудь.
Металл я жидкий,
Это – ртуть!
Всегда вредны мои пары
Для взрослых и для детворы.
Характер у меня не ах –
Вредна я даже и в солях.
Чтоб пользу людям приносить –
Должна в термометрах я быть.

(Вбегает Коррозия)

Коррозия:

Угадайте, кто же я?
Это я – коррозия!
Разрушаю я железо
И люблю другой металл.
Со мною спорить бесполезно,
Если в лапы мне попал.
Говорят, “ест ржа железо”,
Знайте это про меня!
Я в любую щель залезу –
Нет спасенья от меня!
Я при всем честном народе
Съем трубу в водопроводе,
Также днище корабля –
Не спасете от меня!
Мачты съем, столбы, опоры,
Даже крепкие заборы.
Попадетесь на пути –
От меня вам не уйти!

Ученик:

Ах ты, рыжая беда!
Ты зачем пришла сюда?
Мы не зря пошли учиться
И сумеем защититься.
Мы металл покроем лаком,
Краской, сделаем эмаль.
Или антикоррозийной
Сразу выплавим мы сталь.
Мы добавим хром и никель,
Подберем металлов ряд,
Чтоб учитывать активность
И не брать любой подряд.
Мы ведро покроем цинком
Краской выкрасим забор,
Даже мелкие заклепки
Строгий выдержат отбор
Так что ты нас не пугай,
Прочь отсюда убегай
Новых методов борьбы
Будет много впереди.

(Прогнали коррозию)

Ученик:

Природа нам дала металлы.
Но человеку это мало.
Металл к металлу добавляй,
И с углеродом все сплавляй.
Чугун получишь или сталь –
Любую сделаешь деталь.

Ученик:

Парад металлов, как парад планет.
Нет главных и второстепенных нет.
Металлы разные по-своему важны
И в жизни человека все нужны!

Ведущий: Ребята! Срочное сообщение! В химической лаборатории нужна наша помощь. Там перепутали соли железа со степенью окисления железа +2 и +3. Нам придется свернуть на станцию “Экспериментальная”.

Профессор Пробиркин: Давайте вспомним, какие качественные реакции существуют на ионы Fe2+ и Fe3+.

В одинаковых пробирках
Одинаково внутри
Разобраться помогите,
Где +2, а где +3?

(Выполнение качественных реакций Приложение 2)

Ведущий: Следующая станция “Литературная”.

Учитель: Ребята, какие “крылатые выражения” встречаются в следующем стихотворении:

Называем в честь металлов
Иногда наперебой
Если нервы, то стальные,
А характер – золотой.
Золотой у солнца лучик,
Снег – скопленье серебра,
Из свинцовой мрачной тучи
Дождик льет, как из ведра.
А у рыжих - медный волос
Или просто медный блеск.
Золотой пленяет голос,
Золотой проходит век.
Золотая лихорадка
Губит душу у людей
Видно, кто к богатству падкий,
Кто простак, а кто злодей.

(Ответы): “золотой характер”, “золотые руки”, “серебряный голос”, “свинцовые тучи”, “медные волосы”, “стальная воля”, “железные нервы”, “золотая лихорадка”, “золотой век”, “серебряный век”.

Ученик:

Металл ты можешь обратить во зло.
А можешь обратить во благо.
Промчится мимо пуля – повезло,
А сталь пера напишет по бумаге.
Клинок и пуля жизни оборвут,
Перо же жизнь увековечит.
Пусть созданный металл идет на труд
И жизни никому не покалечит.

Ученик:

Закончим скоро школу
Немного лет пройдет
Электромеханический
Нас будет ждать завод.

Ученик:

Завершая наш маршрут
Снова оказались тут.
Снова в школе. Рядом вот
За окном шумит завод.
За окном спешат машины,
Пролетая мимо нас.
Помечтали, поиграли,
Повторили все, что знали,
Что-то новое узнали
И опять вернулись в класс.

Учитель: Ребята, к концу подходит наше путешествие. Итак, что мы повторили о металлах? (фронтальный опрос – беседа).

Предполагаемые ответы:

(Положение металлов в периодической системе химических элементов, строение атомов, металлическая связь, физические и химические свойства, применение, получение металлов и сплавов, коррозия и методы борьбы, роль ионов металлов в живых организмах). Учитель подводит итоги.

Домашнее задание: к следующему уроку подготовиться к тесту и составить кроссворд о металлах.