Цели:
1. Формирование у школьников навыков самостоятельной работы с книгой по поиску необходимой информации.
2. Формирование умений и навыков по грамотной компоновке материала реферата, его оформлению в соответствии с общепринятыми правилами.
3. Подготовка ученика к защите реферата на выпускном экзамене (доклад по работе на 10 – 15 минут и ответы на вопросы экзаменующей комиссии).
Задачи:
1. Привлечение внимания детей к математическим проблемам.
2. Реализация межпредметных связей математики с литературой, историей и другими дисциплинами.
3. Развитие коммуникативных способностей ребят.
4. Развитие навыков сотрудничества.
5. Развитие навыков самостоятельного получения информации из различных источников.
Структуру исследовательской деятельности школьников определяют следующие компоненты: исследовательская задача; исследовательские действия и операции; действия оценки и контроля.
Содержанием исследовательской деятельности являются как теоретические знания, так и приемы, способы деятельности: наблюдение, анализ, сравнение, аналогия, обобщение, классификация.
Предназначение исследовательской деятельности учащихся состоит в том, что, будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития. Психическое же развитие обеспечивает школьнику усвоение теоретических знаний и способствует формированию у него специфических способностей и качеств личности: любознательности, целеустремленности, научной фантазии.
В настоящее время одной из распространённых форм познавательной деятельности учащихся можно считать написание и защиту ими (на уроках, экзаменах, олимпиадах, конкурсах) реферативных работ, выполненных самостоятельно или с помощью учителя. Эти работы должны носить творческий характер, быть итогом длительного и серьёзного интеллектуального труда школьника, а по своему оформлению – приближаться к требованиям, предъявляемым к любой научной работе.
Важнейшая педагогическая задача, на решение которой нацелен сам процесс написания реферата, - развитие мыслительных способностей учащегося на основе практического освоения им навыков работы с литературой, а также общих требований к оформлению итогов научного труда. Для учащихся, интересующихся геометрией, имеющих высокий уровень усвоения программного материала и соответствующие оценки, по их желанию, может быть предложена альтернативная форма проведения итогового экзамена по геометрии в виде защиты реферата.
Данный вид деятельности, как выполнение и оформление результатов исследовательской работы, не прост. Но те учащиеся, кто использует этот приём, уже в первых своих “исследованиях” приучаются к той самостоятельности, которая поможет им в дальнейшей учёбе.
В нашей школе вот уже более десяти лет ведётся целенаправленная и систематическая работа по формированию у учащихся навыков написания и оформления реферата.
Учащиеся, входящие в научное общество “Естествоиспытатель”, работают над рефератами в содружестве с профессорами – научными руководителями из ВятГГУ; участвуют в конкурсах “Подрост”, “Шаг в будущее”, “Созвездие”, как областного, так и Всероссийского уровня. С 1996 года ученики школы сдают выпускные экзамены в форме защиты реферата по географии, истории, краеведению и геометрии, исследовательского проекта по биологии, экологии. Накопленный опыт работы и лёг в основу данной авторской разработки.
В настоящее время для предпрофильной подготовки в 9 классах можно предложить курсы по выбору, знакомящие ученика со спецификой вида деятельности – написание реферата.
Результаты защиты реферата пополнят портфолио ученика.
Тема: “Замечательные точки треугольника”.
План
Литература:
Александров А. Д. и др. Геометрия для 8 – 9 классов: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углублённым изучением математики. – М. : Просвещение, 1996г – с. 407.
Атанасян Л. С. и др. геометрия: Дополнительные главы к школьному учебнику 8 класса. – М. : Просвещение, 1996г – с. 92.
Готман Э. Г. Прямая Эйлера // Математический кружок: геометрия. Вып. 1. – М. : Бюро Квантум, 1998г – с. 23 (Приложение к журналу “Квант” - 1987г - №1).
