Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание математики

Урок по теме Арифметическая прогрессия

Добавлено: 2015.09.21
Просмотров: 362

Николаева Нина Тарасовна, учитель математики

Базовый учебник: Алгебра 9, А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова и др.

Цель урока: ввести понятие арифметической прогрессии, формулу общего члена , суммы первых n слагаемых и научить решать задачи.

Задачи:

Ожидаемые результаты

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся:фронтальная, работа в парах и индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный комплекс.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время
(в мин.)

1 Подготовка к активной УПД каждого ученика на основном этапе урока. Презентация Демонстрация презентации с устными упражнениями на применение рекуррентной формулы последовательности Решают устно упражнения

8

2 Усвоение новых знаний Презентация 1) Предлагает сформулировать определение арифметической прогрессии, вводит понятие разности арифметической прогрессии;
2) С помощью системы упражнений формулируют гипотезу формулы n-го члена арифметической прогрессии;
3) Формулирует свойство членов арифметической прогрессии;
4) Доказывает формулу суммы первых n- членов арифметической прогрессии
1) Заполняют таблицу
2) Решают упражнения базового уровня с применением изученных формул
3) Решают задания и проводится самопроверка

40

3 Закрепление знаний. 1) Раздает задание для работы с тренажером
2) Консультирует
Работают на компьютере (работа парами)

10

4 Первичная проверка Презентация 1) Проводит первичную проверку знаний и умений. Выполняют проверочную работу

8

5 Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. Знакомит с содержанием домашнего задания (выучить формулы),
№18, 19, 20 (четные)

2

6 Подведение итогов урока Предлагает решить упражнение с применением нескольких формул арифметической прогрессии Решают и обсуждают решение упражнение

10

Этапы урока

Задачи

Формы

Средства

Методы

Деятельность учащихся

Подготовка к восприятию нового материала – мотивация учащихся на изучение нового материала;
– определение арифметической прогрессии;
– сформулировать проблему и определить пути ее решения;
– фронтальная; Презентация – репродуктивный;
– частично-поисковый;
– иллюстративно-объяснительный
– решают упражнение;
– обсуждают и делают выводы по определению задач урока;
– составляют таблицу
Изучение нового материала – определение арифметической прогрессии, формулы n-го члена, свойства и суммы первых n членов арифметической прогрессии – лекция Презентация – поисковый;
– иллюстративный;
– словестный
– обсуждают и делают выводы;
– заполняют техническую карту;
– создают алгоритм решения
Закрепление нового материала – проверить правильность понимания изученного материала;
– организовать запоминания этапов решения;
– создать условия для сознательного и творческого получения знаний и умений
– работа в парах;
– индивидуальная
– карты-задания с образцами решения; – репродуктивный;
– словестный
– решают упражнения;
– проверка правильности решения в парах друг у друга;
– тренинг;
– определение возникших затруднений и определение пути их ликвидации
Первичная проверка – определить уровень знаний и умений учащихся, полученных на уроке – индивидуальная презентация – репродуктивный – решают проверочную работу
Информация о домашнем задании – сообщить домашнее задание;
– дать инструкцию по его выполнению
– фронтальная;
– индивидуальная
– словесный – запись в дневнике
Подведение итогов урока – дать общую характеристику работы на уроке;
– решить нестандартное упражнение
– фронтальная;
– индивидуальная
Презентация – репродуктивный;
– частично-поисковый
– участвуют в беседе;
– решают упражнения

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

В ходе беседы повторить известный способ решения уравнений с неизвестной под знаком модуля, повторить этапы решения таких уравнений..

2. Повторение изученного материала

Решение упражнений и определить, что общего в построении этих числовых последовательностей (можно решать как устные упражнения; решать индивидуально или в паре)
Найти первые пять членов числовой последовательности: а) an = 3n + 4; б) an = 2n – 5; в) a1 = – 11, an+1 = an + 4

3. Изучение нового материала

Беседа о полученных результатах работы. Учащиеся формулируют полученные выводы. Учитель сообщает, что это примеры арифметических прогрессий и просит учащихся сформулировать определение арифметической прогрессии.
Учитель просит сформулировать тему урока и определить задачи урока: задание арифметической прогрессии рекуррентным способом, составить формулу n-го члена арифметической прогрессии, ее свойства и формулу суммы первых n членов арифметической прогрессии.
Учитель проводит объяснение нового материала, форма работы – беседа. Учитель сообщает учащимся, что в ходе беседы нужно заполнить таблицу (можно таблицу приготовить или составить ее вместе с учащимися)

Образец таблицы (Приложение 1)

4. Закрепление изученного материал

Решение упражнений, номера которых записаны в таблице а) и б). Каждый ученик решает индивидуально, проверяют правильность решения друг у друга

5. Первичная проверка

1) В арифметической прогрессии a1 = 4, d = – 3. Найти a5.
Ответы: а) a5 = – 11 б) a5 = – 8 в) a5 = – 16
2) Найти разность арифметической прогрессии – 5; – 1; 3; 7;…
Ответы: а) d = 4 б) d = – 4 в) d = – 6
3) В арифметической прогрессии a1 = 8, d = – 3. Найти a2, a3, a4
Ответы: а) a2 = 5; a3 = 2; a4 = – 1 б) a2 = 5; a3 = – 2; a4 = – 5 в) a2 = – 5; a3 = – 8; a4 = – 11
4) Найти сумму 8 первых членов арифметической прогрессии, если а1 = 7, d = 2.
Ответы: а) S8 = 84 б) S8 = 112 в) S8 = 44

6. Информация о домашнем задании

§16 (учить формулы и определения), №16.3; 16.4; 16.16; 16.14; 16.24; 16.17; 16.18 (в,г)

7. Подведение итога

Учитель предлагает решить упражнение повышенной сложности и в ходе обсуждения решения данного задания подводит итоги урока: как называется изученная последовательность, как она составлена, свойство членов арифметической прогрессии, формула ее n-го члена и суммы нескольких последовательных ее членов.

Задание:

Составьте формулу n-го члена арифметической прогрессии (an), если a5 = 15, a12 = 29.
Найти сумму первых 7 членов заданной арифметической прогрессии.