Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

Открытый урок литературы по повести А.С. Пушкина Станционный смотритель. Тема урока: Понимаешь ли ты, что с тобой происходит. 6-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 766

Шарагина Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Понимаешь ли ты, что с тобой происходит?

Путь к исцелению у всех один: прозреть, обвинить себя, иметь мужество признать ошибки и покаяться.

Цели:

Вступительное слово учителя

Задание классу. Продолжите ассоциативный ряд : семья – это ….. (единство, любовь, взаимопонимание, взаимопомощь, тайна, спокойствие, дети и родители, близость интересов)

Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей?

Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми. Но отношения детей и родителей часто складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов, из-за того, что дети хотят быть поскорее самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят все делать по-своему. А в конечном итоге чаще всего правы оказываются все-таки родители.

Давайте вспомним определение жанра притчи.

На востоке, в древности, возник жанр притчи. Это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый должен извлечь из нее сам. Притча – это аллегории, в которых слушатели должны узнать себя. Это не просто житейские иллюстрации нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что с тобой происходит? Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста.

Выразительное чтение. Послушайте стихотворение украинской поэтессы Полины Довженко, написанной по сюжету притчи о блудном сыне.

Напомню притчу вам о блудном сыне,
Она заставит призадуматься всерьёз
Всех тех, кто не лишён соблазнов в этом мире
И не познал ещё, как любит нас Христос.
У человека было два любимых сына:
Один из них – послушен, кроток, мил,
А меньший был – так, скажем, нерадивый,
Отец же равно ими дорожил.
Вот просит младший сын родителя:
“Отец, дай часть имения ты мне,
Хочу я сам прославить своё имя
В далёкой незнакомой стороне.
Отец не стал перечить понапрасну,
Дал сыну сделать выбор самому,
Чтоб через лишения, невзгоды и ненастья
Сын смог найти пути, ведущие к добру.
Оставил отчий дом сей отрок – блудник,
И в дальней стороне от дома пребывал,
Ел, пил, гулял, кутил “герой” - распутник,
Отца и брата никогда не вспоминал.
Когда же промотал всё до единого гроша,
Настал великий голод в той стране,
Отвержен всеми, всеми позаброшен,
Он, наконец, подумал об отце.
О, сколько слёз он пролил безутешно,
Мечтая в мыслях только об одном:
Раскаяться, припав к груди отца, как в детстве,
Молить его лишь о прощении своём.
И вот однажды, выйдя на дорогу,
Старик почувствовал, как чей-то взгляд пронзил его,
И сжалось сердце в нём от боли и тревоги -
Он в страннике узнал родного сына своего.
И бросились отец и сын в объятья,
От слёз комок стал в горле у двоих:
“Отец, я не достоин твоим сыном называться,
Прими в число наёмников твоих!”
Отцова ж милость, доброта верны, как прежде,
Наказ был слугам дан, чтоб усмотреть
Для сына наилучшие одежды
И лучший перстень на руку надеть.
И заколоть откормленного теленка,
Пир закатить, на сколько хватит сил –
Ведь блудный сын дороже злата, царства,
Когда – то был он мёртв и, наконец, он ожил.
Вот также и Господь нам все грехи прощает,
За каждым блудным сыном Он следит,
И тех, кто оступился – поднимает,
Спасает, бережёт, животворит.

- Какую мысль на все времена Иисус Христос хотел внушить людям? (Если человек осознал свою вину, его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.)

- Подумаем, почему эта притча получила такое название. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный

* Индивидуальное задание. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.

- Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” - скитаться, сбившись с пути, - и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть блудить, развратничать.

- Так почему притча получила такое название? В ней рассказывается о блудном сыне – молодом человеке, сбившемся с пути истинного, блуждающем в нравственных потемках.

2. Подача нового материала в форме дискуссии.

К сюжету притчи обращались прославленные художники всех столетий. Отголоски притчи мы слышим и в литературе: в “Станционном смотрителе” Пушкина.

- К кому из героев повести можно задать вопрос темы урока и дать совет эпиграфом ?

- Найдите в повести описание картинок, которые были развешены по стене комнаты Самсона Вырина.

- Что иллюстрируют эти картины? Историю блудного сына.

- Обращают ли внимание на картинки Дуня и Самсон Вырин?

- Извлекла ли Дуня урок из этой притчи?

- Для чего тогда картинки на стене комнаты?

(Для украшения.)

- Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и повести Пушкина? Эти линии будут касаться только детей или родителей тоже? Если спроецировать жизнь Выриных на евангельский сюжет, что произойдет?

(Зеркальное, перевёрнутое изображение.)

- Докажем это. Проведем сопоставление истории блудного сына и истории Дуни Выриной и заполним таблицу (Работа в парах.)

Письменная самостоятельная работа

Притча “Станционный смотритель”
Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно. Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно), не предполагая, что расстается с ней навсегда.
Никто не ищет его Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой
Образ жизни блудного сына после отъезда из родительского дома представляет собой развратное поведение. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве.
Радостная встреча сына с отцом Прошли годы – смотритель умер в нищете и горе. Лишь после смерти отца Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места.
Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что “ недостоин называться сыном” своего отца, и решил вернуться. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.
Примирение с отцом Невозможность встречи и примирения. Смотритель умер, так что покаяние и примирение невозможно.

