Преподавание биологииПрограмма элективного курса Основы экологии в 10–11-х классах
Добавлено: 2017.04.18
Просмотров: 324
Кабанова Татьяна Фёдоровна, учитель биологии
Пояснительная записка.
Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Между тем в Федеральном базисном учебном плане среди предметов, обязательных для изучения, она не представлена. Поэтому данный элективный курс экологической направленности может быть широко востребован учащимися, занимающимися по разным профилям.
Цель курса: способствовать формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека.
Задачи курса:
- раскрытие и углубление ведущих экологических понятий;
- усвоение идей Концепции устойчивого развития природы и общества;
- выработка на этой основе экологически грамотного поведения учащихся;
- создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
В качестве основного образовательного результата выступает развитие экологической культуры учащихся – личностного образования, становление которого предполагает:
- формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия и др.);
- осознание и усвоение экологических знаний на уровне фактов, понятий, теорий и законов, идей экологии;
- умение оперировать этими знаниями для становления собственной картины мира, теоретического и практического усвоения действительности;
- развитие экологического сознания (системы представлений о мире, ориентированной на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления человека и природы);
- развитие экологического мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, анализу действительности и прогнозирование развития окружающей среды;
- выработку умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде, гармоничное взаимодействие в системе «Природа-Общество».
Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих их возможностям и способностям, развиваться в зоне ближайшего развития. Все работы предусматривают поисковый или творческий уровень деятельности школьников, что способствует развитию коммуникативных умений работы в команде. Наиболее целесообразна на занятиях и групповая работа учащихся с презентацией исследовательских проектов. По каждому разделу предусмотрена контрольная работа. Курс «Основы экологии» рассчитан на 68 часов в 10–11-х классах (1 час в неделю).
Содержание программы
Введение
Предмет экологии. Ее разделы. Организация жизни на Земле
Часть 1. Общая экология
Раздел 1. Организация и среда
Потенциальные возможности размножения организмов. Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Основные пути приспособления организмов к среде. Иные среды жизни. Пути воздействия организмов на среду обитания. Приспособительные формы организмов. Приспособительные ритмы жизни.
Лабораторные работы:
- Определение пораженной ткани листа при антропогенном загрязнении воздушной среды
- Строение плодов и семян, распространяемых ветром
- Экологические группы птиц
- Строение рта и ротовой полости у хищных и «мирных» рыб в зависимости от характера питания
- Разнообразие почвенных микроорганизмов в водной фауне почвы
Раздел 2. Сообщества и популяции
Типы взаимодействия организмов. Законы и следствия пищевых отношений. Законы конкурентных отношений в природе. Популяции. Демографическая структура популяций. Рост численности и плотность популяций. Численность популяций и ее регуляция в природе. Биоценоз и его устойчивость.
Лабораторные работы:
- Основные экологические адаптации экто- и эндопаразитов
- Влияние качества пищи на рост и развитие колорадского жука
- Действие фитонцидов на жизнедеятельность инфузорий и насекомых
- Экскурсия: Влияние человеческой деятельности на естественные лесные сообщества
Раздел 3. Экосистемы
Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности. Агроценозы и агроэкосистемы. Саморазвитие экосистем. Городские экосистемы. Биологическое разнообразие – основа устойчивости экосистем.
Раздел 4. Биосфера
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Структура, состав и свойства биосферы. Почва как компонент биосферы. Круговорот веществ в биосфере. Границы жизни. Развитие биосферы. Экология как научная основа природопользования.
Часть 2. Социальная экология
Раздел 5. Экологические связи человека
Человек как биосоциальный вид. Особенности пищевых и информационных связей человека. Использование орудий и энергии. История развития экологических связей человека (древние гоминиды, человек разумный, современность, будущее).
Лабораторная работа:
Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни
Раздел 6. Экологическая демография
Социально-экологические особенности демографии человечества. Рост численности человечества. Социально-географические особенности демографии человека. Демографические перспективы. Медицинская экология.
Раздел 7. Экологические проблемы и их решения
Современные проблемы охраны природы. Современное состояние и охрана атмосферы, водных ресурсов, почвы, растительности, животных от экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию.
