В России на ближайшие 50 лет приоритетным направлением становится развитие наукоемких и высокотехнологических производств, поэтому возникает потребность привлечения в сферу науки, техники и производства большого числа работников, которые должны обладать хорошо развитыми пространственными представлениями. Учитывая, что около 80% выпускников школ начинают свою трудовую деятельность в различных сферах производств, технического сервисного обслуживания, возрастает роль предметов “Черчение” и “Стереометрия” как общеобразовательных предметов, так как они развивают и систематизируют пространственные представления школьников в процессе изучения трехмерных объектов и получения графических знаний о методах и правилах отображения информации.
Наметился и активно разрабатывается информационный подход, сущность которого состоит в том, что графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию. Поиск и обоснование интегративных связей черчения с другими предметами вызвали к жизни появление данного интегрированного курса, в котором реализуется связь черчения с математикой, а акцент переносится на геометрическую сущность изображений и математическое обоснование построений.
В школьном курсе стереометрия и черчение рассматриваются как две отдельные дисциплины, и наверно было бы очень эффективно показать учащимся непрерывную связь этих двух дисциплин. Данный спецкурс реализует взаимосвязь между предметами черчение и стереометрия.
Основная идея, положенная в основу программы, является проведение интегрированных занятий.
Подобных традиционных, адаптированных и авторских программ нет.
Данная программа направлена на то, чтобы раскрыть творческие способности школьника, активизировать его потенциальные, продуктивные силы и дать возможность выбора пути самореализации в обществе как личности.
Предлагаемый в программе курс основан на изучении:
Программой предусмотрено выполнение упражнений, графических и практических работ по изображению плоских и пространственных фигур, а также моделирование пространственных фигур с заданными условиями.
Целью спецкурса “Параллельное проецирование” является приобретение практического опыта в изображении плоских и пространственных фигур на чертежах геометрических задач методами проекционного черчения.
Цель конкретизируется в следующих основных задачах:
В основу программы легли отдельные темы курсов стереометрии и черчения. Выбранные темы являются основополагающими при построении чертежей для решения задач по стереометрии и в проекционном черчении, и наиболее часто встречающиеся в практической деятельности.
В научно-методической литературе поддерживается идея проведения интегрированных уроков, но на наш взгляд было бы эффективней проводить именно спецкурс, так как в этом случае будут проведены не отдельные уроки, а комплекс занятий, что благоприятно скажется на всей системе обучения.
Спецкурс рассчитан на 22 часа. Занятия проводятся по 2 часа в неделю. На занятиях применяются коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.
Краткая структура спецкурса
Наименование разделов и поурочных тем | Количество часов |
1. Основные понятия стереометрии. Аксиомы стереометрии и их следствия (способы задания плоскостей). | 1 |
2. Определение параллельного проецирования. Демонстрация параллельного проецирования | 1 |
3. Свойства параллельного проецирования. | 3 |
4. Изображение плоских фигур. | 5 |
5. Изображение пространственных фигур. | 6 |
6. Построение разверток и моделей пространственных фигур, с заданными условиями. | 6 |
Итого: | 22 |
Литература, использованная при составлении программы
Приложение 1 Программа интегрированного спецкурса “Параллельное проецирование”