Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

Урок литературы в 8-м классе по теме: Сравнительный анализ трех версий одного сюжета (на примере отрывка из Повести временных лет, баллады А.С. Пушкина Песнь о вещем Олеге и песни В.С. Высоцкого Песня о вещем Олеге)

Добавлено: 2016.05.18
Просмотров: 427

Коблова Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы

Цели:

Задачи:

Уровневые цели:

1-й уровень – ученики знают содержание фрагмента “ПВЛ” “Смерть Олега от коня своего” и баллады А.С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”, могут определить стиль и авторскую позицию в каждом произведении.

2-й уровень – дополнительно к целям 1 уровня ученики могут охарактеризовать жанровые и художественные особенности летописи, баллады и песни и умеют находить эти особенности в конкретных текстах.

3-й уровень – дополнительно к целям 1 и 2 уровня ученики могут сравнить несколько версий одного сюжета и увидеть особенности его трактовки разными авторами, оформить результаты сравнения в виде таблицы, сделать творческий вывод по ней (домашнее задание).

Контроль учителя: фронтальный, индивидуальный.

Тип учебного занятия: обобщение знаний и способов деятельности.

Форма организации учебного процесса: семинар.

Оборудование: тексты: отрывок из “Повести временных лет”, баллада А.С.Пушкина “Песнь о вещем Олеге” и песня В.С. Высоцкого “Песня о вещем Олеге”, портреты, иллюстрации, магнитофон, аудиокассета.

Песня о Вещем Олеге

Как ныне сбирается Вещий Олег
Щиты прибивать на ворота,
Как вдруг подбегает к нему человек
И ну, шепелявить чего-то.
– Эх, князь,– говорит ни с того, ни с сего, –
А примешь ты смерть от коня своего!
Вот только собрался идти он на вы,
Отмщать неразумным хазарам,
Как вдруг набежали седые волхвы,
К тому же разя перегаром.
И говорят ни с того, ни с сего,
Что примет он смерть от коня своего.
Да кто вы такие, откуда взялись?
Дружина взялась за нагайки.
Напился, старик, так поди, похмелись,
И неча рассказывать байки.
И говорить ни с того, ни с сего,
Что примет он смерть от коня своего.
Ну в общем они не сносили голов:
Шутить не могите с князьями!
И долго дружина топтала волхвов
Своими гнедыми конями.
Ишь, говорят ни с того, ни с сего,
Что примет он смерть от коня своего.
А Вещий Олег свою линию гнул,
Да так, чтоб никто и не пикнул.
Он только однажды волхвов помянул
И то саркастически хмыкнул:
Ведь надо ж болтать ни с того, ни с сего,
Что примет он смерть от коня своего.
А вот он, мой конь, на века опочил,
Один только череп остался.
Олег преспокойно стопу возложил
И тут же, на месте, скончался.
Злая гадюка кусила его,
И принял он смерть от коня своего.
Каждый волхвов покарать норовит,
А нет бы прислушаться, правда!
Олег бы послушал – еще один щит
Прибил бы к вратам Цареграда.
Волхвы-то сказали с того и с сего,
Что примет он смерть от коня своего!

Владимир Высоцкий

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

– Существуют в мировой литературе такие сюжеты, к которым разные авторы в разные эпохи обращаются вновь и вновь. Так рождаются версии одного сюжета. Сегодня мы попробуем убедиться в том, что у летописного сюжета “Смерть Олега от коня своего” есть несколько версий, созданных в 19 и 20 веке. По ходу урока мы заполним сводную сравнительную таблицу этих версий.

Сравнительная таблица трех версий одного сюжета

Автор, произведение

Жанр, авторская установка

Образ Олега

Образ волхва

Нестор “ПВЛ”
А.С.Пушкин “Песнь о вещем Олеге”
В.С.Высоцкий “Песня о вещем Олеге”

Вывод:

II. Основная часть урока

– Сначала была летопись. Вспомним, что такое летопись, какие летописи нам известны, кто их авторы, что в древности представлял собой труд летописца.

