Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание технологии

Сценарий вечера технологии: Хозяин и хозяйка Кубанского дома

Добавлено: 2015.09.13
Просмотров: 316

Мусиенко Людмила Николаевна, учитель технологии

(1-й Ведущий)

О родине –
Негромко говорю я,
Ведь о большой любви
Кричать не надо.

(2-й Ведущий)

Она моя отрада и ограда;
Скажу о ней –
Молитву сотворю:

(1-й Ведущий)

Будь вечно
В благоденствии и славе
Дай сил тебе Всевышний
Мир хранить,

(2-й Ведущий)

Дай сил нам жить,
Не мудрствуя лукаво,
И пред тобой
Себя не уронить!

(1-й Ведущий)

Кубань,
Моя родная сторона,
К тебе тянусь я сердцем неизменно,
Да будет прошлое твое нетленно,
В трудах своих да будет благословенна.

(2-й Ведущий)

Кубань,
Моя родная сторона, –
Пусть новые взрастают семена
И вечно житница твоя полна.

(Звучит песня “Благодатный край” Сухинина А.Н.)

1. Благодатный край России
Краснодарский край
Овощи, фрукты,
Виноград и зерно,
А богатства нашего в закромах полно

2. Мы родились на Кубани
Дети росли.
Нам любовь к труду
Привили наши отцы.
Честь и хвала им
За будни села,
Чтобы жизнь богаче
И краше была

3. Под одною крышей мира
Все мы живем,
Умножаем наши силы
Мирным трудом.
Мы желаем всем здоровья,
Счастья, добра,
Вдохновенья, радости,
Море тепла.

4. Благодатный край России –
Это Кубань.
Щедро дарит всей России
Краснодарский край
Овощи, фрукты,
Виноград и зерно,
А богатства нашего в закромах полно
Мы желаем всем здоровья,
Счастья, добра,
Вдохновенья, радости,
Море тепла.

(Разговор 2-х казаков)

(1-й казак)

Да, сегодня у нас вечер тепла и уюта кубанского дома.

(2-й казак)

А что же нужно для тепла и уюта? Як ты думаешь, казаченько?

(1-й казак)

Як я думаю? Да так шоб була в хати добра хозяйка, а не квашня якато, шоб за скотыной ходыла, за мужем и старыками прысматрывала, да еще и дитэй няньчила.

(2-й казак)

Ты дывысь якый! Ни богато ли хочешь? А хозяйна в цей хати не должно буть?

(1-й казак)

А як же, и хозяин будэ, но тилько при доброй хозяйки. Ведь испоконь вику главную роль в доме казаков грала женщина, а казак в основном воевал.

(1-й Ведущий)

На кубанской земле наступает день. Солнце неторопливо поднимается над степью. Оно окрашивает в розовый цвет чисто выбеленные саманные хаты, крытые соломой и камышом.

(2-й Ведущий)

В казачьих хатах творит обычное утреннее оживление: перекрестившись на иконы красного угла, каждый спешит умыться, одеться и взяться за дело, а дел у казаков невпроворот.

(1-й Ведущий)

Надоенное спозаранок молоко просится в маслобойки, а надо гнать в гурт, т.е. стадо, корову

(Картинка казачьей жизни. Разговор 2-х казачек)

(1-я казачка)

Ну шо, кума, выпроводыла свою скотыну?

(2-я казачка)

Ой, кума, отогнала, вона мэня учора так пэрэлякала, шоб Ий грэц був.

(1-я казачка)

А шо такэ случилось?

(2-я казачка)

Так заходю в сарай, дай думаю, подою Зореньку, а вона ничего ни исть, глаза красни выпучила, так тяжко дышэ. Ну, всэ, думаю, осталысь без кормылицы.

(1-я казачка)

Ну и шо?

(2-я казачка)

Та ничого, наутро вроде оклеймалась. Ну, його и к грецю оце всэ.

(1-я казачка)

Ой, кума, и ни кажи, це хозяйство так обрыдло.

