Актуальность и обоснование темы:
Тема «Движение. Равенство фигур» является заключительным этапом в усвоении основной темы «Движение», рассматриваемой в 8 классе на уроках геометрии. Данная тема интересна учащимся, т. к. непосредственно связана с изображением фигур, их движением и подготовкой развития пространственного представления предметов.
Тип урока: смешанный (урок теоретических и практических групповых работ).
Цель урока: применение знаний на практике.
Задачи:
Ожидаемые результаты:
1. Учащиеся углубят и обобщат знания о видах движения;
2. Научатся их распознавать и различать;
3. Приобретут навыкам работы в группах.
Оборудование урока: листы, маркеры, карандаши, линейки циркули, мультимедийный проектор, компьютер.
Учебник: И.М. Смирнова, В.А. Смирнов Геометрия 7-9.
ХОД УРОКА
1 Блок: актуализация знаний
Описание: Предлагается группам из 4 учащихся выполнить задания на альбомных листах:
Далее идет обсуждение работы. Учащиеся повторяют алгоритм построения данного движения и использование при доказательстве движения.
2 Блок: новая тема
Слово учителя: рассмотренные выше преобразования плоскости обладают одним общим свойством – они сохраняют расстояния между точками. Такие преобразования называют движениями.
Движением называется преобразование плоскости, сохраняющее расстояния между точками, т. е. если точки A,D переводятся в точки A1,D1 соответственно, то AD=A1D1.
Пусть одно движение переводит точку А вА1, а другое движение переводит точку А1 в А2. Тогда преобразование плоскости, при котором точке А сопоставляется точка А2, называется композицией движений. Оно получается последовательным выполнением двух данных движений.
Свойство 1. Композиция движений является движением.
Свойство 2. Движение переводит прямые в прямые, лучи в лучи, отрезки в отрезки.
Свойство 3. При движении сохраняются углы.
3 Блок: закрепление темы.
Вопросы учащимся:
4 Блок: это интересно.
Выступление учащихся по теме «Паркеты», в котором было дано определение паркета, правильного паркета, примеры правильных паркетов. (Приложение 1, Приложение 2).
Были предложены вопросы:
1. Можно ли составить паркеты из правильных пятиугольников, шести угольников, семиугольников?
2. Можно ли заполнить плоскость треугольником произвольной формы?
Выводы: движения – важная часть предмета геометрии, с помощью движения можно решать задачи. Движения встречаются в окружающей нас обстановке, например – паркеты.
5 Блок: подведение итогов урока
Для проверки знаний учащихся, им дается задание.
Закончить предложения:
– движением называется…
– примерами движений являются …
– движение переводит прямые в …
– две фигуры называются равными …
– композицией движений является …
– два треугольника равны в том и только в том случае …
Итог урока
Домашнее задание: выучит определение движения, композиций движения, свойства движения, дополнительные задания из Рабочей тетради.
Вывод:
Урок сформирован с учетов возрастных особенностей учащихся: развитие воображения и памяти. Задача педагога, организовать условия усвоения материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнения по образцу. Задача выполняется учащимися с применением творчества и совместной работы в группе. Достигнута цель урока – обобщение изучаемого материала на уроке и введения его в систему ранее усвоенных знаний.
В ходе урока были сложности в вопросах о паркетах: выполнение устных упражнений, т. к. эта тема не является обязательной для обучения, только как познавательный материал.
Таким образом, в ходе урока присутствовал позитивный эмоциональный настрой, все учащиеся были вовлечены в групповую работу, при этом проявили индивидуальное творчество. Достигнуты основная цель и задачи, поставленные педагогом.