Класс: 6
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения урока: урок-игра
Цели урока: Формирование представление у учащихся о событиях истории Германии в X-XV веках и образовании Священной Римской империи
Задачи:
Образовательные:
Воспитывающие:
Развивающие:
Оборудование:
План урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем с вами изучать историю средних веков, просьба проверить все ли готово к нашему занятию! | Приветствуют учителя и подготавливаются к уроку |
Инструктаж правил игры “Хочу все знать” | Сегодня мы с вами окунемся в события X- XV веков истории Германии и Священной Римской империи благодаря увлекательной интеллектуальной игре “Хочу все знать”. У каждой игры есть свои правила, и наша игра не исключение. Правила игры таковы:
Прошу запомнить эти главные правила. И я вам желаю удачи. | Внимательно слушают и запоминают правила игры |
Проведение игры “Хочу все знать” (изучение нового материала) | На доске: записана тема “Германия и Священная Римская империя в X- XV века”, под ней схема игры (приложение 1, приложение 3 ) Итак, позвольте представить вам нашего игрока – средневекового монаха, который решил совершить путешествие по Германии X-XV веков с целью написания исторической хроники событий этого государства. (приложение 2) Таким образом, тема нашего сегодняшнего занятия “Германия и Священная Римская империя в X- XV века”. | Знакомятся с игроком, а также с временными рамками изучаемого нового материала.
Записывают тему |
Пункт № 1 “Замок феодала”. | Итак, мы начинаем игру. Перед нами первое препятствие “Замок феодала”. Чтобы нам пройти через замок его нужно отгадать пароль, который состоит из 5 цифр. Для этого мы должны правильно ответить на задание: “Утверждения” (цифровой диктант по теме “Реконкиста”) В тетради проставьте в столбик цифры от 1 до 5, напротив будите ставить свой ответ: если утверждение, которое вы прослушали, считает верным, то ставите напротив номера утверждения 1, если же неверно- 0 “Утверждения” В 1479 году под властью Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского произошло объединение двух королевств в единое – Португальское. У мавров в конце XIII века оставалась лишь одна область – Гранадский эмират. Слово “Кортесы” в переводе означает “королевский двор” Аутодафе – это сословно-представительское собрание в государствах Пиренейского полуострова. 120 тысяч евреев должны были покинуть Испанию после взятия Гранады Изабеллой Кастильской и Фердинандом Арагонским. Ответы: 0,1,1,0,1 | Слушают задание
Проставляют в столбик цифры от 1 до 5
Отвечают самостоятельно в тетрадях на задание
Вслух зачитывают свои ответы и комментируют, какое утверждение верно и неверно, объясняя причину их выбора.
|
Пункт № 2 “Договор” | Следующим испытанием стоит договор, в котором указана только одна дата, по которой вы должны определить, о каком событие идет речь. “Договор – 843 год…” Правильно, ребята, согласно этому же договору земли к востоку от реки Рейн были переданы внуку Карла Великого из династии Каролингов. Однако уже в 919 году на престол был приглашен влиятельными немецкими феодалами герцог Саксонии Генрих I Птицелов (919-936 гг). Новый немецкий король расширил территорию государства и укрепил свою власть. Успех сопутствовал и сыну Генриха – Оттону I (936-973 гг) | Слушают задание
Отвечают: В 843 году был подписан Верденский договор, по которому Франкская империя, основанная Карлом Великим, делилась между внуками Карла Великого на 3 части: Францию, Италию, Германию. |
Пункт № 3 “Книга” | Для того, чтобы наш игрок –Средневековый монах, продолжил свой путь необходимо узнать из хроник –“Книг” причину успешного правления Оттона I Поэтому нам необходимо узнать об этом из учебника на стр. 174-175 до “Борьба пап и императора” Итак, вопрос: “В чем успех правления Оттона I ?” Оценив, ответ учащихся, просим их записать в тетрадь дату основания Священной Римской империи | Слушают задание Читают Отвечают: Для борьбы с непокорными германскими герцогами он использовал церковь, сам назначал епископов и аббатов, в ответ священники должны были ему служить. Укрепив своё положение внутри страны, король обратился к идее восстановления Римской империи, и ему это удалось в 962 году – основана Священная Римская империя, в которую входили территории Германии и Северной Италии. Записывают: 962 год – создание Священная Римская империя, в которую входили территории Германии и Северной Италии. |
