Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание русского языка

Урок русского языка в 6-м классе на тему: Подготовка к сочинению-описанию Природа зимой

Добавлено: 2015.11.07
Просмотров: 500

Купоросова Ольга Владимировна, замдиректора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы

Тип урока: развитие речи.

Цели урока:

  1. Дать понятие о пейзажной зарисовке;
  2. закрепить и углубить навыки работы над сочинением-описанием;
  3. познакомить и вызвать интерес у учащихся к творчеству композитора Вивальди и художников: Коровина, Шишкина, Грабаря.

Оборудование:

  1. на доске репродукции картин русских художников с изображением зимы Коровина, Шишкина, Грабаря;

  2. музыка Вивальди «Времена года»;

  3. высказывание К.Паустовского записано на доске: «Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чём он пишет, то самые простые и порой стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать».

  4. на столах у учащихся лежат иллюстрации картины Грабаря «Февральская лазурь».

  5. карточки для учащихся, которые содержат высказывание И. Грабаря: «Вся природа праздновала какой-то праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». На карточках имеется отрывок из романа И.Шмелёва «Лето Господне»: «Красота-то какая! Первая звезда, а вон другая… Звёзд всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе мерзлость, через неё-то звёзды больше, разными огнями блещут, – голубой хрусталь, и синий, и зелёный, - в стрелках.
    … Калитку тронешь, – так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы.
    … А воздух – синий, серебрится пылью, дымный, звёздный. Сады дымятся. Берёзы – белые видения…»

  6. на столах у учеников находятся «Толковые словари русского языка» Д.И.Ожегова.

  7. запись на доске:

    «Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит».

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Учитель: Дорогие ребята! На дворе прекрасная погода, и наш сегодняшний урок хочется посвятить самому сказочному времени года – зиме. Откройте тетради для творческих работ, именно в них нам предстоит сегодня поработать. Запишите сегодняшнее число, классную работу, оставьте место для темы. А начнём мы наш урок с небольшого словарного диктанта. Учащиеся в тетрадях для творческих работ записывают число и классную работу.
2. Задание: объясните орфограммы. Словарный диктант: природа, пейзаж, повествование, описание, рассуждение, сочинение, устное рисование.
Вопросы учителя:
Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.
а) Какие слова вызвали затруднение? Давайте обратимся к толковому словарю Д.И.Ожегова и найдём их значение. Учащиеся работают со словарями и находят значения слов:
Природа –
всё существующее во вселенной: органический и неорганический мир.
Рисование
– изображение природы на плоскости.
Устный
– произносимый, не письменный.
Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.
б) Какие слова можно объединить одной темой, назвать одним термином? Ответ учащихся: повествование, описание, рассуждение – типы речи.
в) Какой тип речи называется повествованием, рассуждением? Повествование – тип речи, в котором обычно говорят о действиях и событиях.
Рассуждение – тип речи, в котором излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь.
г) Что такое описание? Что может быть объектом описания? Ответ учащихся: Описание – перечень одновременных или постоянных признаков предмета, явления. Объектом описания может быть природа, человек, животное, предмет, помещение, архитектурные сооружения, памятники.
д) По какому плану строится описание? Ответ учащихся:
1. Даётся общее представление описываемого;
2. Описание деталей, частей;
3. Отношение автора к тому, что он описывает.
3. Учитель: Описание природы. Вот об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашего урока «Пейзажная зарисовка». Учащиеся записывают тему урока в тетради.
Вопрос учителя: Как вы поняли значение словосочетания «пейзажная зарисовка»? Правильно ли мы с вами говорим? Учащиеся находят по словарю и зачитывают: «Зарисовка – сделать рисунок чего-нибудь, запечатлеть рисунком».
4. Учитель зачитывает строки, написанные на доске:

«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит».

