Тип урока – формирование и совершенствование знаний.
Форма (вид) – взаимное обучение с элементами экскурсии.
Оборудование – галерея прижизненных портретов М.Ю. Лермонтова, портреты родственников поэта, фотографии с видами Государственного Лермонтовского музея-заповедника “Тарханы” (в электронном варианте), романсы на стихотворения М.Ю. Лермонтова: “Парус”, “И скучно, и грустно”, “Ангел”; стихотворения поэта в исполнении артистов театра и кино: “Сон”, “Нет, я не Байрон…”; фрагмент виртуальной экскурсии в Тарханы в видеозаписи. Урок проводится с компьютерной поддержкой. (Желательно его проводить с использованием мультимедийной аппаратуры). Данный урок предваряла экскурсия-поездка в Государственный Лермонтовский музей-заповедник “Тарханы” Пензенской области, куда мы с учениками ежегодно совершаем экскурсии.
Цели урока:
Ход урока
Перед началом урока в грамзаписи звучит вальс к драме М.Ю. Лермонтова “Маскарад”
1. Стихотворение “Ангел” – Родионова И.
Для всех учеников этот стандартный набор вопросов.
После прочтения ученицей этого стихотворения звучит в аудиозаписи романс “Ангел”.
2. Стихотворение “Поэт” – Свотина А.
3. “Нет, я не Байрон, я другой” – Шевцов В.
4. “Монолог” – Спирин А.
5. “И скучно, и грустно” – Шахбанова Х.
После прочтения ученицей этого стихотворения звучит романс “И скучно, и грустно”.
6. “Нет, не тебя так пылко я люблю” – Рыжков Д.
7. “Пленный рыцарь” – Кисляков С.
8. “На севере диком” – Набиев Н.
9. “Сон” – Рябухин М.
После прочтения ученицком этого стихотворения звучит это же стихотворение в исполнении артиста театра и кино в аудиозаписи.
10. “Парус” – Безменова О.
После прочтения ученицей этого стихотворения звучит в аудиозаписи романс “Парус”.
V. Попробуем сделать вывод и ответить на вопрос: какие основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова вы можете назвать в результате поиска и прослушивания стихотворений?
VI. Совершим виртуальную экскурсию в Тарханы и посмотрим фрагмент видеозаписи фильма “Прогулки по Тарханам”.
VII.. Выставление отметок и комментарии к ним
VIII. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение “Три пальмы”. Ответить на вопросы на стр. 193.
Тест по литературе ученика(цы) 9 класса ----------------------------------------
Творчество М.Ю. Лермонтова
I. Михаил Юрьевич Лермонтов жил:
А) 1814 – 1841
Б) 1824 – 1849
В) 1812 – 1837
II. Укажите количество стоп в стихе: “Сижу за решеткой в темнице сырой…”
А) 2 стопы
Б) 3 стопы
III. Определите период творчества, к которому относятся указанные стихотворения и поэмы М.Ю. Лермонтова:
Романтический
Реалистический
IV. В строках стихотворения “Три пальмы:
…И гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей, –
Автор прибегает к:
А) олицетворению
Б) сравнению
Г) иронии
V. Стихотворение “Три пальмы” вызывает у читателя:
А) чувство горести, наводит на раздумья о добре и зле
Б) сожаление о поступках людей
В) интерес к путешествиям
VI. Определите мотивы (темы) лирики М.Ю. Лермонтова по группам названий стихотворений:
А) Тема поэта и поэзии
Б) любовная лирика
В) тема родины
Г) вольнолюбивая лирика
Д) философская лирика
VII. Найдите метафоры и сравнения в приведенных строках:
“В пространстве брошенных светил”
“Под ним Казбек, как грань алмаза”
А) метафора
Б) сравнение
Ключи к тесту М. Ю. Лермонтов
1. – А
2. – Б
3. – А – 1, В – 2.
4. – А
5. – А
6. – А – 2; Б – 5: В – 3; Г – 4; Д – 1
7. А – 1; Б – 2.