Пояснительная записка
Одной из серьёзнейших проблем рыночной экономики является безработица. Что такое безработица, кто такой безработный и как им не оказаться, каковы причины безработицы, её виды, формы, последствия, а также направления, по которым государство решает проблему безработицы? Получение учащимися ответов на вышеперечисленные вопросы и призвано помочь изучение данного элективного курса.
Курс «Безработица» рассчитан на 12 часа изучения в 10 классе в рамках профильного обучения.
Цели курса:
Задачи курса:
Материал курса разделён на отдельные темы.
Структура и содержание курса определяют формы организации занятий: лекции, семинары, практикумы.
В результате изучения курса учащиеся должны:
Основные формы отчетности учащихся: тетрадь с конспектами, заданиями (проблемные задания, тестовые задания), творческие работы, рефераты, презентации, собеседования, выступления на семинарах.
Содержание курса
Введение (1ч).
Знакомство с целями и задачами курса.
Тема 1. Занятые и безработные (2ч).
Занятые и безработные по определению Международной организации труда. Экономически активное население: занятые и безработные. Факторы, влияющие на предложение рабочей силы. Уровень безработицы: норма безработицы, показатель уровня безработицы, неточности при вычислении уровня безработицы.
Тема 2. Причины безработицы (2ч).
Определение понятия «безработица». Причины безработицы. Периоды наибольшего увеличения безработицы. Современные экономисты о безработице. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.
Тема 3. Основные виды и формы безработицы (2ч).
Основные виды безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. Основные формы безработицы: открытая, скрытая, застойная, текучая (сезонная). Фрикционная безработица: определение, причина, характеристика, плюсы. Структурная безработица: определение, причина, характеристика, сравнение с фрикционной безработицей; разновидность – технологическая безработица. Циклическая безработица: определение, причина, характеристика, период отсутствия циклической безработицы. Застойная безработица: определение, причина и средняя продолжительность, характеристика. Сезонная безработица: определение, причина, характеристика. Скрытая безработица: определение, причина, характеристика.
Тема 4. Последствия безработицы (2ч).
Позитивные и негативные. Экономические последствия безработицы: на индивидуальном уровне, на уровне общества. Неэкономические последствия безработицы (психологические, социальные, политические последствия потери работы): на индивидуальном уровне, на уровне общества.
Тема 5. Государственная политика занятости и регулирование безработицы (2ч).
Государственное регулирование занятости. Регулирование уровня и продолжительности безработицы. Гарантии материальной и социальной поддержки безработных.
Итоговое занятие (1ч).
Подведение итогов курса.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | В том числе | Формы контроля | ||
лекция | семинар | практическое занятие | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Введение | 1 | 1 |
|
| Конспект |
2 | Занятые и безработные | 2 | 1 | 1 |
| Конспект, выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация |
3 | Причины безработицы | 2 | 1 | 1 |
| Конспект, выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация |
4 | Основные виды и формы безработицы | 2 |
| 1 | 1 | Конспект, тестирование, презентация |
5 | Последствия безработицы | 2 |
| 1 | 1 | Выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация |
6 | Государственная политика занятости и регулирование безработицы | 2 | 1 | 1 |
| Выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация, творческая работа |
7 | Итоговое занятие | 1 |
| 1 |
| Итоговое собеседование, тестирование, реферат |
| Итого | 12 | 4 | 6 | 2 |
|
Литература