Цели:
Задачи:
Уровневые цели:
1-й уровень – ученики знают содержание фрагмента “ПВЛ” “Смерть Олега от коня своего” и баллады А.С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”, могут определить стиль и авторскую позицию в каждом произведении.
2-й уровень – дополнительно к целям 1 уровня ученики могут охарактеризовать жанровые и художественные особенности летописи, баллады и песни и умеют находить эти особенности в конкретных текстах.
3-й уровень – дополнительно к целям 1 и 2 уровня ученики могут сравнить несколько версий одного сюжета и увидеть особенности его трактовки разными авторами, оформить результаты сравнения в виде таблицы, сделать творческий вывод по ней (домашнее задание).
Контроль учителя: фронтальный, индивидуальный.
Тип учебного занятия: обобщение знаний и способов деятельности.
Форма организации учебного процесса: семинар.
Оборудование: тексты: отрывок из “Повести временных лет”, баллада А.С.Пушкина “Песнь о вещем Олеге” и песня В.С. Высоцкого “Песня о вещем Олеге”, портреты, иллюстрации, магнитофон, аудиокассета.
Песня о Вещем Олеге
Как ныне сбирается Вещий Олег Щиты прибивать на ворота, Как вдруг подбегает к нему человек И ну, шепелявить чего-то. – Эх, князь,– говорит ни с того, ни с сего, – А примешь ты смерть от коня своего! Вот только собрался идти он на вы, Отмщать неразумным хазарам, Как вдруг набежали седые волхвы, К тому же разя перегаром. И говорят ни с того, ни с сего, Что примет он смерть от коня своего. Да кто вы такие, откуда взялись? Дружина взялась за нагайки. Напился, старик, так поди, похмелись, И неча рассказывать байки. И говорить ни с того, ни с сего, Что примет он смерть от коня своего. Ну в общем они не сносили голов: Шутить не могите с князьями! И долго дружина топтала волхвов Своими гнедыми конями. | Ишь, говорят ни с того, ни с сего, Что примет он смерть от коня своего. А Вещий Олег свою линию гнул, Да так, чтоб никто и не пикнул. Он только однажды волхвов помянул И то саркастически хмыкнул: Ведь надо ж болтать ни с того, ни с сего, Что примет он смерть от коня своего. А вот он, мой конь, на века опочил, Один только череп остался. Олег преспокойно стопу возложил И тут же, на месте, скончался. Злая гадюка кусила его, И принял он смерть от коня своего. Каждый волхвов покарать норовит, А нет бы прислушаться, правда! Олег бы послушал – еще один щит Прибил бы к вратам Цареграда. Волхвы-то сказали с того и с сего, Что примет он смерть от коня своего! Владимир Высоцкий |
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя
– Существуют в мировой литературе такие сюжеты, к которым разные авторы в разные эпохи обращаются вновь и вновь. Так рождаются версии одного сюжета. Сегодня мы попробуем убедиться в том, что у летописного сюжета “Смерть Олега от коня своего” есть несколько версий, созданных в 19 и 20 веке. По ходу урока мы заполним сводную сравнительную таблицу этих версий.
Сравнительная таблица трех версий одного сюжета
Автор, произведение | Жанр, авторская установка | Образ Олега | Образ волхва |
Нестор “ПВЛ” | |||
А.С.Пушкин “Песнь о вещем Олеге” | |||
В.С.Высоцкий “Песня о вещем Олеге” |
Вывод:
II. Основная часть урока
– Сначала была летопись. Вспомним, что такое летопись, какие летописи нам известны, кто их авторы, что в древности представлял собой труд летописца.
Индивидуальное сообщение заранее подготовленного ученика по материалам статьи “Летопись” учебника литературы [2].
– Заполним в таблице графу, посвященную авторской установке летописца (летописец беспристрастно фиксирует факт, не высказывая личного отношения, поэтому в летописи нет эпитетов, оценочной и эмоционально окрашенной лексики). Коротко вспомним летописный сюжет, его героев, композицию, идею. (Ответы восьмиклассников.)
– Герои: Олег и волхвы (в летописи именно во множественном числе, нет конкретного образа волхва); композиция: 2 части, 1) предсказание и 2) его осуществление; идея– попытка князя перехитрить свою судьбу и невозможность этого сделать.
А что же А.С.Пушкина, жившего в XIX веке, привлекло в этой истории? Как и почему родилась “Песнь о вещем Олеге”? Об этом нам расскажут наши архивариусы.
Выступление группы заранее подготовленных ребят с сообщением об истории создания пушкинской баллады на летописный сюжет.
– В основе развития летописного сюжета лежит мотив роковой предопределенности. Для Пушкина это сокровенный мотив, т.к. было и в его жизни предсказание о гибели. Сделано оно было в середине ноября 1819 года (по другим данным, в 1819 году) знаменитой петербургской ворожеей Александрой Филипповной Кирхоф, приехавшей в Петербург в начале XIX века. Посетил ее и Пушкин, о чем рассказывал впоследствии примерно так:
Я зашел к ней шутки ради. Она взяла мою руку, рассмотрела линии ее, затем разложила карты и вскинула на меня свои глаза с острым взглядом. Потом заговорила: “Я должна вам сказать, что вы кончите жизнь не естественной смертью. Может быть, вы проживете долго, но на 37-м году жизни берегитесь белого человека, белой лошади и белой головы”.