(1-й Ведущий)

Так только от усталости казачки могли сказать. А на самом деле корова для них– самый важный предмет жизни, как, между прочим, и конь.

(2-й Ведущий)

Поэтому и корову, и коня холили все: и малые, и большие.

(Картинка из казачьей жизни)

(Два казака:)

(1-й казак)

А сказать тоби, чого лошадь слухае чиловика?

(2-й казак)

Ну, кажи, кажи. Послухаемо.

(1-й казак)

Заметь, якый у лошади глаз. Выпуклый, як лупа. Значит, всэ пэрэд нэю в увеличинном види. Прэдставляешь, якыми она нас бачэ. Агромадными великанами. Ну и бойця, оттого и слухае нас.

(2-й казак)

Чи ты дурень, чи шо? Хто тиби цэ казав?

(1-й казак)

Видьмак жив у нас в деревне.

(2-й казак)

Брэше твий видьмак. Лошадь ни потому пидчиняется, шо бояця, а потому, шо доверяэ.

(1-й Ведущий)

Трудились казаки умело и много. А как же иначе? И в колхоз поспеши, да и дома, уж если не семеро на печи, то двое уж точно.

(2-й Ведущий)

А их надо накормить, обуть и одеть

(Картинка казачьей жизни. Разговор 2-х соседок казачек)

(1-я казачка)

Здоровэнька була, сусидушка.

(2-я казачка)

Итоби того же. И виткиля це ты?

(1-я казачка)

Ось купыла недорого штаны Митьке и материю на платье Вальке.

(2-я казачка)

А дэ?

(1-я казачка)

Да тетка с Ростова с рук продовала.

(2-я казачка)

А я тоже скупылась на нэдили. Була на базари, а там толкотня, жара, силов нэма.

(1-я казачка)

А ты, сусидка, шо в цем годи богато картошки накопала?

(2-я казачка)

Да як и ты. А ты, я чула, цесарок завыла. Чи брешуть люды?

(1-я казачка)

Да ни брэшуть, взяла, хай им грэц, четыре дисятка. Кажуть, воны колорадского жука гарно клюют. Ой, пиду, дил богато, щэ надо огирки закатать.

(1-й Ведущий)

Сочные, спелые овощи убраны с огородов, засолены, заквашены и поставлены в погребки. Теперь можно и гостей принимать.

(2-й Ведущий)

Гостеприимна и щедра кубанская душа. Гость в доме – стол ломится от угощенья. Любят кубанцы разные соления, да так, чтобы огурчик соленый или квашенная капустка хрумстела на зубах..

(1-й Ведущий)

Вот мы сейчас и послушает, как такая капустка квасится.

(1-й Ведущий)

И не только послушаем, но и попробуем.

(Слово 9”Б” класса)

(1-й Ведущий)

По давнему казачьему обычаю каждодневной пищей была рыба, которую клали в щи, просеянная каша, из нее делали вареника.

(2-й Ведущий)

Любили казаки вареники. Да просилы своих жынок побольше смэтаны или масла покласты, шоб варэнык плавал в чашке, шоб йому там було хорошо, а казаку вкусно.

(1-й Ведущий)

Да, и о людях зажиточных, крепко стоящих на ногах на Кубани кажуть: “Живэ, як ворэнык в масли катается”

(2-й Ведущий)

Вот как же они готовились эти самые кубанские вареники мы и расскажем

(Слово 9”Б”)

(После звучит песня “Варэнички”)

(1-й Ведущий)

Любили казаки борщ.

(2-й Ведущий)

И до сих пор у них любимым блюдом является наваристый кубанский борщ.

(1-й Ведущий)

И так сварить его, как варят на Кубани, не могут ни в каком другом месте.

(2-й Ведущий)

Потому что у каждой казачки свой вкус и свои секреты приготовления борща.

(Об этих секретах рассказывает 10 класс)

(1-й Ведущий)

Я чувствую приустали наши гости, заскучали: о еде рассказывают, а пробывать не дают.

