Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Интегрированный урок (география + обществознание) по теме: Нации и народы (внеклассное мероприятие)

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 311

Бобровнк Елена Михайловна, учитель географии Богатырева Ирина Владимировна, учитель географии

Цель: сформировать представления о расах, причинах внешних различий между людьми.

Задачи:

  1. Объяснить причины возникновения расовой ненависти, межнациональной вражды, расизма и экстремизма.
  2. Содействовать воспитанию нравственности, моральной этики и толерантности подрастающего поколения в отношениях между людьми.

Политическая нечестность пользуется темнотой народа. (И. А. Ильин)

Равнодушие к политике – тоже одна из форм политической деятельности. Тот, кто не интересуется политикой, как бы говорит: “Мне наплевать на родной город, на родную страну, на весь мир”. Такой человек мелко плавает и на первое место ставит соображения личной выгоды и интересы минуты. От политики зависит и его собственная судьба, но ради того, чтобы его оставили в покое, он готов пожертвовать своим благополучием. Его можно сравнить с дохлой собакой, которая то плывет по течению, то кружится на месте в стоячей воде. (А. Моруа)

Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком. (А. де Сент-Экзюпери)

1. Расизм.

В начале мероприятия демонстрируется фрагмент уличной драки.

Информация учителя о расизме, шовинизме, национализме. Демонстрация презентации. (Приложение 1)

1.Откуда столько ненависти?! Что происходит с людьми, чьи отцы и деды освободили от фашизма полмира?! Расизм это психология, идеология и социальная политика, основывающаяся на антинаучных представлениях и идеях о физической и психологической неравноценности человеческих рас.

В развернутом виде “теория” неравенства рас впервые была изложена в середине 19 века во Франции идеологом федеральной аристократии графом Артуром де Гобино. Граф в своем сочинении “Неравенство человеческих рас” выводил историю человечества из борьбы между высшими и низшими расами и народами, провозглашая подлинно высшей и современно-совершенной расой “северную, арийскую”, а самыми “чистыми арийцами” Гобино считал франков – будущих французов.

Особенно широкое влияние во П половине XIX века получил социальный дарвинизм. Люди вдруг увидели в расах, в нациях непрестанную и непримиримую борьбу за выживание. В результате социал-дарвинисты совершенно необоснованно истолковывали конкуренцию и классовую борьбу в обществе, захватнические войны и т.п.

Уже в эпоху так называемого “первоначального накопления капитала” господствующие классы пытались навязать государственный шовинизм, представление о цветных как о “низшей” расе, дикарях, варварах и т.п.

Конечно, самый грубый и примитивный расизм проповедовали и осуществляли фашисты. Основным носителем культуры фашисты объявили арийскую расу, с их точки зрения расу господ, высшую расу. Фашизм ставил своей целью мировое господство арийцев.

Расизм, национализм, шовинизм, пропагандируемые национал-социалистами, отвечали настроениям средних слоев населения, преодолевая “комплекс неполноценности”, свойственный этим слоям в период экономического кризиса.

Фашистская идеология использует государство, как средство, орудие для осуществления своих задач.

Демонстрация киноролика, автор которого ставит перед аудиторией вопрос: кто виноват?

Тестирование: раздать аудитории бланки с вопросами: продолжить фразу: “каждый американец, каждый пенсионер, каждый негр, каждый учитель, каждый предприниматель, каждый француз, каждый мусульманин.

После небольшого анализа результатов отдельным участникам опроса предлагается рассказать о знакомом французе, чернокожем товарище, американце.

Далее учитель разъясняет, как стереотипы могут влиять на формирование взглядов.

Диалог с аудиторией, подведение итогов и выявление закономерностей.

Заключение учителя.

Проявления экстремизма, к сожалению, не редки в нашей многонациональной стране. Именно межнациональная сфера наиболее полно аккумулирует все ошибки, промахи и просчеты социально-экономического развития страны, политического руководства. Поэтому естественно, что при той одновременной ломке во всех сферах жизни общества, которая стала осуществляться в ходе преобразований, именно в области межнациональных отношений стали наиболее интенсивно вызревать и вспыхивать политические конфликты на национальной почве. Именно национализм и ксенофобия имеют неплохие шансы дать бурный рост на российской почве и, возможно, со временем перерасти, оформиться в нечто куда более опасное. Хотя бы потому, что демографическая ситуация в стране такова, что в ближайшие годы миграционные потоки в РФ будут лишь нарастать.

2. Человечество – единый биологический вид.

Выступление учащегося:

Североамериканские индейцы, увидев первых европейцев и завезенных ими их Африки темнокожих рабов, объясняли причину их появления так:

“Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать.

