Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Использование информационных технологий на уроке биологии в 10-м классе Строение эукариотической клетки

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 386

Объедкова Анастасия Алексеевна, учитель биологии и химии

Цель:

Образовательная

Воспитательная

Развивающая

Оборудование: компьютеры, классная доска.

Методы:

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала.

Устный ответ: Расскажите о внутреннем строении бактериальной клетки, о роли бактерий в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.

Один учащийся комментирует устный ответ и проверяет письменные ответы.

Письменные ответы.

Работа по карточке. Дайте определение следующим биологическим понятиям: микробиология, морфология, фотосинтез, хемосинтез, систематика.

Кроссворд, созданный в Microsoft Excel.

Тесты (прилагаются в текстовом печатном варианте, но можно использовать тестирование на компьютере в специальных тестовых программах).

Вопрос №1: Получение бактериями энергии путём окисления минеральных соединений называется:

1. фотосинтез;
2. хемосинтез;
3. биосинтез.

Вопрос №2: К фотосинтезирующим бактериям относятся:

1. цианобактерии;
2. вибрионы холеры;
3. стрептококки.

Вопрос №3: Бактерии, являющиеся санитарами нашей планеты:

1. уксуснокислые;
2. сапротрофы;
3. клубеньковые;
4. молочнокислые.

Вопрос №4: Бактерии, используемые человеком для получения продуктов питания:

1. клубеньковые;
2. молочнокислые;
3. сенная палочка;
4. гнилостные.

Вопрос №5: В клетке бактерии в отличие от клетки животного отсутствуют:

1. цитоплазма;
2. оболочка;
3. хлоропласты;
4. оформленное ядро.

Вопрос №6: Царство, к которому относят бактерии:

1. царство растений;
2. царство животных;
3. особое царство;
4. царство грибов.

Вопрос №7: Роль клубеньковых бактерий в природе:

1. образуют органические вещества из углекислого газа и воды;
2. обогащают почву азотными солями;
3. используют в пищу отмершие части растений;
4. играют важную роль в накоплении кислорода в атмосфере.

Вопрос №8: Порчу продуктов питания вызывают:

1. грибы-паразиты;
2. бактерии-паразиты;
3. молочнокислые бактерии;
4. сапротрофы.

Вопрос №9: При хранении скоропортящихся продуктов важно помнить, что:

1. бактерии составляют особое царство;
2. бактерии не имеют оформленного ядра;
3. бактерии - самые примитивные организмы;
4. у бактерий при низкой температуре замедляются процессы жизнедеятельности.

Вопрос №10: Пища бактерий-паразитов:

1. органические остатки мёртвых растений и животных;
2. органические вещества, входящие в состав живых организмов;
3. неорганические вещества, содержащиеся в почве, в водоёмах;
4. органические вещества, синтезированные из углекислого газа и воды.

3. Изучение нового материала.

Итак, сейчас мы с вами освежили в памяти строение прокариотической клетки, то есть доядерной клетки. Сегодня на уроке пришло время разобрать строение эукариотической клетки. Тема сегодняшнего урока “Строение эукариотической клетки”.

Ответьте на следующие вопросы:

Сначала мы должны поговорить о том, как всё начиналось.

1590 год - Янсен изобрёл микроскоп, состоящий из 2-х линз.

1665 год - Роберт Гук рассмотрел под микроскопом пробковую ткань. Впервые употребил термин "клетка".

Что такое клетка?

1650-1700 - Антони ван Левенгук наблюдал бактерии.

1827 год - Долланд улучшил качество линз в микроскопе.

Далее речь пойдёт о частях клетки.

Какие части клетки вам известны?

Части клетки

Оболочка - наружная цитоплазматическая мембрана. Учитель показывает учащимся динамическую жидкостно-мозаичную модель строения цитоплазматической мембраны с помощью презентации, дети оформляют рисунок в тетради.

Гликокаликс обеспечивает узнавание клеток. С помощью гликаликса клетки воспринимают изменения в окружающей среде, в цитоплазме, узнают друг друга. Если смешать клетки сердца, печени и почек, то через некоторое время они объединятся в свою ткань, то есть клетки сердца отдельно, также клетки печени и так далее. Если у клеток удалить гликаликс, то естественно возникнет хаос. Раковые клетки не имеют гликаликса, они способны постоянно делиться, заполняя собою всё свободное пространство.

Функция цитоплазматической мембраны - транспорт веществ, который носит избирательный характер:

Осмос;

Активный транспорт - это перенос веществ через мембрану против градиента концентрации, сопровождающийся потреблением энергии.

