Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

Память прошлого в рассказе В.П. Астафьева Конь с розовой гривой

Добавлено: 2015.11.04
Просмотров: 264

Сорокина Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы

Цели урока: развитие навыков работы с текстом, постановка нравственных вопросов: честность, трудолюбие, долг; попытка вызвать у учеников отклик на эти вопросы.

Методические приемы: беседа по вопросам, пересказ эпизодов, чтение эпизодов текста по ролям; работа в группах; выборочное чтение.

Оборудование: портрет писателя, книжная выставка “Уроки правды” (посвященная творчеству В.П. Астафьева).

Ход урока

Вступительное слово учителя

Дорогие ребята, вам очень повезло. Повезло в том, что на уроках литературы у вас есть возможность познакомиться с творчеством замечательного писателя – В.П.Астафьева.

Знакомство с книжной выставкой:

Слово учителя:

В маленьком рассказе “Стрижонок Скрип” В.П.Астафьева говорится о том, как стрижиха принесла своему птенцу в клюве дождевую каплю: “Какая это была вкусная капля! Стрижонок проглотил ее и пожалел, говорит, что капля маленькая.”

По сравнению со всем, что написал В.П.Астафьев, произведение “Конь с розовой гривой” тоже всего лишь капля, и, прочитав его, вы, может быть, пожалеете, что оно такое маленькое.

Но тема, поднятая во многих рассказах Астафьева, - тема взросления, становления личности человека – большая и многогранная. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает его старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе “Конь с розовой гривой”, как раз из таких.

4. Проверка домашнего задания.

- Ребята, дома вы прочитали рассказ, и я предложила вам выразить свое впечатление о прочитанном через ваше творчество (рисунки, стихи, сочинения-миниатюры и т.д.). Что у вас получилось? (дети представляют свои работы)

- Спасибо, мне было очень интересно услышать ваше мнение, я его очень ценю.

5. Беседа по вопросам.

- Посмотрите, пожалуйста, на тему нашего сегодняшнего урока и скажите, как вы понимаете выражение “память прошлого”? (ученики высказывают свое мнение).

- Важна ли для человека память прошлого? Зачем она нужна?

Давайте проанализируем произведение и попытаемся понять, почему память возвращает писателя к этой истории.

- Ребята, вспомните элементы композиционного плана произведения (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

- Что является завязкой рассказа?

(Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему “пряник конем” )

- Получил ли мальчик долгожданный пряник?

(Да, получил)

- Казалось бы, история имеет счастливое завершение, но почему через много лет, после многих событий, автор пишет: “А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой”?

- В каком случае бабушка обещала купить внуку пряник? (если он нарвет землянику)

- Как в рассказе об этом говорит автор? (чтобы “трудом своим заработать пряник”)

- Обратите внимание на выражение “трудом своим”. Мы привыкли говорить “своим трудом”. Этот прием называется инверсия. Запишите в тетрадь определение этого понятия:

Инверсия – необычный порядок слов, благодаря которому автор достигает особой выразительности.

Слово “труд” важно для мальчика, он понимает, что даром ничего не дается.

6. Работа в группах.

Прочтите эпизод сбора ягод. Отметьте в предложенной таблице действия героев рассказа.

1 группа

Поведение главного героя

2 группа

Поведение Левонтьевых

Старательно, стал собирать ягоды скорее и т.д. Бросали, барахтались, плакали, дразнились, напластали, побросали и т.д.

- Как относятся к труду герои рассказа? Как вы думаете, для чего противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод?

- Как герой оказался в зависимости от Саньки?

(Санька поддразнивает героя: “Бабушки Петровны испугался! Эх, ты”, “Скажи уж лучше - боишься ее, и еще и жадный!” Герой идет на поводу у Саньки “А хочешь, все ягоды съем?”)

- Давайте прочитаем по ролям диалог Саньки и главного героя.

- Сразу герой отказался от того, чему его учила бабушка?

(Нет, в нем идет борьба: покаялся, хорохорился я, гаснущим голосом, напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой) .

- Расскажите о том, как развлекались ребята? (Пересказ эпизода)

- Как герои относятся к своим поступкам?

- Что кроме страха перед бабушкой мучит мальчика? Давайте проследим, о чем он размышляет?

- Прочитайте выразительно описание рыбалки и летнего дня, второго дня после проступка. Подумайте, почему В.П.Астафьев так подробно описывает в рассказе этот летний ясный день?

(Он внутренне готовится к встрече с бабушкой, его мучит стыд. Природа, красота и гармония летнего дня поступку героя, которому не хватило мужества не пойти на поводу у друзей).

- Какова развязка истории?

- Какой момент описываемого дня был для него самым тяжелым? (Чтение эпизодов)

- Кто из близких людей помогает мальчику выйти из такого трудного положения? Какой совет был дан герою?

(Дедушка помогает выйти из невыносимого положения: “Попроси прощения…”)

- Почему бабушка все-таки купила пряник обманувшему ее внуку?

(Бабушка видела, что он мучится и раскаивается в своих поступках, она простила внуку и повлияла на душу ребенка. Вот почему и пишет через много лет автор: “А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой”

- Какой урок, как вы думаете, извлек герой из этой истории?

- А какой жизненный урок получили вы после знакомства с произведением?

7. Выявление отношения обучающихся к уроку.

Обведите на листе бумаги свою ладонь и запишите

8. Заключительное слово учителя.

Конь с розовой гривой в рассказе В.П.Астафьева - всего лишь пряник, который является символом детства и урока, преподнесенного жизнью. Я надеюсь, что рассказ оставит след в вашем сердце, пробудит память прошлого и поможет оценить ваши поступки.

6. Оценки за урок.

7. Домашнее задание: сочинение-миниатюра “Поступок, за который мне стыдно”