Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Программа курса по выбору Юный исследователь. 9-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 327

Хайдарова Лариса Ахметовна, учитель химии

Пояснительная записка

Сегодня, согласно новым требованиям стандарта, перед школой стоит задача по формированию у учащихся навыков научной творческой деятельности. Применение исследовательского метода в обучении является эффективным средством развития способности к самостоятельности и творчеству.

Основной целью данного курса является формирование у учащихся знаний, умений, навыков научно-исследовательской работы.

Для достижения цели данного курса решаются следующие задачи:

Программа курса рассчитана на 34 часа.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся в процессе обучения и вне его, с обязательной презентацией результатов.

Цели проектно-исследовательской деятельности:

Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности:

Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различными. Интерес ребят к исследованию будет тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет. Учащиеся могут выбирать любой объект исследования: вода, воздух, почва, живые организмы, вопросы химии, экологии,

Важно, чтобы каждый поиск, включал в себя элемент новизны. Главное - не увлечение новыми приборами и сложными вычислениями, а доказательность выводов, результативность исследований. Развитие творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. Знания, приобретённые в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта школьника, основой для получения новых знаний. Таким образом, главным видом деятельности школьников является самостоятельная исследовательская работа, связанная с наблюдением, измерением, моделированием процессов в окружающей среде. Программа курса подразумевает, кроме собственно экспериментальной работы, участие в семинарах, проведение экскурсий, бесед по обсуждению изучаемых вопросов.

Исследовательская работа способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам, вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся, формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач, развивает личностные качества ученика, влияет па выбор будущей профессии учеников.

Основу такой организации учебного процесса составляет совокупность методов и приёмов обучения, способствующих активизации познавательной деятельности. Ведущими выступают индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы (приёмы и средства стимулирования учения), а также общедидактические приёмы (анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательство и опровержение гипотезы; планирование исследования; оформление результатов исследования).

Их реализации способствуют учебные ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, требующих от учащихся чтения дополнительной литературы, научных источников, проведения теоретического или практического исследования. Учащихся необходимо ставить в ситуации свободного выбора заданий как творческого, так и репродуктивного характера, пробуждать их к нескольким способам решения проблемы, к самопроверке, анализу и оценке собственных работ.

Научно-исследовательская работа нацелена на выработку у учащихся навыков применения методов научного познания и методов, соответствующей науки, в изучении вопросов, выходящих за рамки учебных программ. Она ставит ученика в роль исследователя, учит правилам научного поиска. Именно в этом виде деятельности проявляются индивидуальные качества личности школьников: оригинальность мышления, творческие способности, одарённость.

Формы представления конечного результата проектно-исследовательской деятельности: письменный отчет; доклад; статья; фильм; презентация; выставка и т.д.

Содержание курса

I. Введение. Термины и понятия, используемые в курсе (1 час)

__. Методы научно-исследовательской работы (3 часа)

Постановка проблемы исследования, выбор темы исследования. Формулировка цели исследования, определение задач. Формулировка исходной гипотезы. Метод эксперимента. Метод анализа и синтеза. Метод анкетирования. Метод наблюдения. Метод математического моделирования. Метод физического (технического) моделирования. Метод мысленного эксперимента. Творчество как метод исследования.

___. Организация и проведение исследований (1 час)

Порядок действий при проведении научно-исследовательской работы.

IV. Формы представления результатов научно-исследовательской работа (2 часа)

Учебно-научный доклад. Реферат. Отчёт по исследовательской работе. Статья.

V. Практическая работа по отработке элементарных навыков исследования (15 часов)

Урок-диспут по выбору темы исследования. Урок - групповая игра по выработке умения формулировать цель и задачи исследования. Урок-беседа по выбору метода исследования. Формирование замысла и подготовка к проведению экспериментального исследования. Непосредственное проведение эксперимента. Работа с литературой. Виды рационального чтения специальной литературы. Составление реферата. Отчёт по научно-исследовательской работе.

