Цели:
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Формы организации учебной работы: индивидуальная, групповая.
Основные понятия: несбалансированное и адекватное питание, ксенобиотики, экологически чистая пища.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем говорить о потребности человечества в питании и её влиянии на биосферу. Мы должны найти ответ на вопрос:
можно ли назвать потребность человечества в питании биосферным процессом?
Посмотрите на экран. Наша планета такая маленькая и хрупкая по сравнению с Вселенной, но она уникальная. В чём её уникальность? (Предполагаемый ответ: на Земле существует жизнь. Биосфера – это оболочка Земли, населённая живыми организмами.)
Обмен веществ – основополагающее свойство любого живого существа и человека в том числе (слайд 3). Он происходит за счёт питания, дыхания и выделения. Любое живое существо является составным звеном пищевых цепей: оно кого-то поедает и одновременно служит объектом питания для другого существа.
Великий мыслитель древности Сократ говорил так: «Мы не для того живём, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» (слайд 4).
Развитие человеческого общества сопровождалось сменой источников энергии. Для каждого этапа хозяйствования характерны качественно различные источники питания (слайд 5).
Вспомните, пожалуйста, как и чем питался древний человек? (Предполагаемый ответ: на этапе охоты и собирательства рацион человека был наиболее естественным: растительная и животная пища почти не подвергалась обработке. В ней содержался полный комплекс необходимых для жизнедеятельности веществ. Однако поиском пищи нужно было заниматься регулярно – её нельзя было долго хранить.)
Вспомните, изменился ли характер питания у людей при осёдлом образе жизни? (Предполагаемый ответ: прошли тысячелетия, и в тех местах, где условия были благоприятны (ровный тёплый климат, плодородная почва, достаточное количество пресной воды), человек перешёл к осёдлому образу жизни – земледелию и скотоводству. В наборе потребляемых продуктов в то время увеличилась доля углеводов, так как основными возделываемыми культурами служили злаки, которые было легко заготовлять впрок.)
Вспомните, когда и почему производство пищи приобрело промышленный характер? (Предполагаемый ответ: численность людей увеличивалась, крупные населённые пункты нужно было снабжать большим количеством продуктов питания, и поэтому производство пищи постепенно приобрело промышленный характер.)
Посмотрите на статистические данные по годовой потребности одного человека в продуктах питания (слайд 6). А сколько людей живёт сейчас на нашей планете? И каждый хочет кушать (слайд 7). Производством продуктов питания занимается пищевая промышленность.
Работа по рядам:
А) Работники сельского хозяйства.
Подумайте и ответьте на вопросы: что бы вы предложили сделать для повышения урожайности, защищённости от вредителей и сорняков сельскохозяйственной продукции? Как увеличить прирост мяса, молока, яиц за более короткие сроки?
Б) Работники пищевой промышленности.
Подумайте и ответьте на вопросы: что бы вы могли предложить для переработки большого количества сельхозпродукции, улучшения вкуса и товарного вида конечного продукта? Как из меньшего количества исходного сырья сделать больше продуктовых товаров?
В) Хранители продуктов питания.
Подумайте и ответьте на вопрос: что бы вы могли предложить для сохранности сельскохозяйственной продукции и произведённых продуктов питания?
Беседа и обсуждение, просмотр слайда 8.
Постановка проблемы: как по-вашему, пищевая промышленность заботится о здоровье человека? А о чём она заботится?
Задание для учащихся: Что такое ксенобиотики и как они влияют на окружающую среду? Найдите определение в учебнике на с. 24 и прочитайте его. На сегодня опасными для человека считают примерно 22 тысячи химических соединений.
А если наша пища не содержит ксенобиотиков, то мы называем её … (экологически чистой).
Старейшина физиологов мира Иван Петрович Павлов говорил так: «Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то и высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина здесь, как всюду, лежит в середине: не увлекайся, но оказывай должное внимание».
Постановка проблемы: можно ли, исходя из того, как питается человек, судить о его здоровье?
Из примерно 6 млрд. людей, живущих на Земле, 2/3 питаются несбалансированно, т.е. с нарушением соотношений основных компонентов пищи, калорийности или с применением различных диет (слайд 9). Правильно ли это?
При адекватном питании (слайд 10) человеку нужно учитывать экологические условия, его трудовые затраты, темперамент и особенности пищеварительной системы.
У людей разных культур сложились свои традиции в приготовлении пищи. У русских есть поговорка: «Щи да каша – еда наша»
Расскажите, а что характерно в питании для народа Саха. (Предполагаемый ответ: в питании северных народов преобладают продукты животного происхождения (мясо, рыба, масло, молоко). Калорийность питания должна на 15% превышать калорийность питания людей в центральных регионах.) (Слайд 11.)
Оказывается, местные породы лошадей и коров сформировались на особенностях кормления аласной растительностью. Сухие, засыхающие на корню и идущие под снег в зелёном состоянии, осенние побеги, содержащие больше углеводов, создавали условия для жирномолочности, высокого качества мяса скота и лошадей. Углеводистые вещества накапливаются в теле животного в виде твёрдого, концентрированного жира, способного расходоваться в зимнее время очень медленно, экономно. Такой жир отличается хорошим вкусом и сытостью. Новыми для селян отраслями сельского хозяйства являются птицеводство, кролиководство и свиноводство. Также для народов Саха очень важны оленеводство, рыболовство, овощеводство и охота.
Таким образом, продолжительность и качество нашей жизни во многом зависит от того, чем мы питались в детстве и что едим сейчас. 90% людей в настоящее время являются субздоровыми, т.е. имеющими слабый иммунитет. Залогом здоровья является сбалансированное, разнообразное питание с минимальным содержанием в продуктах консервантов, красителей, заменителей и других ксенобиотиков.
Посмотрите, знакомая картина (слайд 12) ? Один человек за год производит около 300 кг мусора. Это преимущественно упаковочная тара от продуктов. Утилизация этого мусора требует определённого времени, а именно:
Упаковка пищевых продуктов разлагается за 50–200 лет, жестяные банки за 100 лет, полиэтиленовые пакеты – за 100–400 лет, пластиковые бутылки – 200–250 лет, пластмассовая тара – 250–400 лет, стеклянная тара – 1000 лет, кожура банана – 6 месяцев.
Итак, можно ли назвать потребность человечества в питании биосферным процессом?
Да, безусловно. Человечество является обязательным звеном в сплетении пищевых цепей биосферы. По мере развития человечества в рационе питания разных людей происходили изменения. Производство, переработка, хранение, распределение пищи, осуществляемые человечеством при удовлетворении потребности в питании, оказывают большое влияние на окружающую среду. Для поддержания здоровья человеку необходимо сбалансированное, адекватное питание, а пищевые продукты должны быть экологически чистыми. Упаковочная тара тоже должна быть сделана из натуральных материалов.
§3, закончить работу в тетради.