Пункт № 4 “Борьба властей” | 1. Влияние католической церкви ослабевало, власть же короля наоборот усиливалась, таким образом, происходила борьба папы римского и короля. Императоры не считались с мнением папы и сами назначали аббатов и епископов, которые получали от императоров земли, становясь их вассалами. Германские императоры вмешивались даже в выборы папы, сажая в Риме угодных им людей. Авторитет церкви и духовенства среди верующих падал. Положение дел в церкви вызывало беспокойство среди монахов монастыря Клюни в Бургундии ,прославившихся строгостью и аскетизмом. Клюнийцы считали, что церковь должна освободиться от власти светских правителей и подчинить себе императоров. В середине XI века прошла церковная реформа. Какова была ее основная цель? И каковы последствия реформы? 2. Ваша задача найти ответ на это вопрос, используя материал учебника на стр. 176-177(2-3 абзац стр. 176 и стр. 177) | 1. Слушают 2. Выполняют задание: Читают учебник (стр. 176-177), отвечают на вопрос: Главная цель реформы? И каковы последствия реформы? Отвечают: Церковную реформу осуществил клюнийский монах Хильдебранд, избранный в 1073 году папой под именем Григорий VII. Невысокий и невзрачный Григорий VII ставил главной целью реформы ликвидацию зависимости духовенства от светских феодалов и императора. Действия папы вызвали беспокойство германского императора Генриха IV (1056-1106) , увидев в них опасность для своей власти. В ответ на действия императора, папа римский отлучил его от церкви, объявил его лишенным королевства и освободил подданных Генриха от присяги верности. Генриху пришлось просить папу о мире. По этому договору император сохранил право влиять на выборы епископов и аббатов только на территории Германии, таким образом, договор ослабил власть императора по отношении к церковной. |
Пункт № 5 “2 Фридриха” | Наш игрок продолжает свой путь, узнав о возникновении Священной Римской империи, ему захотелось сохранить сведения о самом влиятельном из всех императоров X-XV веков- Фридрихе I (1152-1190) В 1158 году в страну с огромным войском вторгся хитрый и жестокий император Фридрих I Барборосса, созвав собрание крупных итальянских феодалов и представителей городов, он потребовал, чтобы суд, чеканка монеты и распределение земельных владений находилось только в руках императора, отменив самоуправление городов, жестоко расправлялся с теми, кто не подчинялся. В ответ жители Северной Италии образовали союз Ломбардскую лигу, которую поддерживал и папа римский. В 1176 году между городским ополчением и войсками императора произошло сражение. Отряды Фридриха Барбаросса были разбиты, поэтому императору пришлось признавать вольности городов и в знак покорности смиренно целовать туфли папы. Запись в тетрадь Внук Барбароссы Фридрих II (1212-1250) попытался вновь подчинить себе Италию. Чем закончилась его борьба? Чем завершились войны императора в Италии? (Стр. 179 учебника2-3 абзац сверху) | Слушают рассказ учителя
Записывают: 1158 год - Фридрих Барбаросса захватил Северную Италию, жители которой в ответ создали Ломбардскую лигу, которую поддерживал и папа римский. Читают и отвечают: В Италии Фридриху II принадлежал юг страны и большой богатый остров Сицилия. Все силы император направил на борьбу с итальянскими городами и римским папой, которого объявил главным врагом, в свою очередь, папа отлучил императора от христианской веры. Итальянские государства смогли сохранить свою независимость после смерти Фридриха II. |
Пункт № 6 “Натиск на Восток” | О внутренней политике Священной Римской империи наш средневековый монах получил большое количество информации. Теперь ему необходимо узнать о внешней политике. И вы в этом ему поможете. Для этого воспользуемся информацией учебника Стр. 179 – 180 1 абзац сверху) Ваша задача заполнить таблицу: “Натиск на Восток”
| Слушают задание
Читают материал Заполняют таблицу |
Пункт № 7 “Золотая булла” | Мы со средневековым монахом находимся на прямой к финишу, осталось последние испытание под названием “Золотая булла”. Борьба императоров и папства, войны в Италии, захват феодалами восточных земель ослабили центральную власть в Священной Римской. Германия оставалась раздробленной страной. Начиная с XIII века, император стал избираться наиболее влиятельными феодалами и епископами – курфюрстами. Они, не желая лишиться своей самостоятельности, старались выбирать императорами слабых герцогов. И в 1356 году была подписана “Золотая булла” Что предполагал под собой этот документ? Ответ вы найдете на стр. 181 (последний абзац) вашего учебника. | Слушают
Читают и отвечают на вопрос: “Золотая булла” - это грамота ,которая закрепила право выбора императора семерыми курфюрстами: 3 епископами и 4 герцогами и подтвердила, что крупные феодалы в своих владениях могут содержать собственную армию, вершить суд и чеканить монету. |
Подведение итогов | Наш игрок благополучно добрался до “Финиша” и следует подвести итог нашему с ним путешествию: Завершите хронику средневекового монаха о Германии в XI-XV веках. | Слушают Подводят итог: В X веке в результате завоевания германскими императорами Италии образовалась в 962 году Священная Римская империя. Ее правители владели значительными территориями, но их власть была слабой из-за борьбы с крупными герцогами и главой католической церкви. Таким образом, в Германии сохранилась феодальная раздробленность. |
Выставление оценок | Выставляет оценки в журнал и дневники | Дают дневники для выставления оценок |
Домашнее задание | Учебник Параграф 25 - выписать значение новых слов Используя материал параграфа и иллюстрации, дайте характеристику Фридриху Барбароссе как историческому деятелю | Записывают домашнее задание |