Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

Литература Древней Руси. Программа элективного курса

Добавлено: 2015.09.29
Просмотров: 304

Перминова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Важным звеном литературного образования в средней школе является раздел “Древнерусская литература”. Актуальность изучения этой темы видится не только в развитии общеучебных и предметных умений, навыков, но и в формировании у учащихся гражданской позиции, воспитании чувства патриотизма, качеств высоконравственной личности: терпимости, преданности, честности, бескорыстия. Этому способствуют древнерусские тексты, которые возвышаются до понимания общенациональных проблем во всех областях жизни, в том числе, и в области нравственной. Летописцы, анонимные авторы, писатели ратуют за утверждение морали, заключающейся в величии и чести личности, служении на благо Отечества. В связи с этим элективный курс литературы Древней Руси представляется значимым.

На уроках учащиеся знакомятся с истоками литературы, ее христианско-православными корнями, пытаются представить картину мира такой, какой ее видел человек Древней Руси, уясняют назидательный характер произведений, учатся видеть единство патриотического и гуманистического пафоса древнерусской литературы. Таким образом, цель курса заключается в формировании нравственных основ личности средствами древнерусской литературы.

Достижение поставленной цели возможно при выполнении следующих задач:

Для курса характерны следующие особенности:

Требования к уровню освоения курса

Учащиеся должны уметь:

Программа предусматривает знакомство с произведениями древнерусской литературы в 9 классе, она рассчитана на 17 часов.

Компоненты содержания курса

Изучение произведений связано с освоением разных жанров: жития, повести, поучения, летописи, слова. Материал расположен по принципу усложнения: от текстов, которые построены на контрасте добра и зла, добродетелей и пороков до произведений, ставящих острые социальные, политические и морально-этические вопросы.

Привлекают внимание учащихся, вызывают интерес задания творческого характера (составить киносценарий или словесный портрет святого, нарисовать обложку к произведению), игры, викторины, чтение древнерусского текста в оригинале, прослушивание музыкальной записи (А.П. Бородин “Князь Игорь”).

Изучение нового материала проводится в форме лекции (“Слово о полку Игореве”, “Повесть временных лет”), комментированного чтения (“Киево-Печерский патерик”, “Житие протопопа Аввакума”), исследовательского задания, позволяющего сравнить композицию древнерусского текста с летописью (“Слово о полку Игореве” и Ипатьевская летопись), поисковой задачи, которая помогает определить принадлежность произведения к какому-либо жанру и выявить примеры нескольких жанров в одном произведении (Повесть о Петре и Февронии Муромских”, “Слово о полку Игореве”), беседы о духовном мире человека (“Киево-Печерский патерик”).

Весьма разнообразными могут быть приемы тренировочных работ. Учащиеся получают исследовательские задания (“Фольклорная основа произведения”: “Слово о полку Игореве”, “Повесть о Петре и Февронии Муромских”); дают характеристику герою, пытаясь анализировать его поступки; создают стилизованный текст, обращенный к современникам, в жанре слова или поучения. Ребята составляют цитатную характеристику, план текста, рассказ о герое, включая оценку произведения (“Нравственный выбор Игоря”), выполняют иллюстрированные работы.

Закреплять знания, развивать умения и навыки учащихся помогают занятия по теме “Изобразительно-выразительные средства в создании художественного образа древнерусской литературы”. Эти занятия нацелены на запоминание терминов, совершенствование литературоведческого и лингвистического анализа текста. Ребята учатся находить эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы, параллелизмы, ассонанс, аллитерацию и объяснить их роль в создании образа героя, цветовых и звуковых образов; выделять пейзажные зарисовки, устанавливая их место в сюжете и композиции произведения. Задания предполагают включение элементов лингвистического анализа: умение определять тему и идею текста, жанрово-стилистическую принадлежность, находить стилистические средства языка: лексические, морфологические, лингвистические.