Индивидуальное сообщение заранее подготовленного ученика по материалам статьи “Летопись” учебника литературы [2].

– Заполним в таблице графу, посвященную авторской установке летописца (летописец беспристрастно фиксирует факт, не высказывая личного отношения, поэтому в летописи нет эпитетов, оценочной и эмоционально окрашенной лексики). Коротко вспомним летописный сюжет, его героев, композицию, идею. (Ответы восьмиклассников.)

– Герои: Олег и волхвы (в летописи именно во множественном числе, нет конкретного образа волхва); композиция: 2 части, 1) предсказание и 2) его осуществление; идея– попытка князя перехитрить свою судьбу и невозможность этого сделать.
А что же А.С.Пушкина, жившего в XIX веке, привлекло в этой истории? Как и почему родилась “Песнь о вещем Олеге”? Об этом нам расскажут наши архивариусы.

Выступление группы заранее подготовленных ребят с сообщением об истории создания пушкинской баллады на летописный сюжет.

– В основе развития летописного сюжета лежит мотив роковой предопределенности. Для Пушкина это сокровенный мотив, т.к. было и в его жизни предсказание о гибели. Сделано оно было в середине ноября 1819 года (по другим данным, в 1819 году) знаменитой петербургской ворожеей Александрой Филипповной Кирхоф, приехавшей в Петербург в начале XIX века. Посетил ее и Пушкин, о чем рассказывал впоследствии примерно так:
Я зашел к ней шутки ради. Она взяла мою руку, рассмотрела линии ее, затем разложила карты и вскинула на меня свои глаза с острым взглядом. Потом заговорила: “Я должна вам сказать, что вы кончите жизнь не естественной смертью. Может быть, вы проживете долго, но на 37-м году жизни берегитесь белого человека, белой лошади и белой головы”.
Пушкина мучило это предсказание, он придавал ему большое значение. Именно это и сказалось на отборе материала для сюжета баллады и на всем ее построении. Поэт перерабатывал в объективном сюжете свое, субъективное. Стоит обратить внимание и на образ коня, который фигурирует и в летописи, и в предсказании, данном гадалкой Пушкину.
Увы, от судьбы уйти трудно, и 29 января по старому стилю (10 февраля по новому) 1837 года поэт умер после дуэли с белокурым Жоржем Дантесом. Пушкин погиб, как и было предопределено, от “белого жеребца”, “белой головы” и “белого человека” – все три понятия характеризуют поручика Кавалергардского Ея Величества полка, носившего в 1837 году белый мундир. (Информация скомпонована из двух источников [1, 3])
Взяв летописный сюжет, А.С.Пушкин создал балладу. Вспомним, что это за жанр.

Заранее подготовленная группа консультантов дает определение жанра баллады, его особенностей.

– Сюжет один, но по нему написаны два разных по жанру произведения. Обратимся к отдельным фрагментам, чтобы детально разобраться в сходствах и различиях баллады и летописи, и заполним сравнительную таблицу.

– Как показаны Олег и волхв в ПВЛ? (Олег в летописи – исторический деятель, нарисован отстраненно, в его описании преобладает четкость, указываются конкретные даты и временные сроки. Нет отдельного образа волхва, упоминается некая группа – волхвы. Волхв здесь символизирует голос судьбы, рока, не имеет личной индивидуальности.)

Чтение фрагментов, их анализ, выводы и записи в таблицу.

– Как показаны Олег и волхв в балладе А.С.Пушкина? Какая деталь, отсутствующая в летописи, введена поэтом в балладу?

