Цель: через беседу и наглядные пособия создать условия для выражения полученных представлений о народных праздниках в коллективном изображении народного праздника, приобщении к искусству талантливого русского народа.
Перед началом урока звучит озорная, весёлая “Камаринская”.
Класс “разбит” на три группы, условно “деревни”, каждая группа даёт название своей деревне. (Березовка, Осиновка, Кедровка)?
Учитель: В этой четверти мы знакомились с искусством нашего талантливого народа. В чём раскрылся его талант?
(Выслушиваются ответы детей.)
– Русские художники увидели красоту родной земли и воспели её в своих картинках – пейзажах. Назовите художников- пейзажистов. Их картины?
(И. Шишкин, Левитан, Пластов, и др.)
– А какие прекрасные творения русского зодчества оставили нам в наследство русские люди.
Назовите произведения старинного зодчества, которые вы могли видеть в наших города. (Иркутск, Красноярск.)
– Вспомните древнерусские города.
Воздушный город
Вот там на заре растянулся
Причудливый хор облаков
Всё будто бы кровли, да стены,
Да ряд золотых куполов.
Постарайтесь воссоздать в своей памяти облик древнерусского города. Назовите города.
(Новгород, Владимир, Суздаль, Москва, Иркутск – со своими старинными соборами, декоративный скульптурой да золотыми куполами.)
Художник воспевает свой народ и его любовь к труду.
Русский человек славился умением трудиться, и не только трудиться, но и веселиться радостно, от души, забыв о трудностях и печалях, неудачах.
Вот и сегодня на уроке мы поговорим о народных праздниках.
– Какой сейчас праздник символизирует начало весны? Масленица.
Праздники на Руси имеют древнее происхождение.
Они всегда были связаны с какими-то значительными событиями в жизни простых людей, с мечтой о хорошем урожае, достатке, благополучии.
(Приход Весны, конец страды).
Как не отметить весёлым искрящимся праздником конец страды, когда все трудности позади.
Начинаются праздничные гулянья.
Приход весны, прощание с зимой.
Очень интересно поётся об этом в одной из обрядовых песен.
Нам зима-то надоела
Весь-то хлеб-то
ПереселаВсю кудельку перепряла,
Веретены поломала.
И называется этот праздник… как?
Обращается к картине Кустодиева “Масленица”.
Масленица – в эти дни люди надевали на себя костюмы, маски, перенаряжались (народный маскарад).
Древние языческие обряды облекались в новые формы, смешивались с отечественными обычаями.
Масленица начинается с субботы.
В воскресенье ожигали масло. Во все дни масленицы пекут блины, оладьи, калачи, пирожки.
На угощение блинами зовут в гости всех родных, знакомых, сами ходят в гости, ездят в другие деревни.
– Почему пекут блины? (Символ солнца, счастья.)
Масленица превращается в праздник, карнавал: шуты, петрушки, плясуны.
Как любой народный праздник, будь то конец страды, будь то масленица, у русского народа превращался в ярмарку.
Ярмарка, ярмарка
Огневая, яркая,
Плясовая, жаркая
Глянешь налево –
Лавки с товаром.
Глянешь направо веселье даром!!!
Кустодиев “Ярмарка”. Посмотрите на эту картину, расскажите, что на ней изображено.
Красочная, весёлая. А люди какие нарядные!
Музыка “Камаринская”. На ярмарочной площади не умолкают хохот, шум, музыка, пляски.
Представление бродячего кукольного театра, который покажет любимого героя нар. сказок – Петрушку.
А вот и скоморохи – разудалые потешные молодцы пришли потешить народ.
Малявин “Вихрь”. Звонко играют балалайки, вихрем несутся карусели. Веселится народ, ликует.
И что только не увидели мы на торговых рядах… А вот и наши жители деревень (Берёзовки, Осиновки, Кедровки)… засобирались на ярмарку…
Расписать, т.е. “одеть” жителей деревни (трафареты, вырезанные фигурки людей) в красочные наряды и отправить на ярмарку и жителям каждой деревни с собой взять свои изделия, чем славится деревня (роспись посуды, поделки из глины – игрушки, матрёшки и так. далее.)
Чья деревня быстрее соберётся на праздник?
Самостоятельная работа.
Жители деревень, приехавшие на ярмарку, на праздник, веселятся, продают свой товар. (Расписанные фигурки людей крепят на панно и представляют свои работы – виды народ. промыслов.)
(Из бумаги.)
Угощаем блинами!