Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

Урок-игра по пьесе Н.В. Гоголя Ревизор в 8-м классе

Добавлено: 2015.09.03
Просмотров: 546

Дедюк Лариса Владимировна, учитель русского языкак и литературы

Цели:

Оборудование:

Ход урока

  1. Вступительное слово.

Сегодня на уроке каждый из вас сможет проверить, насколько хорошо он знает комедию Гоголя “Ревизор”, ее героев и их характеры, как умеет ориентироваться в тексте, а также вспомнит некоторые сведения о пьесе, ее создании и постановке.

  1. Разминка.

На доске вы видите некоторые даты, связанные с созданием и постановкой пьесы. Назовите события, с которыми соотносятся эти даты.

  1. Проверка домашнего задания. (Класс делится на “дам” (девочки) и “господ” (мальчики).

Дамы и господа! Перечитывая конспекты уроков по “Ревизору”, вы должны были подготовить вопросы, отвечая на которые, ваши соперники покажут свои знания.

(Вопросы могут быть следующего характера:

В этой своеобразной дуэли между “дамами” и “господами” победителями стали…

  1. Игра.

А сейчас игра, которая поможет нам выявить лучшего знатока комедии “Ревизор”.

Правила игры:

всем участникам выдаются жетоны с номерками. Возможность отвечать получает игрок, первым поднявший номер. Ответивший на вопрос участник переходит в следующий тур. Тот, кто не знает ответа, выходит из игры и становится зрителем.

1тур. “Неча на зеркало пенять…”

Мы уже говорили о том, что у каждого действующего лица “рыльце в пушку”. Вам предоставляется возможность назвать те общественные пороки и недостатки, которые обличал Гоголь, изображая чиновников города N. Свои ответы подтвердите примерами из текста.

(Обман, ложь, взяточничество, казнокрадство, хвастовство, невежество, лихоимство, лесть, чинопочитание, угодничество, глупость, произвол, тщеславие, карьеризм, двуличие).

РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА.

Во время рекламных пауз зрителям предлагаются видеозаписи или живые сцены из пьесы Гоголя в исполнении восьмиклассников. (см. видеофрагмент).

2 тур. “Признайтесь, господа”.

Мало лестного могут сказать друг о друге герои комедии. Ваша задача - назвать действующее лицо пьесы, о котором идет речь, и того, из чьих уст мы слышим эти слова.

РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА.

3 тур. “Что в имени тебе моем?”

Задания 3-его тура позволят вам проверить, хорошо ли вы знаете имена действующих лиц, а также названия тех мест, которые упоминаются в пьесе.

РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА.

Объявляются участники, прошедшие в финальный тур.

Финальный тур. “Земляника и его дети”.

Это задание для самых внимательных читателей, настоящих знатоков текста. Сколько детей было у Артемия Филипповича Земляники? Назовите их имена. (Николай, Иван, Елизавета, Мария, Перепетуя).

РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА.

  1. Награждение победителей.
  2. Подготовка к сочинению. (Беседа с классом)

События, связанные с приездом Хлестакова в город N., закончились. Действие обрывается немой сценой.

  • Что будет теперь? Ведь приехал настоящий ревизор.
  • Как развернутся события?
  • Накажут ли чиновников?

Рассказ о чиновниках города и будет первой темой сочинения. “Чиновники города N.”

  • Хорошо ли, что вместо настоящего ревизора в город N. приехал Хлестаков?
  • Хорошо ли, что приезжает ревизор?
  • А зачем нужны ревизоры? (На то и щука в реке, чтобы карась не дремал). Теперь представьте себе, что вы ревизор, приехавший в нашу школу.
  • Какие недостатки бросятся вам в глаза в первую очередь?

Запишите свои замечания на листочках. Их мы передадим в школьный парламент как информацию для размышления, а может быть, как руководство к действию.

  • Как вы думаете, что делалось бы у нас в школе, если бы мы вдруг узнали, что будет проверка?

Это и будет второй темой сочинения. “К нам едет ревизор”.

  • Как вы думаете, почему “Ревизор” до сих пор изучается в школе и идет на сценах театров? (Пьеса злободневна).
  • Что вы понимаете под злободневностью?
  • Какие же недостатки, осмеянные Гоголем, проявляются в современном обществе?

Конечно, в нашем окружении есть люди с такими чертами характера, которые нам не нравятся. А что, если каждый критически посмотрит на себя со стороны и честно признается, что и у него есть какие-то недостатки морального плана. Ведь никто из нас не идеален. Каждый когда-то совершал поступок, за который потом было стыдно перед окружающими. И даже если об этом никто не знает, собственная совесть не дает покоя. Но если человек задумывается над своими поступками, значит, не все потеряно.

Может быть, вы напишете, от каких недостатков хотели бы избавиться и как этого достичь.

Это и будет третьей темой сочинения. “Сам себе ревизор”.

Начните с “Ревизора” и критики чиновников города N., затем перейдите к порокам, встречающимся в нашем обществе, и, наконец, к самокритике.

Желаю творческих успехов!