Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание иностранных языков

Психологический анализ аудирования как вида речевой деятельности

Добавлено: 2015.08.24
Просмотров: 263

Дубова Ирина Леонидовна, учитель английского языка

Традиционно наиболее затруднительными заданиями для учащихся являются задания на развитие умения аудирования. Представляется, что для более эффективного обучения данному умению, учителю необходимо опираться на знания о психологической составляющей данного умения.

Наиболее широко аудирование можно определить как «слушание с пониманием» или «понимание речи на слух».

Смысловое восприятие речи на слух является перцептивной, мыслительно-мнемической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация, и др.

Аудирование является активным мыслительным процессом, направленным на восприятие, узнавание и понимание всякий раз новых речевых сообщений, что предполагает творческое комбинирование навыков и активное их применение соответственно изменившейся ситуации и особенностям речевого потока.

Следовательно, аудирование как деятельность основано на умении. Как всякое умение, оно опирается на определенные навыки. Основными группами навыков аудирования являются:

а) навыки подсознательного распознавания грамматических форм речи на морфологическом уровне и на синтаксическом уровне (упреждение структур) и их соотношение с определенным значением. Эта грамматические навыки аудирования;

б) навыки непосредственного понимания слов и словосочетаний. Это лексические навыки аудирования:

в) навыки подсознательного восприятия и различения звуковой стороны речи.

Аудирование, как и любой процесс познания, имеет две стороны – чувственную и логическую. Первый компонент в системе механизмов аудирования – восприятие речи.

Совершенствование восприятия идет за счет увеличения оперативной единицы восприятия. Успешность аудирования зависит от величины этой единицы: чем более крупными (звуко-мыслительными комплексами) будет восприниматься речь, тем успешнее пойдет переработка заключенной в ней информации. По мере тренировки то, что сначала воспринимается по частям (например, по словам), может восприниматься целостно, как неразложимая единица, (так мы воспринимаем фразу).

Всё это теснейшим образом связано с механизмом слуховой памяти. В иностранном языке объем слуховой памяти меньше, чем в родном. А именно от способности удержания в памяти воспринятых отрезков речи зависит процесс понимания аудиотекста, возможность его логической переработки. Для начинающих аудиторов необходима предварительная работа, направленная на идентификацию части новой информации с той, которая хранится в памяти, четкость, логичность изложения, исключение информационной перегрузки.

В процессе восприятия речи функционирует и механизм внутреннего проговаривания.

Эффект понимания в основном зависит от кинестетического воспроизведения слушаемой речи, первым этапом узнавания речи является артикулярное распознавание слышимой речи, процесс, который можно назвать внутренней имитацией. Воспринимая речь, слушающий преобразует с помощью речедвигательного анализатора звуковые образы в артикуляционные.

Таким образом, тесное содружество аудирования и говорения свидетельствует о необходимости их параллельного развития в течение определенного времени.

Установлено, что еще до начала восприятия, как только появляется установка на слушание, артикуляционные органы уже проявляют минимальную активность. Попутно заметим, что это говорит о большой роли установки при аудировании.

Таким образом, происходит непрерывное сличение поступающих сигналов с теми моделями, эталонами, которые хранятся в нашей памяти.

Сличение тесно связано с прошлым опытом человека, с чувствами и эмоциями. Под опытом слушающего понимаются следы от слуховых и речедвигательных ощущений, которые и составляют основу слухового восприятия и понимания речи. Если слуховой след достаточно потенциально активен, то при восприятии того же сообщения, он как бы оживает, и происходит узнавание. Так работает механизм сличения – узнавания.

Но узнавание еще не есть понимание, к нему ведет работа механизма логического понимания, который функционирует уже на уровне актуального осознания, на основе аналитико-синтетическай деятельности мозга, при помощи других способностей человека.

Наиболее известной применительно к аудированию является типология А.Р.Лурия, который выделяет четыре уровня понимания: уровень слов, уровень предложений, уровень сложного синтаксического целого (смыслового) куска и уровень текста.

Основным отличием этих уровней являются глубина, полнота и точность понимания, а также сложность операций, совершаемых слушающим. Понимание на уровне слов носит фрагментарный характер.

Учащийся с низким уровнем языковой подготовки часто различает на слух отдельные слова и наиболее легкие фразы, догадываясь на этом основании о теме сообщения.

Понимание предложений зависит от их синтаксических характеристик. Простое предложение не представляет собой сложности, так как оно является привычной и хорошо упроченной единицей разговорной речи. Трудность составляет понимание логико-грамматической структуры сложного предложения. Мыслительные операции связаны в данном случае с особой формой синтеза отдельных элементов и одновременной, а не последовательной обозримостью всего предложения.

Понимание сложного синтаксического целого происходит путем расчленения речевого сообщения на части и их смысловой группировки, определения средств соединения предложений, составляющих смысловой кусок, определения его темы, начала и конца мысли по основным синтаксическим признакам.

Восприятие целого текста зависит от понимания предикативной связи предложений, ибо она наиболее стабильна и информативна, от композиционно-смысловой структуры текста, стиля и жанра. Например, описательные тексты, не имеющие фабулы, плохо воспринимаются на слух и не вызывают непроизвольного внимания.

Учитывая данные психологии о ступенчатом характере понимания, а также результаты отечественных и зарубежных исследований, предлагается несколько иное деление:

1) уровень фрагментарного понимания;
2) уровень общего/глобального понимания;
3) уровень полного/детального понимания;
4) уровень критического понимания.

Уровень фрагментарного понимания свидетельствует о несформированности умения слушать.

Для уровня общего понимания характерно, прежде всего, понимание темы как смыслового ядра текста, которое базируется на уяснении ключевых слов — смысловых опорных пунктов текста.

Предпосылками для выделения смысловых опорных пунктов являются, в свою очередь, сформированность технических (перцептивно-смысловых) навыков аудирования, знание основного языкового материала, умение определять структуру предложения и речевой опыт учеников (их умение учитывать ситуацию общения, заголовок, рисунки, жесты и мимику, связь с изучаемой темой и т.д.).

Уровень полного понимания предполагает наличие умений совмещать слушание с несложной мнемической и логико-смысловой деятельностью. На базе механизмов вероятностного прогнозирования и слуховой памяти в рамках полного/ детального понимания формируется умение восстанавливать пробелы в понимании. Путем выявления связей между предложениями и смысловыми кусками обеспечивается понимание формальной структуры аудиотекста и логики изложения. Данный уровень предполагает понимание деталей и отдельных фактов, а также умение отделять главное от второстепенного, т.е. оценивать текст с точки зрения его значимости и информативности.

Уровень критического понимания связан с оценкой аудиотекста, с интерпретацией содержания и смысловой обработкой воспринятой информации. Деятельность учеников на данном уровне характеризуется формированием личного отношения к речевому сообщению и критической оценкой его содержания на основе понимания главной мысли, в том числе и эксплицитно выраженной. Этот уровень предполагает наличие хорошо сформированных технических навыков и достаточно богатого речевого опыта.

В аудировании объектом проверки должно выступать то, что является целью обучения этому виду речевой деятельности, а именно извлечение информации в определенном объеме и определенной ситуации. Поскольку аудирование является рецептивным видом деятельности, то и контролировать необходимо через рецепцию, а не продукцию.