Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Семинар-практикум Особенности проведения судебной реформы 1864 г. в условиях господства самодержавия. Основные типы правовой культуры

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 175

Лазарева Галина Викторовна, учитель английского языка и информатики Чайка Елена Константиновна, учитель истории

Тип урока: урок-обобщение.

Вид урока: урок осмысления и понимания исторических процессов и явлений в форме семинара-практикума на основе применения информационных технологий.

Цель урока: рассмотреть особенности проведения судебной реформы 1864 года, через характеристику основных типов правовой культуры в условиях господства самодержавия.

Задачи:

Ученик должен знать:

Ученик должен уметь:

Ученик должен сформировать:

Методы:

Ресурсное обеспечение:

Особенности выполнения работы:

  1. Семинар-практикум проводится с целью отработки навыков самостоятельной работы с документами, с привлечением информационных технологий, что необходимо для формирования интереса к исследовательской деятельности учащихся и создания ситуации успеха при сдаче ЕГЭ.
  2. Используется групповая форма работы на семинаре. Задания распределяет учитель. Учащимся оказывается необходимая помощь при выполнении заданий учителями истории и информатики.
  3. В обсуждении результатов работы принимают все группы.
  4. В ходе практической работы с информацией, в группах отрабатывается один из важнейших принципов образования – толерантность, который можно проследить в:

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся

I. Организационный момент

1. Приветствие учащихся. Инструктаж учителя. (см. Приложения 4 и Приложение 5) 1.Учащиеся занимают рабочие места за компьютерами по группам.
2. Объявление темы и цели урока.

– Исходя из темы урока, сформулируйте проблему урока, используя материалы документов практикума.

– В ходе занятия все группы должны заполнить таблицу “Особенности 2-х типов правовой культуры в пореформенной России”. (см. Приложение 2)

2. Учащиеся предлагают проблематику урока.

Например: 1) Причины существования двух типов правовой культуры по реформенной России;

2) Чем обусловлены особенности проведения реформы.

II. Актуальность темы

3. Актуальность темы

На Руси – увы! –
Злые две напасти:
На низу – власть тьмы,
А вверху – тьма власти.
(В.А. Гиляровский)

Отдавая дань уважения судебной реформе 1864 года, необходимо помнить о недопустимости идеализации пореформенной юстиции. Императорская Россия несла в себе два главных пласта, два типа правовой культуры: культуры “низов” и культуры “верхов”. Массовая крестьянская правовая культура характеризовалась средневековыми установками, стойко хранила “заветы темной старины”. Второй тип правовой культуры со времен Петра Великого укоренился в европеизированных верхах России – в среде дворянства, чиновничества, буржуазии крупных городов и разночинцев. Царизм в течение нескольких веков эксплуатировал выгодные ему стороны массовой правовой культуры россиян. Сегодня на семинаре на основе изучения документов сделаем попытку определить особенности проявления двух типов правовой культуры и ответим на основной вопрос семинара – можно ли склонность к силовому решению общественных проблем считать общей чертой правового поведения и сознания представителей всех слоев российского населения?

4. Центральная проблема, исследуемая на семинаре.

Можно ли склонность к силовому решению общественных проблем считать общей чертой правового поведения и сознания представителей всех слоев российского населения?

5. План семинара.

  1. Общая характеристика судебной реформы 1864 года
  2. Особенности массовой крестьянской правовой культуры. Понятие “толпы” в философии.
  3. Характерные черты правовой культуры “верхов”
  4. Судебная реформа в условиях господства самодержавия

3. Учащиеся слушают актуальность темы, работают с основными понятиями (см. Приложение 3).

4. Учащиеся соглашаются или нет с основной проблемой урока.

Приложение 7. Презентация урока.

III. Основная часть

5. Приступаем к презентации практической части Группа № 1 – Приложение 1 (документ 1);

Группа № 2 – Приложение 1 (документ 2);

Группа № 3 – Приложение 1 (документ 3);

Группа № 4 – Приложение 1 (документ 4).

IV. Заключение

6. Выводы урока.

– Сделайте общий вывод урока, исходя из обозначенной проблемы.

6. Учащиеся делают вывод, заполняют таблицу (см. Приложение 2).

Ответ иллюстрируют слайдами, выбранными из Приложения 7.

Примерные ответы (см. Приложение 6).