Чтение и анализ следующих фрагментов:

– Итак, в летописном сюжете поэт увидел проекцию своих чувств, мыслей и, написав балладу, реализовал таким образом глубоко личные переживания.
В 1967 году еще один поэт по-своему изложил летописный сюжет об Олеге. Это Владимир Семенович Высоцкий. Сейчас мы прослушаем его “Песню о вещем Олеге”, но сначала ответьте, какая разница между жанрами ПЕСНЯ и ПЕСНЬ.

Учащиеся рассуждают, отвечают. Итог подводит группа консультантов по жанрам.

ПЕСНЬ – торжественное стихотворение возвышенного стиля сродни оде, гимну.

ПЕСНЯ –

1) произведение, предназначенное для исполнения под музыку;
2) по сравнению с песнью – более сниженное по стилю стихотворное произведение.

– Меняя в своем названии всего одну букву (по сравнению с пушкинским названием), Высоцкий дает читателю (слушателю) указание на изменение стиля и жанра т.е. авторской точки зрения на известный сюжет. В чем же она заключается?

Прослушивание песни В.С.Высоцкого “Песня о вещем Олеге”.

– Итак, обобщим услышанное. В чем особенности развития летописного сюжета у В.С. Высоцкого? Каков у него Олег и каков волхв? Прислушивается ли Олег к предсказанию волхва? Как с ним обходятся? Где мы слышим голос самого автора? Как он относится к своим героям и их поступкам? (В песне Высоцкого к предсказанию волхва князь не прислушивается, он ему изначально не верит, поэтому даже и не пытается перехитрить судьбу. Мало этого, за предсказание волхва физически наказывают, карают. Олег здесь является олицетворением жестокой физической силы, государственной власти, которая не терпит никакого инакомыслия. А волхв– юродивый, типичный “маленький” человек со своими слабостями и недостатками, который сделал неудачную попытку вступить с властью в диалог. За что и поплатился жизнью. Все это было очень актуально для Высоцкого, жившего в условиях жестокой государственной цензуры, во время полного обесценивания личности отдельного “маленького” человека. В последних строках песни слышится, как мораль, голос автора, который предлагает извлекать уроки из истории и призывает учиться на чужих ошибках. Автор здесь – морализатор, в отличие от лиричного Пушкина и беспристрастного Нестора.)

– Песню Высоцкого об Олеге можно отнести к “уличным”(“блатным”) песням, ее стиль намерено ироничен, снижен, в ней много разговорных, и даже грубых выражений. (Поиск и анализ примеров таких словоупотреблений.)

Заполнение таблицы

Автор, произведение

Жанр, авторская установка

Образ Олега

Образ волхва

Нестор “ПВЛ” Летопись; автор–беспристрастный фиксатор фактов Исторический деятель без личностных характеристик Волхвы (нет отдельного образа)– голос рока, судьбы
А.С.Пушкин “Песнь о вещем Олеге” Баллада; автор–сопереживающий героям поэт Тонко чувствующий герой со своими душевными привязанностями Пророк, поэт, яркая личность, равная князю
В.С.Высоцкий “Песня о вещем Олеге” Уличная (“блатная”) песня; автор – морализатор, голос совести Диктатор, олицетворение жестокого карающего государства Юродивый, беззащитный “маленький” человек

Вывод:

III. Выводы по уроку

Один и тот же сюжет использован разными авторами в разное время. Через стиль, жанр, детали каждый из них проявил свое индивидуальное прочтение известной истории, авторскую позицию, отобразил реалии своего времени.

IV. Домашнее задание

Написать вывод по таблице: каковы результаты сравнения, действительно ли это версии одного сюжета? Что в литературе важнее: факт или его подача, интерпретация?

Литература:

  1. Маймин Е.А.Пушкин. Жизнь и творчество.– М., 1982, c.66.
  2. Учебника литературы для 8 кл. под ред. Т.Ф.Курдюмовой – М. “Дрофа”, 2002, с. 32.
  3. Хлебников Г. Пророчество старой гадалки // Молодость Сибири № 5, 1997, с. 32.