После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы.

В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны как головешки. Так возникли негры.

А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы”.

Выступление учителя:

Расы – это исторически сложившиеся группы людей, выделяемые учеными на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем сходстве (цвет кожи, глаз, волос, формы черепа и т.д.).

Обычно выделяют 3 расы: европеоидную, монголоидную и негро-австралоидную.

Расы начали формироваться 30-40 тыс. лет назад, когда человек жил уже во всех частях света. Отдельные группы людей, находясь в очень разных природных условиях, приобретали различия во внешнем облике и другие биологические особенности.

Выступление учащихся:

Особенности негроидов и австралоидов складывались под воздействием жаркого и влажного климата и сильной солнечной радиации. От вредного воздействия солнечных лучей их предохраняет темная кожа и черные курчавые волосы, образующие на голове защитную “шапку”, большие ноздри, открытые для циркуляции воздуха. Негроидные расовые особенности наиболее ярко выражены у африканского населения к югу от Сахары.

Монголоиды лучше переносят резко-континентальный климат Центральной Азии т.к. имеют особое строение глаз: слезный бугорок и развитая складка верхнего века защищает их от ветра и пыли, характерных для сухого климата этой территории. Волосы у них прямые, иссиня-черные, толстые и жесткие. Широкие лица с сильно выступающими скулами, черные или темно-карие глаза, смуглая кожа. У мужчин на лицах редкие усы и борода. У монголоидов можно выделить переходную “Уральскую группу”, где наряду с монголоидными признаками прослеживаются европеоидные.

Люди, относящиеся к европеоидной расе, чаще всего светлокожие, у них прямые или волнистые волосы разных оттенков, светлые глаза. На юге встречаются смуглые, темноглазые и темноволосые европеоиды. Для этой расы характерны широко открытые, ровно поставленные глаза. Тонкий, четко очерченный нос считается у европейцев лучшим украшением лица. Для мужчин характерны густые усы и борода.

У европеоидов можно выделить несколько ветвей:

1. Балтийская ветвь – высокие люди со светлыми волосами, серыми или голубыми глазами, прямым носом и узкими губами.

2. Саами – физически крепкие, очень миниатюрные, более темноволосые и темноглазые, чем балты.

3. Центрально-европейская ветвь – к ней относятся жители центральной части России, севера Германии, Польши, Украины и Белоруссии. Явно выражена монголоидная примесь – уплощенное лицо, припухлое верхнее веко, небольшая скуластость.

3. Россия – многонациональная страна

Выступление учителя

- Таблица “Народы России”.

Благодаря историческим и территориальным особенностям Россия стала домом для более чем 140 народов, многие из которых компактно проживают в своих республиках, Автономных областях, краях. Согласно Конституции Российской Федерации Россия является федерацией – союзным государством, состоящим из федеративных единиц. Одной из них является Республика Марий Эл.

Выступление учащихся:

- Таблица “Народы Марий Эл”

Национальный состав Республики Марий Эл достаточно пестр и представлен 60 национальностями. По переписи 2002 года в республике проживает 728 тыс. человек. Преобладающим по численности населением РМЭ являются русские – 345,5 тыс., второе место занимают марийцы – 312,2 тыс. человек, на третьем месте – татары – 43,85 тыс. человек. Другие национальности менее многочисленны. Как показал социологический опрос среди учеников нашей школы при всем разнообразии этнических групп процессы национальной и расовой неприязни для нас не характерны. Основным критерием общения признаны общие интересы, компактность проживания, особенности характера.

Выступление учителя

Ученикам 6-9 классов было предложено заполнить анкету, в которой необходимо было указать место рождения и национальность членов своей семьи. Целью этого опроса

было приобщить учащихся к исследовательской работе, пробудить в них интерес к собственной родословной, а также выяснить типичен ли процесс стирания национальных и расовых особенностей на примере небольшого коллектива.

Результатом данного исследования стала карта “Мы - Евроазиаты”, на которой проявилась география происхождения семей наших школьников, где четко прослеживается смешение национальностей в нашей республике.

Вывод: таким образом, проведенные нами исследования и опыт исследователей всего мира доказывает, что наша страна и наша республика вовлечены во всемирный процесс глобализации, выраженный в стирании национальных особенностей и расовых признаков, при этом коренные национальности концентрируются в своих национальных административных единицах.

Псевдонаучные теории о “высших” и “низших” расах лишены какого либо основания. Неограниченность возможности смешения всех рас, полноценность возникших смешанных групп, доказывают единство человечества и несостоятельность расизма.

Звучит музыка … надо мною Солнце светит – Родина моя … (Ротару София)