Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание русского языка

Мы учимся писать письма (3–5-е классы)

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 485

Прокофьева Маргарита Борисовна, учитель русского языка и литературы

Цель урока: научить учащихся правильно подписывать конверт и оформлять текст письма.

Задачи урока:

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютерная презентация, тетради, конверты для писем.

Ход урока

!. Организационный момент.

2. Мотивационный этап, нацеливающий на урок.

Оказывается не все так просто.

Давайте прочитаем письмо, которое написал герой рассказа А.П.Чехова Ванька Жуков своему дедушке о нелегкой жизни в работниках (зачитывается отрывок из письма).

“Милый дедушка, Константин Макарыч!

И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождением и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца. Ни маменьки, только ты у меня один остался…

Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…

Приезжай милый дедушка, Христом-богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется… Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой… Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай.

На деревню дедушке Константину Макарычу”

Но дедушка почему-то не забрал внука. Могли бы вы ответить, почему?

3. Постановка цели и задач урока.

Чтобы письмо дошло до адресата, нужно правильно подписать конверт. А чтобы адресату было приятно его читать, нужно верно его составить.

Сформулируйте цель нашего урока (учащиеся формулируют цель урока).

А чтобы добиться этой цели, я предлагаю вам:

4. Создание учебных ситуаций.

УС-1. Как же должен был подписать конверт Ванька Жуков?

Какие условия необходимы, чтобы письмо дошло до адресата? (учащиеся формулируют условия, которые сравниваются с образцом)

Образец:

От кого Васильева Ивана Сергеевича
Откуда Краснодарский край
г. Кропоткин
ул. Мира д.5
Индекс: 372456

Кому Васильевой Марии Никитичне
Куда Ставропольский край
Шпаковский район
г. Михайловск
ул. Гагарина д. 27
Индекс: 356245

Подпишите конверт для Ваньки Жукова (адреса придумайте сами).

УС-2. А теперь давайте посмотрим, какими бывают письма, о чем они нам говорят и чему мы можем научиться, читая их.

1. Милостивый государь Александр Сергеевич!

Я имел честь получить 13-го сего января пятьсот рублей по счету каретного мастера Эргарда, о чем имею честь, милостивый государь, вас уведомить.

2. Уважаемые читатели!

Наиболее полную информацию о готовящихся к выпуску книгах можно получить из ежегодных аннотированных тематических планов выпуска литературы.

По вопросам книгораспространения рекомендуем обращаться в местные книготорги.

3. Золотая моя Журавушка!

Знаешь ли ты, моя милая, что счастливей твоего Петьки нет человека на свете? Да мне теперь сам сатана – не страшен. Милая, родная, родненькая, спасибо тебе за Сережку, за то, что ты есть у меня, за твое сердце – за все, за все спасибо. Сейчас я сменился с дежурства у пулемета. Небо было ясное, звездное. Я облюбовал одну звезду, самую яркую, и назвал ее Журавушкой. Глядя на нее, я с тобой разговариваю, моя родная.

Обнимаю тебя крепко-крепко. До свидания – Петр. 30.12. 41г.

Анализ писем:

УС-3. Таким образом, мы увидели, что в зависимости от определенных условий письма бывают разными.

Рассмотрим каждое из этих условий.

Речевая ситуация (анализ речевой ситуации по схеме).

С кем говорим?

Где говорим?

С какой целью говорим?

Обращение (изучение правил включения обращений в устную и письменную речь).

Начиная письмо, помни об обращении:

Обращение – это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью

При обращении наблюдается особая интонация: на слове-обращении голос повышается, а после обращения соблюдается пауза. В предложении обращение может занимать любое место. Обращение выделяется запятыми на письме. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность, злость, недовольство и т.д.

Например: Здравствуйте, бабушка и дедушка!

Тренировочное задание: пунктуация при обращении.

Вставьте недостающие знаки препинания:

Этикетные слова (подбор этикетных слов приветствия, прощания, просьбы, благодарности).

приветствия прощания просьбы благодарности
  • Здравствуй
  • Доброе утро
  • Мое почтение
  • Здорово
  • Я рад вам
  • Привет
  • Салют
  • Наше вам
  • Хеллоу
  • До свидания
  • Желаю удачи
  • Счастливого пути
  • До скорого
  • Пока
  • Прощай
  • Всего доброго
  • Не поминай лихом
  • Пожалуйста
  • Будьте добры
  • Будьте любезны
  • Не трудно ли вам
  • Будь другом
  • Разрешите
  • Позвольте
  • Спасибо
  • Благодарю вас
  • Премного благодарен
  • Глубоко признателен

5. Формирование умений.

Задание 1. Исправьте ошибки в тексте письма.

Салют мама

Имею честь приветствовать тебя из санатория “Лесные ключи”. В первых строках сия письма уведомляю тебя о своем хорошем расположении духа.

Ты просишь меня не купаться в озере, но нетушки, я не могу удержаться. Так что вынужден отказать тебе в этой просьбе.

Мне так хочется скорее увидеть тебя.

Приезжай!

Не поминай лихом! Люблю, целую.

Твой сын Вася.

Задание 2 (в группах). Напишите письмо, учитывая личность адресата:

Зачитываются письма, анализируются и корректируются.

6. Рефлексия.

Дорогие ребята!

Желаю Вам удачи, успехов в изучении тонкостей русского языка и крепкого здоровья, чтобы Вы смогли с радостью преодолеть все препятствия на Вашем жизненном пути!

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание: написать письмо, выбрав адресата, и подписать конверт.