V_. Работа над собственными исследованиями (12 часов)

Календарно-тематическое планирование

№ урока Тема Дата проведения
планируемая фактическая
1 Термины и понятия, используемые в курсе
2 Проблема исследования, тема исследования. цели и задачи исследования. Формулировка исходной гипотезы
3 Методы исследования
4 Методы исследования
5 Порядок действий при проведении научно-исследовательской работы
6 Реферат. Статья. Учебно-научный доклад.
7 Отчет по исследовательской работе
8 Урок-диспут по выбору темы исследования
9 Урок - групповая игра по выработке умения формулировать цель, задачи исследования
10 Урок - беседа по выбору метода исследования
11 Формирование замысла и подготовка к проведению экспериментального исследования
12 Эксперимент
13 Работа с литературой. Виды рационального чтения специальной литературы
14 Самостоятельная работа в библиотеке
15 Работа над реферата
16 Разбор типового учебно-научного доклада
17 Разбор типового реферата
18 Разбор типового отчета по научно-исследовательской работе
19 Тренировка в изложении основной части реферата
20 Составление заключения реферата
21 Урок - игра в семинар
22 Работа над исследованиями
23 Работа над исследованиями
24 Работа над исследованиями
25 Работа над исследованиями
26 Работа над исследованиями
27 Работа над исследованиями
28 Работа над исследованиями
29 Работа над исследованиями
30 Работа над исследованиями
31 Работа над исследованиями
32 Защита работ
33 Защита работ
34 Защита работ

Ожидаемые результаты

По окончании изучения данного курса учащиеся будут знать:

1. Терминологию научно-исследовательской работы.

2. Этапы НИР. Порядок проведения научного исследования.

3. Методы проведения исследований.

4. Правила работы с источниками научной и публицистической литературы.

5. Правила и виды отчётности о научно-исследовательской работе

уметь:

Анализировать содержания учебного материала.

Выделить актуальную проблему будущего исследования.

Выбрать актуальную, нетривиальную тему для исследовательской работы.

Сформировать цель и задачи исследования.

Спланировать проведение эксперимента.

Организовать работу по проведению эксперимента

Провести наблюдения. Скорректировать эксперимент

Сделать анализ результатов исследования

Сформировать выводы по результатам проведённого эксперимента.

Оформить результаты научно-исследовательской работы в виде отчёта, доклада, статьи или реферата.

Представить результаты исследовательской работы на рецензирование, на научно-практическую конференцию школьников.

Учебно-методическое обеспечение

Анкеты.

Методики проведения исследований.

Список рекомендуемой литературы.

Для учителя:

  1. Голуб Г. Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Издательский дом "Федоров" изд-во "Учебная литература", 2007
  2. Данилова. А,Г. Как организовать и. провести урок-исследование . Химия в школе. 1999. №7.
  3. Иодко Л.Г., Емельянова Е.О.Волков А.В. Учим учиться рассуждать. Химия в школе 2000. №6.
  4. Маркачев А.Е., Боровских Т.А., Чернобельская Г.М. Учебно-исследовательские проекты по химии. Библиотечка "Первого сентября", № 27
  5. Маркачев А.Е., Боровских Т.А., Чернобельская Г.М. Методика ученического эксперимента в учебных проектах. Библиотечка "Первого сентября", № 28
  6. Русецкий В.Ф. О работе над текстом выступления рассуждения. Химия в школе 2000. №6.
  7. Хуторский А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000

Для учащихся:

  1. Астафуров В.И. Основы химического анализа. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся IX - X классов М.: Просвещение 1977г.
  2. Бархатова Е.В. Ведение научно-исследовательской работы: Пособие для уч-ся 10-11-х кл. Школа сибирской тайги. Учим творчеству. Усть-Илимск Маркет Студия Восемь, 2001.
  3. Голуб Г. Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Комплект рабочих тетрадей 5-9 классы. Издательский дом "Федоров" изд-во "Учебная литература", 2007
  4. Маркачев А.Е., Боровских Т.А., Чернобельская Г.М. Учебно-исследовательские проекты по химии. Библиотечка "Первого сентября", № 27
  5. Маркачев А.Е., Боровских Т.А., Чернобельская Г.М. Методика ученического эксперимента в учебных проектах. Библиотечка "Первого сентября", № 28

x