Тренировочные задания проводятся в форме защиты творческих работ (“Насколько поучительно “Сказание о Борисе и Глебе”?, “Можно ли считать полезными советы Владимира Мономаха в наше время?”, “Чем интересно “Слово о полку Игореве” современному читателю?”, “Нравственная программа Владимира Мономаха”, “Золотое

слово” Святослава – нравственная оценка поступков князей”), письменной практической работы (составление терминологической и исторической справки, словесно-схематического изображения прочитанного, создание текста в художественном, разговорном и публицистическом стиле), проверочной работы (“Каким было и что дало монашеское подвижничество Древней Руси?”, “Красота женской души в “Житие протопопа Аввакума”), устной практической работы (“Сравнить образ Олега в “Повести временных лет с пушкинской “Песней о вещем Олеге”), беседы, которая помогает осознать роль древнерусского произведения в возвеличивании образа Родины, в прославлении моральной красоты русского человека, способного возвысить свой дух и победить зло.

Контроль за усвоением материала проводится в форме игры (“Слово о полку Игореве”, “Повесть временных лет”), защиты рефератов (“Слово о полку Игореве”, “Повесть временных лет”), теста (“Повесть о Петре и Февронии Муромских”), сочинения (“Нравственные идеалы древнерусской литературы”, “Древнерусский князь в произведении”), конкурсного чтения отрывков. Итогом работы является интегрированное занятие по теме “Древняя Русь времен “Слова о полку Игореве”, которое способствует расширению кругозора учащихся, развитию их познавательных интересов и воспитанию нравственных качеств.

Примерное планирование элективного курса
“Литература Древней Руси”

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учителя и учащихся

1 “Сказание о Борисе и Глебе” 2 Беседа, комментированное чтение, составление родословной таблицы, практическая работа, проверочная работа.
2 “Житие протопопа Аввакума” 2 Рассказ учителя, лекция, беседа, письменная работа, комментированное чтение.
3 “Киево-Печерский патерик” 2 Комментированное чтение, индивидуальные сообщения.
4 Епифаний Премудрый

“Житие Сергия Радонежского”

2 Эвристическая беседа, сравнительный анализ эпизодов, исследовательская работа, творческая работа.
5 Ермолай-Еразм “Повесть о Петре и Февронии Муромских” 2 Лекция, эвристическая беседа, исследовательское задание, творческое задание, письменная работа, составление плана.
6 “Повесть временных лет”,

“Поучение Владимира Мономаха”

2 Лекция, комментированное чтение, сравнительный анализ, практическая работа, заполнение таблицы, письменный рассказ учащихся.
7 “Слово о полку Игореве” 5 Лекция, разработка исследовательского задания, защита творческого задания, практическая работа аналитического характера, творческая работа, решение поисковой задачи, составление терминологической и исторической справки, составление цитатной характеристики, работа с изобразительно-выразительными средствами языка, составление плана.

Содержание программы

Тема 1. “Сказание о Борисе и Глебе”

Отсутствие традиционной композиционной схемы. Обилие монологов. Религиозная фантастика. Политическая злободневность. Благочестивые размышления – средство раскрытия внутреннего мира героев. Обобщенная характеристика внешности.

Теория. Антитеза.

Тема 2. “Житие протопопа Аввакума”

Признаки агиографической литературы. Новаторство произведения. Лирические, публицистические отступления. Особенности стиля, языка. Идея равенства всех людей. Образ стойкого, мужественного, чуткого человека как пример высокой нравственности.

Теория. Жанр жития. Эпитеты. Олицетворения. Аллитерация. Ассонанс.

Тема 3. “Киево-Печерский патерик”

Религиозная фантастика. Нравственные основы монашеского подвижничества. Символ единства Русской земли.

Теория. Олицетворение.

Тема 4. Епифаний Премудрый “Житие Сергия Радонежского”

Историческая реальность. Литературные традиции. Особенности пейзажа. Нравственный идеал.

Теория. Композиция произведения. Жанр жития.

Тема 5. Ермолай-Еразм “Повесть о Петре и Февронии Муромских”

Особенности стиля. Фольклорная основа повести. Тема социального неравенства. Прославление силы и красоты женской любви. Нравственные качества героев. Детали княжеского и крестьянского быта. Ореол святости в произведении.

Теория. Композиция. Жанры древнерусской литературы. Изобразительно-выразительные средства языка произведения.

