Тип урока: урок-обобщение.
Вид урока: урок осмысления и понимания исторических процессов и явлений в форме семинара-практикума на основе применения информационных технологий.
Цель урока: рассмотреть особенности проведения судебной реформы 1864 года, через характеристику основных типов правовой культуры в условиях господства самодержавия.
Задачи:
Ученик должен знать:
Ученик должен уметь:
Ученик должен сформировать:
Методы:
Ресурсное обеспечение:
Особенности выполнения работы:
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | |
1. Приветствие учащихся. Инструктаж учителя. (см. Приложения 4 и Приложение 5) | 1.Учащиеся занимают рабочие места за компьютерами по группам. |
2. Объявление темы и цели урока. – Исходя из темы урока, сформулируйте проблему урока, используя материалы документов практикума. – В ходе занятия все группы должны заполнить таблицу “Особенности 2-х типов правовой культуры в пореформенной России”. (см. Приложение 2) | 2. Учащиеся предлагают проблематику урока. Например: 1) Причины существования двух типов правовой культуры по реформенной России; 2) Чем обусловлены особенности проведения реформы. |
II. Актуальность темы | |
3. Актуальность темы
Отдавая дань уважения судебной реформе 1864 года, необходимо помнить о недопустимости идеализации пореформенной юстиции. Императорская Россия несла в себе два главных пласта, два типа правовой культуры: культуры “низов” и культуры “верхов”. Массовая крестьянская правовая культура характеризовалась средневековыми установками, стойко хранила “заветы темной старины”. Второй тип правовой культуры со времен Петра Великого укоренился в европеизированных верхах России – в среде дворянства, чиновничества, буржуазии крупных городов и разночинцев. Царизм в течение нескольких веков эксплуатировал выгодные ему стороны массовой правовой культуры россиян. Сегодня на семинаре на основе изучения документов сделаем попытку определить особенности проявления двух типов правовой культуры и ответим на основной вопрос семинара – можно ли склонность к силовому решению общественных проблем считать общей чертой правового поведения и сознания представителей всех слоев российского населения? 4. Центральная проблема, исследуемая на семинаре. Можно ли склонность к силовому решению общественных проблем считать общей чертой правового поведения и сознания представителей всех слоев российского населения? 5. План семинара.
| 3. Учащиеся слушают актуальность темы, работают с основными понятиями (см. Приложение 3).
4. Учащиеся соглашаются или нет с основной проблемой урока. Приложение 7. Презентация урока. |
III. Основная часть | |
5. Приступаем к презентации практической части | Группа № 1 – Приложение 1 (документ 1); Группа № 2 – Приложение 1 (документ 2); Группа № 3 – Приложение 1 (документ 3); Группа № 4 – Приложение 1 (документ 4). |
IV. Заключение | |
6. Выводы урока. – Сделайте общий вывод урока, исходя из обозначенной проблемы. | 6. Учащиеся делают вывод, заполняют таблицу (см. Приложение 2). Ответ иллюстрируют слайдами, выбранными из Приложения 7. Примерные ответы (см. Приложение 6). |