Сравнительно недавно выяснилось, что в клетке действует натрий-калиевый насос. Роль насоса выполняет особый белок, который локализуется в мембране так, что пронизывает всю её толщу. Натрия всегда больше в межклеточном пространстве, а ионов калия больше в клетке.

Такой транспорт требует затрат энергии и называется активным. Обмен осуществляется при помощи специальных белков, образующих в мембране так называемые каналы.

Внутриклеточная часть белка расщепляет молекулы АТФ. Это обеспечивает выведение из клетки трех ионов натрия и поступление двух ионов калия. Таким образом внутри клетки поддерживается высокая концентрация калия (в 35 раз выше, чем вне клетки) и низкая концентрация натрия (в 14 раз ниже внеклеточной). Это важно для создания электрических потенциалов на мембранах, процесса возбуждения в нервных и мышечных клетках, нормального протекания других внутриклеточных процессов.

Что такое пиноцитоз и фагоцитоз?

Далее следует объяснение учителя по рисунку 5.7 на странице 146 учебника.

Цитоплазма - внутренняя среда клетки, выполняет роль транспорта веществ внутри клетки. В 1840 году французским исследователем Пуркинье был введён термин “протоплазма”. Протоплазма включает в себя цитоплазму и ядро.

Ядро.

Что вы можете сказать о строении ядра?

Какие функции выполняет ядро?

Эта часть клетки была описана первой из всех структур клетки в 1831 году англичанином Робертом Брауном. Ядро - важнейшая составная часть клетки. Клеточное ядро содержит ДНК, то есть гены, и, благодаря этому, выполняет две главные функции:

  1. Хранение и воспроизведение генетической информации;
  2. Регуляции процессов обмена веществ, протекающих в клетке.

Безъядерная клетка не может долго существовать, и ядро тоже не способно к самостоятельному существованию, поэтому цитоплазма и ядро образуют взаимозависимую систему. Большинство клеток имеет ядро. Нередко можно наблюдать 2-3 ядра в одной клетке, например в клетках печени. Известны и многоядерные клетки, причём число ядер может достигать нескольких десятков. Форма ядра зависит большей частью от формы клетки, она может быть и совершенно неправильной. Различают ядра шаровидные, многолопастные. Впячивания и выросты ядерной оболочки значительно увеличивают поверхность ядра и тем самым усиливают связь ядерных и цитоплазматических структур и веществ. У некоторых простейших имеются два ядра - макронуклеус и микронуклеус.

Какие простейшие имеют два ядра?

Вспомним строение ядра:

Строение ядра:

  1. Ядерная оболочка: наружная мембрана покрыта рибосомами, соединена с ЭПС клетки, внутренняя мембрана - гладкая. Оболочка имеет поры.
  2. Ядерный сок - нуклеоплазма, внутренняя полужидкая среда ядра. Состав: белки, ферменты, нуклеотиды.
  3. Хроматин (от греческого chroma - окраска). Молекула ДНК, соединённая с белком гистоном. Это спирализованные, утолщённые, генетически неактивные участки хромосом.
  4. Ядрышко - скопление рРНК и рибосом на разных этапах формирования, в основе которого лежит генетически активный участок хромосомы, несущий ген - ядрышковый организатор. Ядрышки образуются в неделящихся клетках.

Что вы можете сказать о строении хромосом?

Типы хромосом:

Какие вы знаете виды хромосом? (аутосомы, половые хромосомы, гомологичные хромосомы)

Обсуждение фактов на странице 160 учебника.

Что такое кариотип?

Кариотип - это совокупность количественных (число и размеры) и качественных (форма) признаков хромосомного набора соматических клеток.

Что такое соматическая клетка?

Какой набор хромосом она содержит?

Какой набор хромосом содержат гаметы?

Органоиды - это постоянные жизненно важные составные части цитоплазмы клеток.

Включения - это непостоянные структуры цитоплазмы (плотные - гранулы, жидкие - вакуоли).

4. Закрепление изученного материала (учащиеся отвечают на вопросы учителя по лекции с использованием презентации).

5. Домашнее задание:

Учить параграф 5.2 страницы 142-148, 157-163, творческое задание составить кроссворд.

Литература:

  1. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2001.
  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х томах. Том 1. - М.: Мир, 1993.
  3. Зачёты по биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Лист-Нью, 1999.
  4. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 классы. / - М.: Аквариум, 1998.
  5. CD-диск по географии, содержащий программу тестирования.

Приложение1 (наглядные методы)

Приложение2 (тест)

Приложение3 (кроссворд)