Цель урока: отработка умения решать основные виды задач на расчет издержек, бухгалтерской и экономической прибыли.
Задачи урока:
Оборудование: раздаточный материал: задача, сигнальные карточки; сводная таблица результатов.
Форма урока: практикум.
Умения и навыки учащихся:
Класс делится на две аналитические группы, (учащиеся рассаживаются по группам), каждая из которых будет работать над поставленной задачей.
На доске записана известная английская пословица “Ничем не рискуя, ничего не заработаешь”.
-Действительно, современному человеку приходится много рисковать, чтобы что-то иметь. Сегодня можно заработать любую сумму денег, поскольку нет жестких ограничений ни для физических, ни для юридических лиц. Заработанные деньги можно пустить на потребление или инвестировать в экономику, поскольку ликвидируется монополия государства на пользование сбережениями населения. Финансовые и коммерческие расчеты стали постоянно сопровождать любого человека. К тому же в современных условиях круг финансовых операций, с которыми приходится сталкиваться даже в повседневной жизни, всё время расширяется. Поэтому четкое и ясное понимание содержания современных финансовых операций и их математических основ становится необходимым не только квалифицированным специалистам, но и любому образованному человеку. И вы, изучая экономическую теорию, также пытаетесь овладеть многими финансовыми расчетами. Мировая практика показывает, что сегодня можно найти фирмы, занимающиеся анализом финансовой деятельности фирм. Вот один из примеров.
Компания “Паркер и Джеймсон”.
Группа “Паркер и Джеймсон” базируется в Великобритании и имеет в своем составе подразделение аналитиков по хозяйственным и финансовым вопросам. Эти аналитики предлагают разнообразные услуги частным лицам и корпоративным клиентам. Компания с местом нахождения в Лондоне дает консультации и оказывает помощь по ряду вопросов, например, консультации по вопросам инвестиций.
Компания предлагает проведение оценки инвестиций и, при необходимости, может управлять инвестиционным портфелем от имени клиента. Предлагаются консультации по вопросам кредитования и по вопросам налоговых льгот.
В составе компании имеется группа специалистов, консультирующих по вопросам капитальных ссуд и ипотеки. Консультации по вопросам ссуд, займов и инвестиций ориентированы на каждого клиента в отдельности, в зависимости от его статуса как налогоплательщика и имеющихся льгот по налогообложению. Рекомендации по таким вопросам подразумевают использование финансово-математических методов.
Конечно, мы с вами владеем не всеми навыками финансово-математических расчетов, но кое-что умеем. И я вам предлагаю сегодня побывать в роли таких аналитиков, выполняя заказ одного из клиентов вашей компании. Для этого мы разделились на две группы аналитиков. Вам предстоит выполнить некоторые расчеты и сделать выводы по интересующим вашего клиента вопросам. Конечно, клиент будет вас оценивать и попробует дать рекомендации вашей компании в конце занятия. (Рассказать о том, как будет происходить оценивание). Ваша цель: показать все свои умения по решению задач на расчет основных видов издержек и прибыли, заинтересовав клиента в ваших услугах.(Результаты деятельности заносятся в сводную таблицу). А клиентом вашей компании сегодня, как вы, наверное, уже догадались - буду я.
Сводная таблица
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Игра “Верю-неверю” | Итог | |
Аналитическая группа № 1 | |||||
Аналитическая группа № 2 |
Критерии оценки:
Итак, начнем. Декабрь 2006 года…. Я учитель математики и экономики хочу оставить труд учителя и заняться в 2007 году предпринимательской деятельностью, организовав индивидуальную фирму по производству сока в собственном помещении, за аренду которого мне предлагают 10 тыс. рублей в год. Кроме того, мои денежные накопления составляют 20 тыс. рублей. Я получила в наследство оборудование, стоимостью 20 тыс. рублей, срок службы которого 8 лет. Для обеспечения производства мне необходимо:
Однако моих денег не хватит на организацию бизнеса и мне придется взять недостающую сумму в кредит. Учтите, что процент по кредиту 20%, а процент по депозиту 15%. Общий годовой доход учителя в школе составляет 36 тыс. рублей.