Вопросы учителя:

а) Знакомы ли вам эти строки? Кто их автор?
Автор строк А.С.Пушкин.
б) Определите, каково отношение поэта к зимнему пейзажу? Какие слова передают это отношение? Учащиеся работают с текстом, находят в нём и зачитывают тропы, высказывают своё мнение, делают предположения.
в) Какие выразительные средства языка использует поэт?
г) Что позволяет нам увидеть и представить себе то, о чём пишет поэт?
5. Учитель: В каждом времени года есть своё очарование, поэты и художники не могли не заметить, как удивительна зима. Русские художники не раз признавались в любви зиме. Вашим домашним заданием было: подобрать отрывки из художественных произведений о зиме, иллюстрации картин зимы, написанные русскими художниками.
6. Учитель: Перед вами репродукция картины Игоря Грабаря «Февральская лазурь». Рассмотрите её. Вопросы:
а) Нравится ли она вам? Какие ощущения, какое настроение создаёт этот пейзаж?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
б) Что поразило художника в зимнем пейзаже? Как он это изобразил?
7. Учитель: (зачитывает высказывание, написанное на доске) Вот как сам автор передал своё восхищение красотой февральского дня: «Вся природа праздновала какой-то праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».Вопросы:
а) Найдём по словарю значение цветов.
Ответы учащихся:
Лазоревое – светло-синее;
жемчужные – белые;
коралловые – светло-красные, розовые;
сапфировые – синие, голубые.
б) Что объединяет картины зимы в стихотворении А.Пушкина и в пейзаже Грабаря?

8. Учитель: Прослушайте фрагмент из цикла концертов итальянского композитора Вивальди «Времена года». (Звучит отрывок «Зима».) Так композитор с помощью звуков передал своё восприятие зимнего пейзажа.
Вопрос:
Какие чувства вызывает у вас музыка? Какую картину рисует ваше воображение?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

9. Учитель: Обратимся вновь к теме сегодняшнего урока.
а) Как вы поняли значение словосочетания «пейзажная зарисовка»?

Ответы учащихся:
Пейзажная зарисовка – изображение природы в живописи, в музыке, в литературе.
б) Что общего вы можете заметить в пейзажных зарисовках в разных видах искусства? Что их объединяет? Ответы учащихся:
Поэты, художники, композиторы изображают природу такой, какой её видят, стремятся передать то, что привлекло, взволновало.

10. К.Г.Паустовский писал: «Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чём он пишет, то самые простые и порой стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать». Так что же видит за словами писатель? Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из романа И.С.Шмелёва «Лето Господне».

Один ученик выразительно зачитывает отрывок:
«Красота-то какая! Первая звезда, а вон другая… Звёзд всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе мерзлость, через неё-то звёзды больше, разными огнями блещут, – голубой хрусталь, и синий, и зелёный, – в стрелках.
… Калитку тронешь, – так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы.
… А воздух – синий, серебрится пылью, дымный, звёздный. Сады дымятся. Берёзы – белые видения…»
11. Вопросы учителя:
а) Что в центре внимания писателя?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
б) Обратите внимание на описание звёзд. Какие слова, выражения показались вам наиболее яркими?
в) Какие эпитеты подбирает автор к слову «воздух»? Почему? Ответы учащихся:
Синий – отсвета звёзд на синем небе;
Звёздный – от снега, который искрится;
Дымный – еле различимый в снежной дымке.
г) Какое необычное сравнение встретилось вам в последней части? Как вы его понимаете? Ответы учащихся:
Берёзы – белые видения – сливаются с сугробами и кажутся отдалёнными.
12. Учитель: Мы проанализировали несколько пейзажей и пейзажных зарисовок. Очень хочется, чтобы и мы с вами научились так же красиво «рисовать» словами, создавать пейзажные зарисовки. Обратимся к порядку работы над сочинением ( план записан на доске):
  1. Подумайте, что вы хотите нарисовать словами?
  2. Какова будет главная мысль вашей зарисовки? Какие чувства вы хотите вызвать у читателя?
  3. Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?

13. Обобщение: Что нового вы узнали на уроке? Где вам может пригодиться умение описывать природу?

Учащиеся делают выводы об изученном материале.
14. Домашнее задание: Напишите маленькое сочинение-описание на темы:
«Падающая снежинка», «Тихо в лесу», «Морозный вечер», «Морозные узоры на моём окне», «Деревья в снегу», «Аллея в зимнем парке».
Учащиеся записывают домашнее задание.