(2-й Ведущий)

Ничего, не хлебом единым живут казаки. Любят они песни списаты, да пляскы танцываты.

(1-й Ведущий)

Кадриль не казачий танец, но в кубанских станицах и селах жили и казаки и русские.

(2-й Ведущий)

В праздники собирались все вместе, казаки любили гопак, русские предпочитали кадриль.

(1-й Ведущий)

И тот, и другой танец был в почете у кубанского населения.

(2-й Ведущий)

Итак, кадриль!

(1-й Ведущий)

Я представить край родной
Без хлеба не могу,

(2-й Ведущий)

Как море без воды,
Без щемящей сини это небо,
Вечер без мерцающей звезды – так писал кубанский поэт Вадим Неподоба.

(1-й Ведущий)

Во второй половине XIX века улучшилось качество приготовления хлеба.

(2-й Ведущий)

Приготовление хлеба на Кубани– это целое искусство. Зайдите в любую хату и увидите, как казачки готовятся к выпечке паляньець.

(1-й Ведущий)

В хате праздничное настроение, даже торжественное, ведь хлеб– всему голова, хозяин жизни. И не даром в некоторых станицах величали его папкой.

(2-й Ведущий)

Хозяйка спешит, ведь затеянное с вечера тесто выползает из глиняных макитр и торопиться в печь.

(1-й Ведущий)

Тесто дуется, злиться, бугрится,
Так и прет на рожон из дежи.
Мать в косынке крапленого ситца,
Будоражит его от души.

(2-й Ведущий)

Так и так долбит кулачками,
На щеках серебринки муки,
А из печи грудящее пламя
Любопытные пятит белки.

(1-й Ведущий)

Бьется в тесных ладонях работа,
Быстротой удивляя ребят.
И уже под пылающим сводом
Присмиревшие хлебы сидят.

(2-й Ведущий)

А потом торжества не скрывая,
Лупоглазых детишек дразня,
Встанет мать у стола с караваем-
Плодом Солнца, Земли и Огня.

(11”Б” рассказывает о хлебе, а потом песня о маме)

(1-й Ведущий)

Мы сегодня с вами поговорили о трудолюбии, о таланте, о гостеприимстве людей, населяющих Кубань.

(2-й Ведущий)

И не важно, коренной ли он житель, казак, или русский, но обычаи хлебосольства испокон веку строго соблюдали на земле Кубани.

(1-й Ведущий)

Гостя принято было встречать сытным и богатым столом, а не пустым чаем.

(2-й Ведущий)

Хотя пища делилась на ежедневную и праздничную, постную и скромную. Были различия в питании зажиточных казаков и бедноты. Часто беднота довольствовалась пустым борщом (без мяса) и квашенной капустой.

(1-й Ведущий)

Во второй половине XIX века больше стали употреблять картофеля, стали изготавливать сливочное и подсолнечное масло, в магазинах появились в продаже сахар и конфеты.

(2-й Ведущий)

В общем, жили казаки, трудились, детей растили, воспитывали их.

(1-й Ведущий)

Делали их настоящими хозяевами и хозяйками дома. А для этого каждый должен уметь и за скотиной ходить, и траву косить.

(2-й Ведущий)

Шить, вязать, печь, варить,
Да и дом построить,
Да в доме, чтоб белые стены, а на полу ряднина (т.е. самотканая дорожка)

(1-й Ведущий)

Знали наши деды и отца, бабушки и мамы– не воспитай в детях трудолюбия, не научи хозяйствовать, о конца века будет стыдно смотреть землякам в глаза.

(2-й Ведущий)

Давайте приумножим богатство нашей кубанской земли.

(1-й Ведущий)

Давайте будем настоящими хозяевами своего дома.

(2-й Ведущий)

Хозяевами своей хаты и бережными хозяевами нашего общего дом планеты Земля.

(1-й Ведущий)

Когда настанет новый день
На нашей голубой планете,

(2-й Ведущий)

Когда не будет страшных воин,
Когда не будет зла,

(1-й Ведущий)

Когда на всех концах земли
Нам улыбаться будут дети,

(2-й Ведущий)

Когда не будет ни в кого
Стрелять из-за угла.