Шарыгин И. Ф. Узнайте точку // Математический кружок. – М. : Бюро Квантум, 1999г. – с. 46 (Приложение к журналу “Квант” - 1999г. - №3).
Тема: “Задачи на построение”.
План.
Литература:
Погорелов А. В. Геометрия: Учебник для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2000г. – с. 55.
Прасолов В. В. Три классические задачи на построение. – М. : Наука, 1992г.
Савин А. П. Геометрические построения // Факультативный курс по математике: Учебное пособие для 7 – 9 классов средней школы: Сост. И. Л. Никольская. – М. : Просвещение, 1991г. – с. 66.
Шарыгин А. Ф. Геометрия. 7 – 9 классы: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М. : Дрофа, 1997г. – с. 79.
Тема: “Геометрические места точек”.
План.
Литература:
Погорелов А. В. Геометрия. : Учебник для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2000г. – с. 61.
Савин А. П. Метод геометрических мест // Факультативный курс по математике: Учебное пособие для 7 – 9 классов средней школы / Сост. И. Л. Никольская. – М. : Просвещение, 1991г. – с. 74.
Шарыгин И. Ф. Геометрия. 7 – 9 классы: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М. : Дрофа, 1997г. – с. 76.
Тема: “Удивительный квадрат”.
План.
Литература:
Квадрат // Квант. – 1989г. - №5. – с. 40.
Кордемский Б. А. , Русалев Н. В. Удивительный квадрат: - М. : Столетие, 1994г.
Лоповок Л. М. Тысяча проблемных задач по математике: Книга для учащихся. – М. : Просвещение, 1995г. – с. 38.
Сергеев И. Н. и др. Примени математику. – М. : Наука, 1989г. – с. 172.
Тема: “Замечательные кривые: парабола, эллипс, гипербола”.
План.
Литература:
Атанасян Л. С. и др. Геометрия: Дополнительные главы к школьному учебнику 9 класса. – М. : Просвещение, 1997г. – с. 18.
Бронштейн И. Эллипс. Гипербола. Парабола. // Такая разная геометрия. – М. : Бюро Квантум, 2001г. – с. 5, 14, 26 (Приложение к журналу “Квант”. – 2001г. – №2).
Смирнова И. М. , Смирнов В. А. Геометрия: Учебник для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2001г. – с. 66, 69, 72.
Тема: “Золотое сечение”.
План.
Литература:
Волошинов А. В. Пентаграмма // Пифагор: союз истины, добра и красоты. – М. : Просвещение, 1993г. – с. 154.
Волошинов А. В. Тайны золотого сечения // математика и искусство. – М. : Просвещение, 2000г. – с. 216.
Смирнова И. М. , Смирнов В. А. Геометрия6 учебник для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2001г. – с. 132.
С 1996 года в школе стало традиционным написание рефератов учащимися. Это и участие в конкурсах самого высокого уровня (районного, областного, республиканского), это и сдача экзаменов за курс основной и средней школы. Выпускники 1998 года, писавшие рефераты (один из рефератов представлен в разработке), все уже закончили высшие учебные заведения. Шутова Ирина – ВятГГУ, факультет начальных классов, Сысолятина Наталья – ВятГГУ, факультет экономический, Талмач Анна, Станчевская Елена – ВТУ, факультет экономический, Ренёва Татьяна – ВятГГУ, исторический факультет. Все они по-доброму вспоминают школьные годы и то время, когда они работали над рефератами. Тогда зародилось желание, может быть у кого-то из них, выбрать свою профессию, связанную с математикой, а может и нет. А вот желание работать с научной литературой, конспектировать, логически излагать свои мысли, анализировать, пришли к ним во время работы над рефератами. Эти умения помогли им успешно учиться и закончить вузы.
Т. е. написание реферата по геометрии в 9 классе явилось формой предпрофильной подготовки учащихся уже в 1996 году. Спустя 9 лет мы об этом говорим, учимся на курсах, считаем очень актуальным и значимым.
Литература: