Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Планируемые образовательные результаты:
I. Предметные:
II. Метапредметные:
1. Познавательные:
2. Регулятивные:
3. Коммуникативные:
III. Личностные: повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Решаемые учебные проблемы:
1. Для чего люди кодируют информацию?
2. Почему одну и ту же информацию можно закодировать по-разному?
Основные понятия, изучаемые на уроке: условный знак, код, кодирование.
Методическое обеспечение урока:
1. Учебник: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5 класс. §1.6.
2. Рабочая тетрадь: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5 класс. Задания 15 (с. 18), 17 (с. 20-21), 18 (с. 22)
Дидактическое обеспечение урока: карточки с самостоятельными заданиями, карточки для выставления баллов за выполненные задания.
Аппаратное обеспечение и программное обеспечение (используемые на уроке средства ИКТ):
1. Компьютеры с операционной системой Windows XP
2. Интерактивная доска StarBoard, подсоединенная к центральному (учительскому) компьютеру; на компьютер учителя установлена программа для работы с доской StarBoardSoftware 9.2.
3. проектор Epson
Методическое назначение средств ИКТ: визуализация, активизация познавательной деятельности, быстрая проверка выполненных заданий.
Образовательные интернет-ресурсы:
1. Flash-ролики (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов):
2. Презентация «В мире кодов» (Электронное приложение к УМК Босовой Л.Л. для 5 класса).
ХОД УРОКА
Этап I. Вхождение в тему и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов: поиск и выделение необходимой информации; определение темы урока как нового знания; мотивация на усвоение нового материала.
Длительность этапа: 10 минут.
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата: регулятивный (используется интерактивная доска).
Методы обучения: демонстрационный, объяснительно-иллюстративный.
Форма организации деятельности учащихся – фронтальная:
1. Ответы на вопросы учителя:
1.1. Что такое информация? (Сведения об окружающем нас мире)
1.2. Какие действия можно выполнять с информацией? (хранить, передавать, обрабатывать)
2. Просмотр Flash-роликов (страница 1 документа StarBoardSoftware, см. <Рисунок 1>) и ответ на вопрос учителя: какое еще действие можно выполнять с информацией? (кодирование информации)
3. Определение темы урока («Кодирование информации»).
4. Знакомство с примерами кодов, которые встречаются в жизни (страницы 2-6 документа StarBoardSoftware см. <Рисунок 3>).
5. Знакомство с целями и проблемными вопросами урока (страница 7 документа StarBoardSoftware, см. <Рисунок 2>).
Основные виды деятельности учителя на данном этапе:
1. Работа с доской (показ страниц документа StarBoardSoftware).
2. Задает вопросы, выслушивает ответы учащихся, приводит примеры кодов (штрих-коды, почтовые индексы и т.п.).
3. Помогает определить тему и цели урока, ставит перед учащимися проблемные вопросы, на которые они должны ответить в конце урока (страница 2 документа StarBoardSoftware, см. <Рисунок 2>).
Этап II. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов: создание благоприятных условий для дальнейшей познавательной деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.
Длительность этапа: 2 минуты.
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата: регулятивный.
Методы обучения: практические.
Форма организации деятельности учащихся – групповая:
1. Разбиваются на две группы.
2. Получают задания от учителя.
3. Определяют порядок выполнения заданий внутри группы и разбиваются на семь мини-групп.
4. Определяют, кто будет главным (командиром и экспертом) в группе.
Основные виды деятельности учителя на данном этапе:
1. Объясняет порядок выполнения и параметры оценивания практической работы.
2. Раздает учащимся карточки с заданиями практической работы.
Этап III. Практикум
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов:
Выполнение практических заданий:
1. Три задания на кодирование и декодирование числовой информации (задания выполняются на одном компьютере одной из мини-групп с помощью программы, разработанной учителем в среде Adobe Flash, пример одного из заданий см. <Рисунок 4>).