Решение:
Текущая стоимость находится из уравнения: 300-2Р-15Т=200+3Р, где Т=5
300-2Р-15*5=200+3Р;
300-2Р-75=200+3Р;
225-2Р=200+3Р;
5Р=25;
Р=5(тыс. руб.)
Текущая стоимость меньше, чем остаточная, поэтому продать по остаточной стоимости оборудование через 5 лет не получится.
Q, литры | AFC,руб. | VC,руб. | AC,руб. | MC,руб. | TC,руб. | AVC,руб. | FC,руб. |
0 | |||||||
10 | 20 | ||||||
20 | |||||||
30 | 11 | 390 | |||||
40 | 420 | ||||||
50 | 2 | 14 |
Решение:
Q, литры | AFC,руб. | VC,руб. | AC,руб. | MC,руб. | TC,руб. | AVC,руб. | FC,руб. |
0 | - | 0 | - | - | 100 | - | 100 |
10 | 10 | 100 | 20 | 10 | 200 | 10 | 100 |
20 | 5 | 180 | 14 | 8 | 280 | 9 | 100 |
30 | 3,3 | 290 | 13 | 11 | 390 | 9,67 | 100 |
40 | 2,5 | 420 | 13 | 13 | 520 | 10,5 | 100 |
50 | 2 | 600 | 14 | 18 | 700 | 12 | 100 |
Решение:
Явные издержки | Неявные издержки |
Расходы на заработную плату рабочим 15*3=45 тыс. руб. Амортизация 2,5 тыс. руб. Ремонт помещения 10 тыс. руб. Сырьё и материалы 7 тыс. руб. Процент по кредиту (3*10+10+7-20)*0,2=5,4 тыс. руб. | Недополученная заработная плата 36 тыс. руб. Недополученная аренда 10 тыс. руб. Недополученный процент 20*0,15=3 тыс. руб. |
Итого: 45+2,5+10+7+5,4=69,9 тыс. руб. | Итого: 36+10+3=49 тыс. руб. |
Бухгалтерские издержки 69,9 тыс. руб., экономические издержки 69,9+49=118,9 тыс. руб. Бухгалтерская прибыль 110-69,9=40,1 тыс. руб., экономическая прибыль
110-118,9=-8,9 тыс. руб. Заниматься бизнесом не стоит.
Дать комментарий по решению задачи.
Учащимся дается время на решение задач. После чего, один представитель группы решает соответствующую задачу на доске. В это время команды отвечают на вопросы игры “Верю - не верю” (работая с сигнальными карточками: синий – нет, красный - да). Команды получают баллы (записываются в сводную таблицу).
Вопросы для игры “Верю - не верю”.
Как видно, некоторые расходы не зависят от того, каким видом деятельности занят преподаватель.
Подведение итогов урока.
По итогам результатов работы учащихся выставить оценки.
- Думаю, что вы из вас получатся хорошие аналитики. Ну, а поскольку предпринимательская деятельность ненормирована по времени, то и вам придется поработать дополнительно дома. (Выдать домашнее задание.)
Домашнее задание. А мой брат решил заняться индивидуальной трудовой деятельностью в сфере частного извоза (частное такси). Стоимость бензина в месяц 4500 рублей, цена автомобиля, который будет использоваться в течение 5 лет, составляла 100 000 рублей. Автомобиль не нуждается в ремонте, и его ликвидационная стоимость равна нулю. Предположим, что доход от извоза составит 20 000 рублей в месяц. Налог на прибыль составляет 24 %. Работая на заводе, он получал бы 10 000 рублей в месяц при налоге на доходы физических лиц 13 % (без стандартных вычетов). Определите бухгалтерскую и экономическую прибыль в год. Есть ли смысл начинать своё дело?
Решение: При занятии частным извозом бухгалтерские затраты за год составят:
100 000*1/5(амортизационные отчисления)+4500*12(бензин)=56000 рублей.
Общая прибыль равна 20000*12(доход от извоза)-56000=240000-56000=184000рублей, а чистая прибыль 184000-0,24*184000=139840 рублей.
Если остаться на заводе, то получим на руки за год 12*10000-0,13*120000=104400 рублей. Таким образом, при занятии частным бизнесом экономическая прибыль будет равна 139840-104400=35440 рублей. Следовательно, имеет смысл начинать свое дело.