На завершающем этапе работы над темой «Фразеология» провожу «Фразеологический турнир». Именно эта форма закрепления материала оказалась самой результативной, подменив собой пресловутую контрольную, которая, как и всякая другая, кроме страха и волнения у детей обычно ничего не вызывает. Конечно, коллеги возразят: нельзя же играми заменить необходимый контроль знаний. Не спорю. Контрольные и проверочные работы необходимы, но темы «Лексика» и «Фразеология» представляются самым благодатным материалом для проведения игр, КВН-ов, турниров. Живая, непринужденная атмосфера, работа в команде, обилие интересной информации сделают свое дело: равнодушных не останется, каждый захочет хоть сколько-нибудь блеснуть эрудицией. В итоге мы получим главное: расширим интеллектуальный запас школьников, кругозор, а, соответственно и лексику обогатим, ведь все мы одинаково страдаем от словесного засорения и словарной бедности наших учеников(и не только их).
Играем обычно всем классом. Это считаю неоспоримым требованием любой игры.
Класс делится на 3 равные команды.
Игра идет по 6 этапам.
Сформулировать как можно больше тем, которые находят отражение во фразеологизмах. (Каждой команде 1 балл за тему).
Любовь, Дружба, Насмешка, Пренебрежение, Досада, Интерес, Тревога, Ужас, Стыд, Обида, Усталость, Откровенность, Смелость, Хитрость, Ум и т.д.
Для примера можно дать следующие направления:
Подобрать как можно больше фразеологизмов, выражающих:
1-й команде – восхищение, радость, восторг (На седьмом небе).
2-й команде – удивление, недоумение, изумление (Не верит глазам).
3-й команде – негодование, возмущение, гнев (Довести до белого каленья).
За каждый фразеологизм – 1 балл.
Все команды получает одинаковые филлворды, в которых зашифрованы названия животных. Их нужно отыскать и подобрать с каждым найденным животным фразеологизм. Кто больше подберет разных фразеологизмов.
За каждый фразеологизм – 2 балла.
Т | П | Т | О | К | А | С | В | З | М | Е | Я |
И | А | Х | У | М | К | О | О | Р | А | Я | Ь |
Ц | К | К | Р | Ы | А | Б | П | О | Н | Ц | Н |
А | У | О | Ш | Б | А | Л | Т | Е | Н | Е | И |
К | Р | Л | К | А | С | Т | О | В | М | О | В |
Ы | Б | Е | А | К | Ч | О | А | Ц | А | К | С |
Б | Е | Д | Ь | А | Л | О | Б | М | Р | Г | У |
Л | К | К | С | О | С | Н | А | Ы | Ш | К | С |
О | В | А | Р | К | О | Л | Р | А | Н | А | Ь |
Комар, Слон Свинья, Волк, Овца, Рак, Баран, Сокол, Гусь, Птенец, Кошка, Собака, Змея, Мышка, Рыба, Муха, Кот, Лебедь, Ласточка, Ворон, Птица, Кур, Бык.
Объяснить исходное значение фразеологизма. (5 баллов)
По жребию каждой команде 3 фразеологизма.
Дамоклов меч, Сизифов труд, Авгиевы конюшни, Пиррова победа, Прокрустово ложе, Филькина грамота, Уйти с носом, Знать назубок, Буриданов осел.
Каждый член команды дома заготавливает несколько (на случай совпадения) афоризмов. Произносит лишь первую часть, а оставшуюся должен договорить один из участников другой команды. За каждый ответ – 1 балл. Времени на размышление нет. Команда не может помогать товарищу.
В слабом классе учитель сам может заготовить фразеологизмы в зависимости от уровня школьников. (Много забавного можно услышать в ответах ребят, что еще больше оживит атмосферу).
Например:
1-я команда – Нет пророка (в своем отечестве).
Не мечите (бисер перед свиньями).
2-я команда – Прочитать от (корки до корки).
Куда Макар (телят не гонял).
3-я команда – Пройти сквозь (огонь, воду и медные трубы).
Незачем валить (с больной головы на здоровую).
Подобрать к каждому фразеологизму синонимично-антонимичную пару (2балла)
Например:
1-я команда: Игра не стоит свеч – Овчинка выделки не стоит; Кровь из носу.
2-я команда: Два сапога пара – Одним миром мазаны; Как небо и земля.
3-я команда: Как из рога изобилия – Полная чаша; Хоть шаром покати