3. Заполнение таблицы.

(Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто на почитал их извергами человеческого рода…? Боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и в слякоть принужден он бегать по дворам, …уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца)

(“Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, его длинный зеленый сюртюк с тремя медалями на полинялых лентах” Самсон производит впечатление человека бодрого и счастливого.)

(Потому что у него была дочь–красавица, которой он гордился.)

(“Я смотрел на его седину, на губокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину..”.

(У него горе. Его боль – дочь Дуня. Проезжий гусар Минский увез любимую дочь Вырина, красавицу Дуню в Петербург. И горе постепенно убивает Вырина. Он постарел, стал много пить и умер: “Старик не снес своего несчастья”.)

(Он не мог предположить, что гусар за добро отплатит злом.)

(Да, Вырин пешком ходил в Петербург и нашел свою дочь. Но бороться с Минским он не может, они не ровня друг другу . Минский богач и аристократ, а Вырин - маленький чин, бедный смотритель почтовой станции”. У него нет прав и связей. Он беззащитен.)

(Деньги, которые ему дал Минский за дочь.)

(ассигнации, брошенные Выриным, подобрал “хорошо одетый молодой человек”, который, увидев возвращение смотрителя, убежал.

* Индивидуальная работа: представить историю похищения и жизнь с Минским от лица Дуни Выриной

(“Двери были заперты; он позвонил..” до слов “..вытолкнул его на лестницу” Дуня живет хорошо, у нее есть слуги, большая, прекрасно убранная квартира”, она роскошно одета. Дуня любит Минского, “ с нежностью смотрит на него”)

(Он уверен, что её ждет неминуемое несчастье, что Минский “подержит и бросит” Дуню)

Притча о блудном сыне, известная по евангельским сказаниям. (она обязательно плохо кончит)

(Младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. А Дуня не ведет беспутную жизнь. Наоборот, мы видим, что она несомненно любит Минского. Дуня не раскаивается , и, видимо, не желает возвращаться, она вполне счастлива и довольна)

(Понимает, поэтому и возвращается из Петербурга домой. Но он понимает и то, что Дуня теперь потеряна для него навсегда, и не хочет в это верить. Поэтому он думает только о неминуемом несчастье.)

(Пейзаж-осень, серенькие тучи) (Одиночество и страдания Самсона Вырина привели его к смерти.)

(Мы узнаем, что у нее трое детей. Она богата: шестерка лошадей, моська, но раскаиваться уже не перед кем, так она и останется со своей виной. )

(Сын, потому что он успел вернуться к отцу и ,главное, был им прощен, а Дуня – нет)

Кто из родителей оказался счастливее?

(Отец сына – к нему вернулся сын и покаялся , за это он простил его и устроил пир в его честь.)

4. Закрепление материала. Выводы.

Как финал повести соотносится с притчей? В чем сходство и различие в образах “отцов” и “ детей”

Для чего в повесть введена тема “блудного сына”? Каков основной прием, используемый автором при таком построении сюжета?

Главные сюжетные линии: счастливая судьба Дуни и несчастная – станционного смотрителя.

(Основной прием – противопоставление. Счастье Дуни противопоставлено несчастью ее отца. Притча о блудном сыне введена, чтобы ярче выделить разницу в судьбах героев. Не несчастная “блудная” Дуня вернулась на станцию, а несчастный странствующий пешком Вырин )

Но все могло быть и по-другому. Напиши Дуня отцу хотя бы одно письмо.

Индивидуальное задание : написать письмо Самсону Вырину от лица Дуни.

Творческая работа на ассоциации.

Раскрасьте в цвета всю гамму чувств Самсона Вырина и Дуни после эпизода “ Похищение дочери” и нарисуйте радугу.

Самсон Вырин : испуг –…, тревогу-….; тоску –….; негодование – …., одиночество…. , бессилие помочь- .. и т.д.

Дуня: испуг- любопытство –….; привязанность- …., доверие- …, любовь и счастье – …., богатство- …., рождение детей- ... и т.д.

Как следует относиться к своим родителям?

Как автор отвечает на вопросы: “Что является истинным счастьем для человека? Как следует относиться к человеку

Выводы. Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья. Подумайте об этом. Даже если человек совершил дурной поступок, но понял и раскаялся, это не значит, что он плохой человек. Его можно и нужно простить. Главное, чтобы его раскаяние было осознанным и искренним.

И хотя ждут Дуню в карете сыновья – юные барчата, кажется, что не о зарождении новой жизни ведётся рассказ, а о начале новой истории блудного сына. Возможно, повесть “Станционный смотритель” – это предостережение писателя современникам, людям XIX века, для которых евангельские притчи утратили религиозный смысл, перестали быть живым нравственным уроком, превращаясь лишь в часть быта.