Тема 6. “Повесть временных лет”, “Поучение Владимира Мономаха”

Признаки агиографической литературы.

Историко-документальный стиль. Связь с фольклором, народным эпосом. Особенности языка. Патриотическая идея произведения. Отражение социальных и нравственных вопросов своего времени. Князь – пример высокой нравственности.

Теория. Жанры древнерусской литературы. Портрет литературного героя. Публицистический стиль.

Тема 7. “Слово о полку Игореве”

Историческая основа произведения. Лирическая взволнованность, публицистическая стройность, широта исторического мышления, высокая художественность. Образы – символы. Жанровые особенности. Богатство лексики. Фольклорная основа, народная поэтическая традиция в произведении. Нравственные качества героев.

Теория. Композиция. Жанры древнерусской литературы. Изобразительно-выразительные средства языка.

Методы, приемы и формы обучения

В современной методике преподавания литературы принято говорить о таких методах как метод творческого восприятия (творческого чтения), анализирующе-интерпретирующий (эвристический, исследовательский), синтезирующий. Все эти методы находят своё применение на занятиях изучения древнерусской литературы.

Метод творческого восприятия способствует сильному и длительному художественному впечатлению. Проявляется в следующих приемах: комментированном чтении, беседе, направляющей внимание на художественные особенности произведения, постановке художественной, нравственной проблемы. Организовать творческое восприятие помогают такие формы, как работа с книгой, беседа. В процессе деятельности у учащихся развивается наблюдательность, умение видеть и слышать явления жизни, умение передать впечатления.

Эвристический метод способствует более глубокому проникновению в литературное произведение. Проявляется через приём обучения анализу текста, постановку системы вопросов, самостоятельный поиск учащимися проблемы для анализа, попытку ответить на вопросы.

Эвристический метод используется на тренировочном этапе, поэтому наиболее распространенной является форма практической работы, которая проводится в виде словарной работы, лексических упражнений, составления таблиц, историко-биографических справок, письменных описаний. Эвристический метод способствует формированию научной, критической мысли, развивает навык поиска пути решения задач, учит самостоятельному приобретению знаний.

Исследовательский метод применим на этапе организации самостоятельной работы учащихся. Приёмы заключаются в выдвижении учителем проблемы в указаниях источников, предложении тем сочинений, заданий для творческих конкурсов. Формы работы: семинар, творческий конкурс, творческая работа исследовательского характера (например, наблюдение, оформленное в таблицу, схему). Исследовательский метод развивает самостоятельность мышления учащихся, обеспечивает творческое применение знаний, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы, формирует опыт исследовательской деятельности.

На этапе организации самостоятельной работы применяются такие виды заданий, как сочинения по материалам наблюдений, письменные работы.

На этапе контроля проверяется глубина усвоенных знаний и сформованных навыков. Необходимо показать теоретические знания и умение применять их для решения конкретных задач, выявляя степень владения речью, умение логично выстраивать свой текст, излагать его, давать оценку. Формы контроля разнообразны: проверочная работа, тест, практическая работа, рецензия, конкурсный пересказ, сочинение, составление киносценария, стилизованное письмо, конференция.

Варианты заданий:

Ермолай-Еразм “Повесть о Петре и Февронии Муромских”

“Слово о полку Игореве”

Темы рефератов

  1. Общечеловеческие и национальные идеи в “Слове о полку Игореве”.
  2. Образы и мотивы “Слова о полку Игореве” в творчестве русских писателей, художников, композиторов.
  3. Исследователи и исследования “Слова о полку Игореве”.
  4. Вчитываясь в “Слово о полку Игореве” (значения некоторых слов и выражений).
  5. Загадки “темных мест” в “Слове о полку Игореве”.
  6. Древняя Русь времен “Слова о полку Игореве”.

Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Еремин И.П. Лекции и статьи по древнерусской литературе. – 2-е изд. – Л., 1987.
  2. Забияко А.П. История древнерусской культуры. – М., 1995.
  3. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. – М., 1979.
  4. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы 10–17 веков. Эпохи и стили. – Л., 1973.
  5. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М., 1970.