Пушкина мучило это предсказание, он придавал ему большое значение. Именно это и сказалось на отборе материала для сюжета баллады и на всем ее построении. Поэт перерабатывал в объективном сюжете свое, субъективное. Стоит обратить внимание и на образ коня, который фигурирует и в летописи, и в предсказании, данном гадалкой Пушкину.
Увы, от судьбы уйти трудно, и 29 января по старому стилю (10 февраля по новому) 1837 года поэт умер после дуэли с белокурым Жоржем Дантесом. Пушкин погиб, как и было предопределено, от “белого жеребца”, “белой головы” и “белого человека” – все три понятия характеризуют поручика Кавалергардского Ея Величества полка, носившего в 1837 году белый мундир. (Информация скомпонована из двух источников [1, 3])
Взяв летописный сюжет, А.С.Пушкин создал балладу. Вспомним, что это за жанр.
Заранее подготовленная группа консультантов дает определение жанра баллады, его особенностей.
– Сюжет один, но по нему написаны два разных по жанру произведения. Обратимся к отдельным фрагментам, чтобы детально разобраться в сходствах и различиях баллады и летописи, и заполним сравнительную таблицу.
– Как показаны Олег и волхв в ПВЛ? (Олег в летописи – исторический деятель, нарисован отстраненно, в его описании преобладает четкость, указываются конкретные даты и временные сроки. Нет отдельного образа волхва, упоминается некая группа – волхвы. Волхв здесь символизирует голос судьбы, рока, не имеет личной индивидуальности.)
Чтение фрагментов, их анализ, выводы и записи в таблицу.
– Как показаны Олег и волхв в балладе А.С.Пушкина? Какая деталь, отсутствующая в летописи, введена поэтом в балладу?
Чтение и анализ следующих фрагментов:
– Итак, в летописном сюжете поэт увидел проекцию своих чувств, мыслей и, написав балладу, реализовал таким образом глубоко личные переживания.
В 1967 году еще один поэт по-своему изложил летописный сюжет об Олеге. Это Владимир Семенович Высоцкий. Сейчас мы прослушаем его “Песню о вещем Олеге”, но сначала ответьте, какая разница между жанрами ПЕСНЯ и ПЕСНЬ.
Учащиеся рассуждают, отвечают. Итог подводит группа консультантов по жанрам.
ПЕСНЬ – торжественное стихотворение возвышенного стиля сродни оде, гимну.
ПЕСНЯ –
1) произведение, предназначенное для исполнения под музыку;
2) по сравнению с песнью – более сниженное по стилю стихотворное произведение.
– Меняя в своем названии всего одну букву (по сравнению с пушкинским названием), Высоцкий дает читателю (слушателю) указание на изменение стиля и жанра т.е. авторской точки зрения на известный сюжет. В чем же она заключается?
Прослушивание песни В.С.Высоцкого “Песня о вещем Олеге”.
– Итак, обобщим услышанное. В чем особенности развития летописного сюжета у В.С. Высоцкого? Каков у него Олег и каков волхв? Прислушивается ли Олег к предсказанию волхва? Как с ним обходятся? Где мы слышим голос самого автора? Как он относится к своим героям и их поступкам? (В песне Высоцкого к предсказанию волхва князь не прислушивается, он ему изначально не верит, поэтому даже и не пытается перехитрить судьбу. Мало этого, за предсказание волхва физически наказывают, карают. Олег здесь является олицетворением жестокой физической силы, государственной власти, которая не терпит никакого инакомыслия. А волхв– юродивый, типичный “маленький” человек со своими слабостями и недостатками, который сделал неудачную попытку вступить с властью в диалог. За что и поплатился жизнью. Все это было очень актуально для Высоцкого, жившего в условиях жестокой государственной цензуры, во время полного обесценивания личности отдельного “маленького” человека. В последних строках песни слышится, как мораль, голос автора, который предлагает извлекать уроки из истории и призывает учиться на чужих ошибках. Автор здесь – морализатор, в отличие от лиричного Пушкина и беспристрастного Нестора.)
– Песню Высоцкого об Олеге можно отнести к “уличным”(“блатным”) песням, ее стиль намерено ироничен, снижен, в ней много разговорных, и даже грубых выражений. (Поиск и анализ примеров таких словоупотреблений.)
Заполнение таблицы
Автор, произведение | Жанр, авторская установка | Образ Олега | Образ волхва |
Нестор “ПВЛ” | Летопись; автор–беспристрастный фиксатор фактов | Исторический деятель без личностных характеристик | Волхвы (нет отдельного образа)– голос рока, судьбы |
А.С.Пушкин “Песнь о вещем Олеге” | Баллада; автор–сопереживающий героям поэт | Тонко чувствующий герой со своими душевными привязанностями | Пророк, поэт, яркая личность, равная князю |
В.С.Высоцкий “Песня о вещем Олеге” | Уличная (“блатная”) песня; автор – морализатор, голос совести | Диктатор, олицетворение жестокого карающего государства | Юродивый, беззащитный “маленький” человек |
Вывод:
III. Выводы по уроку
Один и тот же сюжет использован разными авторами в разное время. Через стиль, жанр, детали каждый из них проявил свое индивидуальное прочтение известной истории, авторскую позицию, отобразил реалии своего времени.
IV. Домашнее задание
Написать вывод по таблице: каковы результаты сравнения, действительно ли это версии одного сюжета? Что в литературе важнее: факт или его подача, интерпретация?
Литература: