Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание МХК и ИЗО

Использование знаний об отношениях и пропорциях на уроке изобразительного искусства при работе над композицией Зимний пейзаж

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 330

Ахметжанова Надия Хаммятовна, учитель математики Шабатура Наталия Васильевна, учитель изобразительного искусства

ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся в новых условиях.

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: привлечение знаний из других областей наук, реальной жизни и искусства.
  2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: развитие воображения и фантазии, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
  3. РАЗВИВАЮЩИЕ: освоение многообразия форм включения детей в процесс творчества, развитие умения применять знания в нестандартных ситуациях, развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать; развитие абстрактного и наглядно-образного мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ):

  1. Запись на доске: тема урока.
  2. Репродукции картин: Е.Волкова “В лесу. По весне”, И.Шишкина “Сосновый бор”, И.Левитана “Вечерний звон”.
  3. Композиционная сетка.
  4. Карточки дифференцированных заданий.
  5. Карточки с образцами заданий и правильными ответами для независимых экспертов.
  6. На рабочем столе учащихся: цветная бумага, карандаш, гуашь, кисти.

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организационный этап.
  2. Сообщение темы урока и постановка целей.
  3. Этап всесторонней проверки знаний.
  4. Этап усвоения новых знаний, умений и навыков.
  5. Подведение итогов урока.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:

  1. Устный и изобразительный.
  2. Фронтальный, групповой, индивидуальный.
  3. Итоговый контроль.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап: взаимное приветствие учителя и учащихся, визуальный контроль готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока, плана урока и постановка целей.

3. Фронтальный опрос по теме “Отношения и пропорции”:

а. Что называют отношением двух чисел?

б. Как можно записать отношение?

в. Что показывает отношение?

г. Отрезок разделили на 8 равных частей. Какую долю всего отрезка составляет каждая часть? 3 части? Пять частей?

д. Что такое пропорция?

е. Привести примеры отношений и пропорций.

4. Историческая справка.

Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно не важно, какой формат имеет картина – горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 от соответствующих краев плоскости. Данное открытие у художников того времени получило название “золотое сечение” картины. Формулировка правила “золотого сечения”, обозначающего гармонию в изобразительном искусстве, была введена Леонардо да Винчи. (Смотри Приложение 1).

5. На знаменитой картине Ивана Шишкина “Сосновый бор” ярко освещенная солнцем сосна делит длину картины по “золотому сечению” по вертикали. На переднем плане, залитая солнцем поляна делит правую часть картины по “золотому сечению” по горизонтали. (Смотри Приложение 2).

6. Групповые работы.

1 группа. На картине Е.Волкова “В лесу. По весне” найти и показать объект, расположенный по закону “золотого сечения” по вертикали. (Смотри Приложение 3).

2 группа. На картине Е.Волкова “В лесу. По весне” найти и показать объект, расположенный по закону “золотого сечения” по горизонтали. (Смотри Приложение 3).

3 группа. На картине И.Левитана “Вечерний звон” найти и показать объект, расположенный по закону “золотого сечения” по вертикали. (Смотри Приложение 4).

4 группа. На картине И.Левитана “Вечерний звон” найти и показать объект, расположенный по закону “золотого сечения” по горизонтали. (Смотри Приложение 4).

5 группа. Как разделить отрезок на 8 равных частей, не используя линейку?

7. В нашу задачу входит нахождение точек, отвечающих основным правилам композиции. Положив лист вертикально, проведем простым карандашом линии, расположенные на расстоянии 3/8 от каждого края листа. Получили композиционную сетку будущего рисунка. Важные элементы рисунка лучше всего располагать на этих точках.

8. Творческая часть. Не делая предварительного рисунка карандашом, выполняем работу красками: белой, серебряной и черной. Землю располагаем в нижней трети листа, учитывая, что следует избегать прямых линий. Предметы кажутся находящимися тем дальше, чем менее четко они различаются глазом. Нужно изменить цвет в перспективе: он создаст особое пространство и простор.

Главное в картине должно выделяться цветом, именно на нем сосредотачивается наше внимание. В композиционном центре нарисуем дерево. Такое расположение соответствует закону “золотого сечения”.

Для изображения зимнего пейзажа на деревьях, кустах и других предметах рисуем снег.

9. Итог урока.

  1. В чем заключается закон “золотого сечения”?
  2. Кто ввел формулировку правила “золотого сечения”?
  3. Соответствуют ли нарисованные вами пейзажи закону “золотого сечения”?

Оценки учащихся.

(Рисунки учеников прилагаются в файлах: Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8, Приложение 9)