Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание русского языка

Притяжательные местоимения-прилагательные (ОС Школа-2100)

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 348

Тамонова Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

Ход урока

  1. Выборочная проверка дом.задания - упр.454. (Выписать из текста в один столбик отрицательные местоимения-прилагательные, в другой – отрицательные местоимения-существительные)

Зачитываем словосочетания с местоимениями - прилагательными и задаем вопросы от существительных к местоимениям:

  1. Почему эти местоимения называются местоимениями-прилагательными? (Отвечают на вопросы прилагательных; указывают на признак предмета, но не называют его)
  2. Только ли вопрос КАКОЙ? задали вы к данным местоимениям? (Еще Чей? Свой план)
  3. Вспомните, какие прилагательные отвечают на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЕ? ЧЬИ? (Притяжательные)
  1. Выборочный диктант. Запишите в столбик только словосочетания с притяжательными прилагательными

Птичьи голоса, чудесный день, охотничье ружье, мамина шаль, вишневый сад, верблюжий горб, узкий коридор.

  1. Что обозначают притяжательные прилагательные? (Принадлежность чего-либо лицу или животному)
  2. Замените данные прилагательные подходящими по смыслу местоимениями.
  1. С помощью каких местоимений можно еще обозначить принадлежность предмета лицу или животному? (Моя шаль, мой голос, мое ружье, твоя…, твой…, твое…, наш…, ваш…)
  2. Сделаем вывод. Эти местоимения указывают, какому лицу принадлежит предмет (так же как и притяжательные прилагательные). Следовательно, эти местоимения будут называться притяжательными.
  3. Какая же тема сегодняшнего урока? Притяжательные местоимения-прилагательные. (Делаем запись темы на доске и в тетрадях).
  1. Чтение правила по учебнику (стр.197)
  2. Упр.460 (устно).
  3. Составление таблицы (или таблица заранее написана на доске и учащиеся ее только комментируют) и работа по ней.
Лицо Местоимениия
Личные Притяжательные
1 Я, мы Мой, наш свой
2 Ты, вы Твой, ваш
3 Он, она, оно, они Его, ее, их

Вывод. Местоимения его, ее, их не изменяются по падежам, в отличие от местоимений мой, твой, ваш, наш. Изменяется только падеж существительного, с которым оно сочетается.

Я встретился с его братом.
Я встретил его вчера.

Вывод. Притяжательные местоимения его, ее, их являются омонимами личных местоимений 3-го лица в форме род. падежа:

  1. Упр.462 (письменно).
  1. Запись предложений на доске с тем же заданием.
  1. Их слова могут задеть, их же они просто забавляют.
  2. Его неудачи расстраивали родителей, но не его.
  3. Ее вкус изумляет всех, только не ее саму.

Вывод. Личные местоимения его, ее, их отвечают на вопрос кого?. В предложении являются дополнением. Притяжательные местоимения его, ее, их отвечают на вопрос чей? чья? чьи?. В предложении являются определением.

  1. Работа по развитию речи.
  1. Упр.464 .

Вывод.

  1. Объясните выбор местоимений. (Предложения записаны на доске заранее)
  1. Посмотрите на таблицу (задание 5) и скажите, о каком местоимении мы ничего не сказали? (Свой). Почему оно помещено особняком?
  1. Материал для наблюдения за местоимением свой

Как изменяется смысл высказывания, если местоимения ее, их заменить местоимением свой в нужной форме?

  • Девочка отдала подруге ее книгу
  • Вожатая взяла у ребят их рисунки.

Укажите слово, которое называет действующее лицо в каждом предложении. Какое местоимение обозначает принадлежность предмета действующему лицу? (Местоимение свой)

Вывод. Следовательно, притяжательное местоимение свой употребляется с соблюдением следующего условия: оно по смыслу должно соотноситься с тем лицом, которое в предложении обозначено подлежащим. Значит, употреблять местоимение свой надо очень вдумчиво, иначе мы получим предложения с неясным, или двузначным, или смешным смыслом

  1. Работа с раздаточным материалом. Исправить ошибки.
  1. Мать дала сыну свои игрушки.
  2. Он вернул (мне) свою книгу.
  3. Комендант велел, чтобы дворник отнес к нему свои вещи.

-однозначный или двузначный смысл

  1. Я застал помощника в своем кабинете.
  2. Старшая сестра просила младшую подать ей свою кружку.(чью?)
  3. Учитель попросил ученика учесть его прежние ошибки.
  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание. Правило на стр.197, упр.464