2. Шесть заданий на кодирование и декодирование текстовой информации (задания выполняются на трех компьютерах тремя мини-группами с помощью программ, разработанных учителем в среде Adobe Flash, пример одного из заданий см. <Рисунок 5>)
3. Три задания на кодирование и декодирование графической информации (задания выполняются на одном компьютере одной из мини-групп с помощью программы, разработанной учителем в среде Adobe Flash, пример одного из заданий см. <Рисунок 6>).
4. Задание на классификацию кодов, т.е. на распределение кодов на группы по формам ее представления - одной из мини-групп выдается лист (см. <Рисунок 7>), на который необходимо наклеить примеры кодов, находящиеся в конверте (см. <Рисунок 8>).
5. Составление из отдельных слов определения понятий «кодирование информации» и «код»: одной из мини-групп выдается лист с заданием (см. <Приложение 1>) и конверт со словами (см. <Приложение 3>), ученикам необходимо составить из отдельных слов определения новых понятий и наклеить их на лист с заданием).
Длительность этапа: 10 минут.
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата: регулятивный, коммуникативный.
Методы обучения: практические.
Форма организации деятельности учащихся – работа в группе и мини-группах.
Основные виды деятельности учителя на данном этапе: при необходимости помогает понять смысл выполняемых заданий.
Этап IV. Поверка полученных результатов. Коррекция
Длительность этапа: 8 минут.
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов: личностный, регулятивный, коммуникативный.
Методы и способы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль (корректируют правильность полученных при выполнении заданий ответов, правильность полученных выводов и формулировок).
Формы организации деятельности учащихся:
Индивидуальная и групповая:
1. Выбранные в группе эксперты самостоятельно выставляют баллы за выполнение заданий на кодирование и декодирование числовой, текстовой и графической информации в лист самооценки (см. <Приложение 2>) в соответствии с баллами, выставленными компьютерными программами.
2. Проверка выполнения задания «Распредели коды по группам в соответствии с формами их представления» на доске (страница 8 документа StarBoardSoftware, см. <Рисунок 9>) – к доске выходят по одному человеку от группы и выполняет половину задания (распределяет коды для двух из четырех классов). Эксперты обеих групп выставляют баллы в соответствии с критериями, приведенными в листе самооценки (см. <Приложение 2>).
3. Проверка выполнения задания «Составь из отдельных слов определение» - один из участников группы вслух озвучивает одно из определений (одна группа – одно из определений) и все учащиеся сравнивают свое определение с эталоном, приведенным на доске (страница 10 документа StarBoardSoftware, см. <Рисунок 10>). Эксперты обеих групп выставляют баллы в соответствии с критериями, приведенными в листе самооценки (см. <Приложение 2>).
Основные виды деятельности учителя на данном этапе:
1. Координирует работу учащихся у доски
2. Обращает внимание учащихся на вербальное сопоставление результата выполнения заданий работы с выводимыми на доску эталонами для самопроверки
3. Обращает внимание экспертов на вербальное сопоставление результата выполнения заданий работы с выводимыми на компьютерах и на доску эталонами для выставления баллов за работу (взаимопроверка).
Этап V. Подведение итогов. Домашнее задание
Длительность этапа: 10 минут.
Рефлексия по результатам:
1. Эксперты подсчитывают сумму баллов и выставляют оценку за урок в лист самоконтроля (см.<Приложение 2>).
2. Учитель возвращает учащихся к проблемным вопросам (страница 7 документа StarBoardSoftware, см. <Рисунок 11>) и учащиеся определяют, найдены ли ответы на них (выдвигают свои ответы на них).
3. Учитель выясняет, какие были затруднения у обучающихся во время урока (страница 7 документа StarBoardSoftware, см. <Рисунок 11>).
4. Учитель выставляет оценки, узнав предварительно у экспертов сумму баллов, набранных группами, задает домашнее задание: Рабочая тетрадь: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5 класс. с. 18, №15 (4-5), с. 21, №17 (3), с. 22, №18 (4-6).
5. Учитель фиксирует неразрешённые затруднения на уроке как направление будущей учебной деятельности.