(1-й Ведущий)

Когда не будет человек
Ютиться по лачугам,

(2-й Ведущий)

Когда не будет горьких слез
В больших глазах,

(1-й Ведущий)

Когда друг другу лгать
На всей планете перестанут,

(2-й Ведущий)

Когда природу понимать
Научатся они,

(1-й Ведущий)

Когда мы все поймем
Язык берез, ромашек и платанов,

(2-й Ведущий)

Когда повсюду вместо пуль
Засвищут соловьи,

(1-й Ведущий)

Тогда и станет этот мир
Таким как мы хотим.

(Заключительное слово Мусиенко Л.Н.)

СЦЕНКА “КРУГ”

1. Выходит со словами: “Эй, есаул, а ну зайди” Заходит есаул, атаман говорит “ Слушай казаченька, пришло время собрать круг. Так что гукни всех.”

Есаул: “Хорошо, батька, сробим как надо”

(Уходит атаман, а есаул идет стучит)

Миланья, скажи своему, шо завтра – круг.
Эй, казак, завтра раненько встань, не опоздай на круг.

(Идет стучит со словами– завтра круг)

Потом атаман садится, сели все.

Атаман: “Атаманцы молодцы и все славное войско кубанское. Я собрав вас для того, шоб послухать хлопца, который посмел ослухаться своего батьку.

Казак: А шо ж вин сробыв такэ?

Атаман: Нагрубыв старому батьку, боевому казаку.

Как рассудите, атаманы-молодцы.

(Шумят, спорят, выкрикивают)

Казак 1: Як же вин посмив ни уважить своего ридного батьку

Казак 2: Такого у нас, казакив, давненько ни було.

Казак 3: Да за цэ треба строго наказать.

Есаул: “Так и доложимо атаману. Атаман – батько круг решив– треба наказать!”

Атаман: “Атаманцы-молодцы, поучить или простить?”

Круг: “Поучить! Конечно, поучить.

(Мать, отец, сын бросаются на колени, просят прощения.)

Но атаман надевает шапку: “Приведем приговор в исполнение”

(Кладут на пол, бьют)

Встает, кланяется атаману, кругу

“Спаси Христос, что поучили”

Атаман бьет по плечу палкой и говорит “Ну, бог те простит, вперед не греши.”

С каждым годом все больше и больше расцветает кубанская земля. Труженики дважды орденоносной Кубани вносят весомый вклад в развитие нашей страны.

Посмотрите на плодородные земли, тучные нивы, ухоженные сады и виноградники, посмотрите на реки, леса, луга, грандиозные стройки, здравницы и населенные пункты– все это бесценное достояние, которого не было бы без забот и кропотливого труда народа– труженика.

Все, что создано в природе, хозяйстве, надо не только сберечь, но и приумножить, на деле проявить ответственность за каждый клочок родной земли, за богатство недр, за леса, моря, озера, реки, воздух. Для этого необходимо овладеть знаниями, научиться наблюдать и познавать природу, приобрести трудовые навыки умелого ее использования.

  1. “Без труда нет добра.”
  2. “Будешь трудиться, будешь кормиться.”
  3. “ Все надоедает, кроме работы.”
  4. “Дело мастера боится.”
  5. “Занятого человека и грусть– тоска не берет.”
  6. “Каков мастер, такова и работа.”
  7. “Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.”
  8. “Не то забота, что много работы, а то забота, как нет работы.”
  9. “Рукам– работа, душе– праздник.”
  10. “Руки делают, а голова отвечает.”
  11. “Скучен день до вечера, когда делать нечего.”

(Главная мысль заключается в том, что все на свете добивается трудом.)

Шли века, менялись поколения но неизменным оставалось желание людей сделать жизнь краше, передать потомкам наполненный опыт, знания, традиции.

Кубань– это частица нашей великой родины – России.

Всякий грамотный, культурный человек дожжен знать свою историю.