Лабораторная работа: Определение качества воды с помощью инфузории-туфельки
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | кол-во часов | Формы контроля |
всего | теорет. | практ. | |
| Введение (1ч.) Введение | 1 | | | |
| Часть 1. Общая экология | | | | |
| Раздел 1. Организм и среда | 15 | 10 | 5 | |
| - Потенциальные возможности размножения организмов
- Экологические факторы и общие законы зависимости от них организмов
- Среды обитания. Особенности наземно-воздушной среды
- Особенности почвенной среды
- Особенности водной среды
- Основные пути приспособления организмов к среде
- Приспособительные ритмы жизни
- Жизненные формы организмов
- Влияние жизнедеятельности организмов на среду обитания
| | | | |
| - Лабораторная работа: Определение пораженной ткани листа при антропогенном загрязнении воздушной среды
| | | л/р | |
| - Лабораторная работа: Строение плодов и семян, распространяемых ветром
| | | л/р | |
| - Лабораторная работа: Экологические группы птиц
| | | л/р | |
| - Лабораторная работа: Строение рта и ротовой полости у хищных и «мирных» рыб в зависимости от характера питания
| | | л/р | |
| - Лабораторная работа: Разнообразие почвенных микроорганизмов в водной фауне почвы
| | | л/р | |
| - Итоговый контроль по разделу: «Организм и среда»
| | | | тест |
| Раздел 2. Сообщества и популяции | 12 | 8 | 4 | |
| - Популяции. Общее представление
- Популяционная структура вида
- Демографическая структура популяций
- Регуляция численности особей популяций
- Биогеоценоз и его устойчивость
- Взаимодействие популяций разных видов
- Биотические отношения
| | | | |
| Лабораторная работа: Основные экологические адаптации экто- и эндопаразитов | | | л/р | |
| Лабораторная работа: Влияние качества пищи на рост и развитие колорадского жука | | | л/р | |
| Лабораторная работа: Действие фитонцидов на жизнедеятельность инфузорий и насекомых | | | л/р | |
| Экскурсия: Влияние человеческой деятельности на естественные лесные сообщества | | | экс. | |
| Итоговый контроль по разделу: «Популяции и сообщества» | | | | Тест |
| Раздел 3. Экосистемы | 6 | 6 | | |
| - Законы организации экосистем
- Законы биологической продуктивности
- Сельскохозяйственные экосистемы (агроценозы). Городские экосистемы (урбоэкосистемы)
- Сукцессии и саморазвитие экосистем
- Биологическое разнообразие – основа устойчивости экосистем
- Итоговый контроль по разделу: «Экосистемы»
| | | | |
| Раздел 4. Биосфера | 8 | 8 | | |
- 1(35)
- 2(36)
- 3(37)
- 4(38)
- 5(39)
- 6(40)
- 7(41)
| - Учение В.И. Вернадского о биосфере
- Структура, состав и свойства биосферы
- Почва как компонент биосферы
- Круговорот веществ в биосфере
- Границы жизни
- Развитие биосферы
- Экология – как научная основа природопользования
| | | | Тест |
| - Итоговый контроль по разделу: Биосфера
| | | | Тест |
| Часть 2. Социальная экология | | | | |
| Раздел 5. Экологические связи человека | 5 | 4 | 1 | |
- 9(43)
- 10(44)
- 11(45)
- 12(46)
| - Человек как биосоциальный вид. Особенности пищевых и информационных связей человека
- Использование орудий и энергии. История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды
- История развития экологических связей человечества. Человек разумный
- История развития экологических связей человечества. Современность. Будущее
| | | | |
| Практическая работа: Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни Практическая работа: Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни | | | Пр/р | |
- 14(48)
- 15(49)
- 16(50)
- 17(51)
- 18(52)
| Раздел 6. Экологическая демография - Социально-экологические особенности демографии человечества
- Рост численности человечества
- Социально-географические особенности демографии человека
- Демографические перспективы
- Медицинская экология
| 6 | 6 | | |
19(53) | Итоговый контроль по разделам: «Экологические связи человека. Экологическая демография» | | | | Тест |
| Раздел 7. Экологические проблемы и их решение | 13 | 12 | 1 | |
- 20(54)
- 21-22 (55,56)
- 23-24 (57,58)
- 25-26 (59,60)
- 27-28 (61,62)
- 29-30 (63,64)
| - Современные проблемы охраны природы
- Охрана и рациональное использование атмосферы
- Охрана и рациональное использование водных ресурсов
- Охрана и рациональное использование почвенных ресурсов
- Охрана и рациональное использование растительных ресурсов
- Охрана и рациональное использование животных
| | | | |
| - Лабораторная работа: Определение качества воды с помощью инфузории-туфельки
| | | л/р | |
32(66) | Итоговый контроль по разделу: «Экологические проблемы и их решение» | | | | Тест |
33(67) | Итоговый контроль по всему курсу | | | | тест |
34(68) | Контроль по всему курсу | | | | тест |
Литература для учителя:
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль «Академия развития», 1998г.
- Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. Москва, Агар, 2000г.
- Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя.-М., Школьная пресса, 2002г.
- Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ, 10(11) класс; М., Дрофа, 2002г.
- Кузнецов В.Н., Титов Е.В. Тесты. Экология 10(11) классы. Учебно-методическое пособие.М., Дрофа, 2002г.
- Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. Основные аспекты, сценарии мероприятий. М., 5 за знания; 2005г.
- Маназрова С.Е., Какуев Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города, 9-11 классы. Школьный практикум.,М., Владос., 2001г.
- Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1981г.
- Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику «Основы экологии 10-11 классы», М., Дрофа, 2001г.
- Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. Учебное пособие для пед.институтов. М., Просвещение, 1988г.
Литература для учащихся:
- Краснова Т.А., Сергеев В.Е., Годовалов Б.Н. Основы экологии и рационального природопользования, Кемерово, 1993г.
- Митрюшкин К.П. Охрана природы. М., Агропромиздат, 1987г.
- Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. Учебное пособие.М., Фаир-Пресс, 1999г.
- Оммарин А.П., Оммарина В.И. Школьный справочник «Экология», Ярославль, «Академия развития»; 1998г.
- Петросова Р.А., Голов В.П., Никонова М.А., Скворцов П.М. Практикум по естествознанию и основам экологии. М.,Академия, 2000г.
- Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. М., Аспект пресс, 1995г.
- Ратанова М.П., Сиротин В.И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. М.,Мнемозина, 1995г.
- Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии, учебник 10-11 классов. М., Дрофа, 2004г.